Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

В то же время все эти  законодательные акты не обеспечивают в полной мере приоритетности интересов детей и защиты их прав в деятельности всех государственных органов, что является одним из основных требований Конвенции ООН о правах ребенка. И во многом это обусловлено отсутствием единого подхода к формированию законодательной базы социально – правовой защиты детства. Принятие федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124–ФЗ от 24.07.98) позволило законодательно определить и закрепить важнейшие приоритеты и направление государственной политики в отношении защиты и обеспечения прав детей с учетом особенностей их физического состояния, этапов возрастного и социального развития.

Этот закон устанавливает  основные гарантии прав и  законных интересов детей, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.  В частности, закон предусматривает разработку и реализацию целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки  детства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Законом гарантируется также государственная поддержка общественных объединений и иных некоммерческих организаций,  граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов детей.

Ст. 15 предусматривает  защиту прав детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует судебную защиту прав таких детей. В этих целях создаются социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.  Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу)  состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями.

Особо сформулированы в  ст.9 меры по защите прав ребенка в  области образования и воспитания. Так, обучающиеся, воспитанники вправе через своих выборных представителей  ходатайствовать перед администрацией о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Обучающиеся могут проводить во внеурочное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Согласно закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных учреждениях, иных учреждениях, осуществляющих образовательный и воспитательный процессы, в местах, недоступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих) должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц с указанием способов связи с ними по месту нахождения указанных образовательных учреждений.

Ст. 10 закреплено право детей на получение бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно–оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Однако на сегодняшний  день федеральное законодательство в области поддержки детства  не может считаться последовательным, поскольку оно находиться пока в  стадии активного формирования. Поэтому  регионы оказываются перед необходимостью самостоятельно искать пути преодоления законодательного дефицита при решении многих социальных проблем. Пробелы и недостающие звенья в нормативно–правовой базе в какой–то мере восполняются региональным социальным законодательством, разрабатываемым и принимаемым на уровне субъектов федерации в рамках их законодательных полномочий. Региональные нормативные правовые акты касаются предметов ведения субъекта федерации либо тех вопросов, законодательное регулирование которых пока еще не нашло отражения в соответствующем нормативно–правовом документе федерального уровня. Кроме того, Конституцией РФ разрешается в региональном законодательстве улучшать по сравнению с федеральным законом положение граждан, в том числе детей [37, с. 49].

Каждый субъект Российской Федерации с учетом возможностей региона разрабатывает свои законы, позволяющие эффективно реализовать защиту прав детей и подростков

Правительство нижегородской  области реализует Постановление от 30 июля 2007 г. N 261

О порядке деятельности государственных учреждений нижегородской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Порядок предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних" устанавливает  общие правила предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Центр, в соответствии с уставными целями и задачами, осуществляет социальное обслуживание семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, и мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивает их временное проживание и содержание, перевозку, оказывает содействие в дальнейшем жизненном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

К категориям семей и  детей, проживающих в Нижегородской  области и имеющих право на социальное обслуживание в Центре, относятся:

- дети, находящиеся в  трудной жизненной ситуации, в том числе безнадзорные, беспризорные, находящиеся в социально опасном положении и на патронатном воспитании;

- семьи, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, в том числе малообеспеченные, многодетные, семьи в социально  опасном положении, ведущие асоциальный образ жизни, патронатные семьи (воспитатели), семьи несовершеннолетних родителей и др.

 Центр предоставляет  следующие социальные реабилитационные  услуги:

а) социально-медицинские;

б) социально-психологические;

в) социально-педагогические;

г) социально-экономические;

д) социально-бытовые;

е) социально-правовые;

ж) иные услуги, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.

Центры создаются из расчета один Центр на 5 тыс. детей, проживающих в городском округе или муниципальном районе Нижегородской области. При наличии в городском округе или муниципальном районе Нижегородской области менее 5 тыс. детей может создаваться один Центр.

