Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
Деятельность социально -реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе “ О социальном обслуживании населения в Российской Федерации “, распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.[25] Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей признавалось, но не было определено, какие службы, какие органы управления обязаны заниматься их судьбой. «Статистики, характеризующие количество и состав современных беспризорников официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Министерства социальной защиты России, в поле зрения государственных органов раз в год попадает до 150 -200 тыс. таких детей и подростков» [15, с.18]. В федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997 г.), а затем и в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.99 г. №120–ФЗ обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсические и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность; осужденные условно и другое, всего 14 категорий [26, с.37]. В нарушение интернациональных правовых норм дети, не совершившие правонарушений, часто длительно содержались в приемниках распределителях органов внутренних дел, ожидая определения в детское учреждение интернатного типа. Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, неизменного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение. Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в обычные условия содержания. Психологически приготовить его к жизни в замещающей семье либо интернатном учреждении, устраняет специалист по охране прав детства от утомительной процедуры сбора нужных справок. В учреждениях представляют четкую картину домашнего неблагополучия. Заведены нужные документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико–психолого -педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию [13]. Существенное внимание уделяется профилактике общественного сиротства. На решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу, прежде всего, отнесем: Семейный кодекс РФ (принят 29.12.95г.,№223 – ФЗ); президентская программа «Дети России» и ее Федеральная целевая программа «Дети-сироты»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 21.12.96 г.); постановление Правительства РФ от 20.06.1992 г. №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. №829 «О приемной семье», Положение о приемной семье и другие [26, с. 17]. В течение года в среднем сотрудники социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних России работают более чем со 100000 человек; 40 тыс. семей находятся под социальным патронажем, в стационарах проходят реабилитацию более 65 тыс. детей и подростков. Социально - реабилитационные службы при поддержке комиссий по делам несовершеннолетних с ролью работников органов опеки, внутренних дел при необходимости решают вопросы о помещении детей, которым не обеспечиваются обычные условия развития и воспитания в семье, под опеку или в надлежащее государственное учреждение. На предотвращение беспризорности, безнадзорности и ассоциального поведения детей и подростков ориентирована работа каждого из дейстующих социально-реабилитационных центров, но особенное значение имеет тот факт, что большая часть из них кроме медико-психологической коррекции ребенка восстанавливают семьей либо находят замещающую семью, стараются сделать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни. Значимая часть поступающих в учреждения детей - это подобранные на вокзалах и улицах, не имеющие никаких документов дети с неустановленной личностью [12]. Поэтому основной задачей, на первом этапе реабилитации, становится восстановление общественного статуса несовершеннолетнего, выявление обстоятельств его дезадаптации, так как без довольно полного общественного портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы [14]. Медико – психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно смотрят за ходом реабилитации, добиваясь, чтоб за время пребывания в Центре ребенок был адаптирован к жизни. Департамент защиты семьи, женщин и детей Министерства труда и общественного развития России постоянно ориентирует подведомственные органы и службы на активное взаимодействие с другими субъектами государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности. К огорчению, не везде и не постоянно это выходит. Многие сотрудники, выявив беспризорного ребенка и поместив его в надлежащие условия, пробуют решить все его трудности лишь силами собственного учреждения, забывая о том, что вопросы образования, исцеления, трудоустройства обязаны быть обеспечены в согласовании с работающим законодательством соответствующими службами, отвечающими за это. Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально - реабилитационном центре Нижегородской области. Создание в учреждениях домашней атмосферы и проведение всесторонней медико-социальной и психологической реабилитации детей и подростков. Комплексное обследование воспитанников указывает, что фактически все дети поступают в центры с различной степенью и формами психического расстройства, они физически ослаблены, частенько хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы и тяжело идут на контакт с воспитателями. Поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе реабилитации. Самым основным считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. С момента поступления ребенка в социально-реабилитационный центр начинается планомерная работа с семьей. Детально обследуется её положение; педагоги пробуют нормализовать обстановку и сделать в семье хотя бы относительно обычный психологический климат. Если есть положительные сдвиги, ребенок возвращается в семью. Нередки случаи, когда управление центра либо приюта выступает перед трибуналом с ходатайством о прекращении дела по лишению родительских прав. Частенько воспитанники центров возвращаются в семьи, так как благодаря работникам центра матери меняют свое поведение, регулярно посещают детей в социально-реабилитационных учреждениях, начинают проявлять к ним больше доброты и ласки. В согласовании с заключением профессионалов этих детей возвращают в семью. Работа с семьей не прекращается. Даже, если дети ощущают себя нормально в родном доме, мать получает регулярно психотерапевтическую и педагогическую поддержку профессионалов центра. И, наконец, третье, самое сложное направление деятельности детских специализированных учреждений - нормализация обстановки, до определения несовершеннолетних в центр. Для этого создаются, в большей степени в многодетных семьях, группы домашнего воспитания. На наш взгляд, это направление работы необходимое, перспективное, хотя и не постоянно удается достичь положительного результата.
Таким образом, социально-реабилитационные центры важны и необходимы для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
ГУ «Социально–реабилитационный центр Шарангского района»
Адрес: Нижегородская область, Шарангский район, д. Туманка, ул. Новая, д.2 индекс:606840
Телефон:883155 (2-16-56)
Год основания: 17 апреля 1997 года
Штат: 39 человек
К концу 90-х годов создана новая для России система социального обслуживания семей и детей с сетью специализированных учреждений: социальные приюты, центры помощи семье и детям и социально–реабилитационные центры.
Открытию учреждения предшествовали два года неимоверных усилий на то, чтобы доказать, что такой Центр необходим, ему нужно помочь открыться. И все эти работы легли на плечи Начальника управления социальной защиты–Торощиной Г. А.
И в Шарангском районе в 1995 году было принято решение об открытии такого учреждения, а 17 апреля 1997 года в Социально - реабилитационном центре разместились первые воспитанники.
Учреждение было создано на основании Распоряжения администрации Шарангского района Нижегородской области от 14.06.2005 г. № 213 «О создании юридического лица».
Учреждение передано в государственную собственность на основании Распоряжения Правительства Нижегородской области от 21.12.2005 г. №908 «Об утверждении перечня муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Нижегородской области» для социальных целей.
Первое название Центра - «Муниципальное стационарное учреждение «Шарангский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Учредителем Учреждения является департамент
социальной защиты населения, труда
и занятости Нижегородской
Первым директором Центра была - Чешуина Г. А., а возглавляет ГУ «СРЦН Шарангского района» - Фокина Т. А.
ГУ «СРЦН Шарангского района»
располагает большими возможностями
для профилактики и социальной реабилитации
дезадаптированных детей и подр
Центр является единственным учреждением в районе с круглосуточным пребыванием детей, а также это единственная база отдыха в период летних каникул со стационарным пребыванием детей из неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семей.
Учреждение активно принимает участие в областных и районных конкурсах. Так в 2001 году в г. Шахунья проходил зональный конкурс «Лучший по профессии», воспитатель Шорохова Т. В. заняла третье призовое место, а воспитатель Киселева Н. П. - приз зрительских симпатий.
В 2002 г. под руководством Никитиной О. Д. (педагога-психолога) была разработана программа для подростков «Зеркало», которая в г. Нижнем Новгороде заняла третье призовое место.
В 2007 г. Воспитанники принимали участие в областном конкурсе «IV городской праздник цветов», и заняли 3 место.
В ноябре 2007 г. воспитанница Новоселова Валентина принимала участие в XIV традиционном фестивале «Новые имена», который проводится в г. Нижнем Новгороде. Она награждена дипломом и стала стипендиатом Губернатора Нижегородской области. Воспитанники Шаманов Алексей и Кашурников Герман в 2007 г. и в 2008 г. были награждены поездкой в Великий Устюг. Они стали победителями в детском конкурсе рисунков «Свет и тепло», организованном ОАО «Нижновэнерго».
В 2007 и в 2008 г. Принимали участие в областном конкурсе профильных лагерей по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период, награждены свидетельством «Участник областного конкурса профильных лагерей». В 2008 г. принимали участие в областном конкурсе проектов по социальной поддержке и улучшению положения семей и детей Нижегородской области в номинации «Возвращение в детство» - разработали проект «Росток» и получили благодарность. В июле 2008 г. в г. Ветлуга проходила зональная Спартакиада «Малые олимпийские игры». По общим показателям команда Центра заняла третье место. Подготовила детей к Спартакиаде воспитатель ГУ «СРЦН Шарангского района» Шорохова Т. В.