В целях развития эффективных  технологий социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (далее - Учредитель), определяет базовый Центр, который выполняет дополнительные функции по организационно-методическому обеспечению иных Центров и др.

Социально реабилитационный центр устанавливает такие условия  и порядок предоставления социальных услуг, как 

- Социальное обслуживание семей и детей Центром может осуществляться на разовой, временной и постоянной основе.

- Порядок обращения в Центр:

 В Центр круглосуточно  принимаются несовершеннолетние  в возрасте от 3 до 18 лет независимо  от места жительства:

а) обратившиеся за социальной помощью самостоятельно;

б) поступившие по инициативе родителей (законных представителей);

в) направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации и Нижегородской  области.

Несовершеннолетние или  их законные представители имеют  право обратиться в Центр лично, по телефону, направить письменное заявление.

Допускается анонимное  обращение для получения отдельных видов социальной помощи и др.

Устанавливаются условия  и порядок оплаты социальных услуг, такие как 

- Социальные услуги предоставляются Центром бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

- Социальные услуги, включенные в Перечень, оказываются Центром бесплатно для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

- Для иных категорий семей и детей социальные услуги, включенные в Перечень, предоставляются на условиях полной оплаты или частичной оплаты с компенсацией расходов Центра за счет внебюджетных средств, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Порядок реализации прав и мер социальной поддержки работников государственных учреждений Нижегородской  области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" устанавливает общие правила  реализации прав и мер социальной поддержки работников государственных учреждений Нижегородской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Порядок реализации прав работников центров

1. Повышение квалификации  и аттестация.

- Работники Центра имеют право на следующие виды повышения квалификации:

а) обучение на курсах повышения  квалификации;

б) обучение по профилю  работы в высших и средних специальных  учебных заведениях.

- Направление работников Центра на курсы повышения квалификации может осуществляется:

а) за счет средств областного бюджета, предусмотренных в смете расходов Центра на указанные цели;

б) за счет внебюджетных средств в рамках уставной деятельности Центра и др.

 Специалистам Центра, определенным в Перечне должностей, дающих право на возмещение  расходов по оплате жилья, отопления и освещения, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2004 года N 278 "О порядке реализации Закона Нижегородской области от 29.11.2004 N 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения", предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 года N 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения".

Медицинским работникам Центра, осуществляющим социально-медицинскую реабилитацию несовершеннолетних, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области для медицинских работников учреждений здравоохранения и  др. [23].

Правительство Нижегородской  области реализует постановление от 28 мая 2007 г. N 169 о порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социальный приют для детей и подростков»

Порядок предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Социальный приют для детей и подростков" устанавливает общие правила предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Социальный приют для детей и подростков"

Приют в соответствии с уставными целями и задачами осуществляет социальный патронаж семей, находящихся в тяжелой жизненной  ситуации и социально опасном  положении, и мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивает их временное проживание и содержание, оказывает содействие в дальнейшем жизненном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, органами внутренних дел, опеки и попечительства, занятости населения, органами управления здравоохранением, образованием, организацией культуры, общественными и иными организациями.

Социальные услуги, предоставляемые Приютом, определяются действующим законодательством, в том числе Перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года N 110 (далее - Перечень), и уставом Приюта.

К категориям семей и  детей, проживающим в Нижегородской  области и имеющим право на социальное обслуживание в Приюте, относятся:

- дети, находящиеся в  трудной жизненной ситуации, в том числе: безнадзорные, беспризорные, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в социально опасном положении и на патронатном воспитании;

- семьи, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, в том числе: малообеспеченные, многодетные, семьи, находящиеся в социально опасном положении, ведущие асоциальный образ жизни, патронатные семьи (воспитатели), семьи несовершеннолетних родителей, другие.

Приют предоставляет  следующие социальные услуги:

а) социально-медицинские;

б) социально-психологические;

в) социально-педагогические;

г) социально-экономические;

д) социально-бытовые;

е) социально-правовые;

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района