Укрепление материально- технической базы:
2001г. – приобретено
2002г. – приобрели швейно-вяза
2005г. – оргтехника; автомобиль «Газель» на 8 посадочных мест, номер X 371 TX.
Учреждение имеет приусадебный
участок 9 952 кв.м., что дает возможность
приобщать детей к
- картофеля - 31 800 кг.
-лука - 865 кг
-свеклы - 799 кг
-капусты - 1335 кг
-моркови - 793 кг [2].
Таким образом, ГУ «СРЦН Шарангского района» возник 17 апреля 1997 году. Учреждение создано на основании Распоряжения администрации Шарангского района Нижегородской области от 14.06.2005 г. № 213 «О создании юридического лица». Возглавляет Центр - Фокина Т.А. Сотрудники и дети неоднократно побеждали в районных и областных конкурсах.
На территории Центра имеется одно жилое двухэтажное здание, 1 склад, 2 хозяйственные постройки, баня.
В жилом помещении Центра на 2 этаже имеется 1 учебная комната, где дети все вместе учат уроки, она обставлена красивыми живыми цветами, за которыми ухаживают сами дети и воспитатель - Золоторева В.А., заведующая этим кабинетом. Комната, достаточно освещенная и удобная для выполнения домашнего задания.
В методическом кабинете собираются все воспитатели и заведующие отделениями, специалисты по социальной работе.
В кабинете директора можно увидеть все достижения и грамоты Центра, а так же фотографии детей. В этом кабинете хранятся все важные и главные документы.
В музыкальном зале дети проводят свое свободное время: смотрят телевизор, играют в настольный теннис, поют в караоке. В этом же зале проводятся разные мероприятия, репетиции к праздникам и сами праздники.
В кабинете службы сопровождения семьи и ребенка работают специалисты с семьями которые хотят взять ребенка на воспитание, это педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, заведующая службой сопровождения семьи и ребенка. Так же в этом кабинете проходят индивидуальные занятия детей со специалистами.
Так же на 2 этаже расположены 5 спальных комнат для детей. 1 комната старших девочек, 2 комнаты младших девочек, 1 комната для старших мальчиков и 1 комната для младших мальчиков.
В бухгалтерии работают: главный бухгалтер, кассир,
На первом этаже находится столовая, где дети любят покушать, в столовой находится чайник с кипяченой водой и стаканами, для того чтобы дети могли в любое время попить. Так же на стенах развешены разные плакаты связанные с пищей.
На кухне работают повара и помощники повара, готовят для детей разные вкусные завтраки, обеды, полдники, ужины.
В котельной находится отопительная система, и там же сторожа охраняют здание.
Так же на первом этаже находятся 2 туалета: мужской и женский.
При входе в здание расположена раздевалка для детей. У каждого малыша свой шкафчик, а взрослые дети вешают на вешалки свои вещи.
Имеются 3 склада: в одном находятся продукты питания, в другом для детей вещи на разные случаи жизни, а в третьем, канцелярские, хозяйственные товары.
Имеется медицинский пункт в котором 3 отдела, это изолятор, приемная, и отдел с медикаментами. В бельевой находятся вещи детей, постельное белье, гладильный стол.
В прачечной комнате расположена стиральная машина. Заведующая прачечной стирает постельное белье, так же стирает вещи детей, сушит, гладит.
Таким образом, в ГУ «СРЦН Шарангского района» есть все условия, необходимые для развития и воспитания детей.
Официальное наименование Учреждения: государственное учреждение «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района». Центр является государственным учреждением социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты Нижегородской области. Сокращенное наименование Учреждения: CРЦН.
Учреждение является юридическим
лицом с момента государственно
В учреждении круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), а также по ходатайству администраций РОО, школ, Шарангской ЦРБ, КДН, РОВД, органов опеки и попечительства.
В своей деятельности Учреждение руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Законами Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Нижегородской области, приказами департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, другими нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Цель и предмет деятельности учреждения
Основными целями создания Учреждения являются:
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района