Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
В блок «Я и
другие» Основной целью
- изучить индивидуальные
особенности детей для
- корректировать дисграфию и дислексию у детей младшего и среднего школьного возраста;
- выявить семьи группы риска, оказать своевременную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- содействовать в формировании
социальных ценностей и
Психологическая реабилитация в Центре проводится по таким направлениям как: диагностика, адаптация и др. (см. в приложение 7).
Социально-педагогическая реабилитация проводится по направлениям: диагностика, коррекция и развитие, работа по программам «Самочувствие», «Мои профессиональные намерения» и др. (см. в приложение 7).
Логокоррекционная работа проводится по направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее направление.
В блоке «Я человек труда» ставится такая цель как: создание оптимальных условий для успешной интеграции детей в обществе. Определены такие задачи как:
- оказать помощь в
самореализации детей через
- разнообразить и обогатить
практический опыт детей,
Трудовая реабилитация включает в себя такие тематики занятий как:
-уход за комнатными растениями. Поливка, защита растений от вредителей, подбор и посадка комнатных растений;
- выращивание рассады. Посадка в грунд. В процессе работы дети приобретают такие умения и навыки как правила выращивания рассады и ухода за ней. Правила высадки рассады в открытый грунд;
- в процессе ремонта одежды дети приобретают такие умения и навыки как правила простейшего ремонта одежды. Знакомство с правилами пришивания пуговиц.
В этом блоке представлены и другие тематики занятий (см. в приложение 7).
В блоке «Я +мир» определена цель - создание условий для всестороннего развития личности детей. Поставлены такие задачи как:
- организовать досуг детей, через участие в кружковой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- способствовать формированию музыкальной культуры и др. (см. в приложение 7) [34].
На лето разработана программа летнего оздоровительного лагеря «Юнга» на базе ГУ «СРЦН Шарангского района» «Полный вперед».
Летние каникулы - самая незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи. Это период, когда дети с пользой для себя могут провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают летние оздоровительные лагеря.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию психологического и физического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют
исследования занятости детей в
летний период, не все дети имеют
возможность поехать в
По данным министерства здравоохранения и социального развития в 2009 году численность детей с ограниченными возможностями составляет 542 тысяч человек, 23, 6 %-страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3%-умственными нарушениями и 23,1% имеют двигательные нарушения.
По данным медицинской статистики в Шарангском районе числится 37 детей-инвалидов. Такие дети, как правило, находятся на домашнем обучении. У них возникают трудности в общении, нарушается процесс социализации. Выходом из этой ситуации является постепенная интеграция «особого» ребенка в общество. Отношение современного общества к людям с ограниченными возможностями нельзя назвать гуманным и милосердным. Решение проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от воспитания, гуманного и милосердного к ним отношения здоровых детей, а здоровые дети, не умеют общаться с ними, так как не обладают таким опытом.
Таким образом, программа
«Полный-вперед» разработанная
Ведущими идеями программы являются сохранение и преумножение здоровья, информирование мотивации здорового образа жизни у детей во время их пребывания в летнем оздоровительном лагере.
Особое внимание будет уделяться патриотическому воспитанию, так как молодое поколение недостаточно имеет знаний о культуре своего края, об участниках ВОВ, защитниках тыла.
Во время пребывания в лагере все дети смогут реализовать себя в коллективно-творческих делах, раскрыть в себе творческий потенциал.
Особенность программы в том, что она способна удовлетворить интересы и потребности детей разного возраста. Целью программы является: создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей, интенсивного общения и совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Задачи программы являются:
В программе определены основные направления деятельности такие как: подготовительный этап это работа с педагогическим коллективом, работа с обслуживающим персоналом.
На этом этапе происходит отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере. Так же составление необходимой документации для деятельности лагеря, знакомство с программой по летнему отдыху. Организационный период. В него входит: знакомство детей с лагерем, организация деятельности, самоуправление.
На этом этапе происходит операция «Уют» (расселение по комнатам), вечер знакомств, игры «Снежный ком», «Имена», «Три слова», «Мяч по кругу», анкетирование, диагностика.
В патриотическом блоке «Без прошлого нет будущего» ставится цель - формирование основ патриотизма. Определены такие задачи как:
-воспитание уважения к культуре и истории родного края;
-вызвать интерес к военной истории нашей Родины.
В этом блоке основное направление деятельности: комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, развитие гражданской ответственности за самого себя, уважение к государственным символам, традициям. Проводятся мероприятия в форме: бесед, конкурсов, экскурсий и др. (см. в приложение 8).
В спортивно-оздоровительный блок «Здоровым быть модно» определена такая цель как: создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей. Поставлены задачи:
-формировать культуру здоровья и потребность в здоровом образе жизни;
-приобщать к традициям спорта, подвижным играм, воспитывать стремление к победе.
В этом блоке основное направление деятельности это ориентация на здоровый образ жизни, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемам саморегуляции. Проводятся в форме: спортивных игр, соревнования, викторины, сюжетно-ролевой игры: «я на дороге», велопробег и др. (см. в приложение 8).
В творческо - досуговом блоке «Морские приключения» поставлена такая цель как: создание условий для проявления индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Определены такие задачи как:
-вовлечь детей в различные формы организации досуга;
-развивать творческие способности детей
В этом блоке определены основные направления, такие как реализация кружковых программ, вовлечение детей в активное участие досуговой деятельности. Проводятся в виде форм: торжественное открытие и закрытие смены, музыкальные часы, сюжетно-ролевые игры «Два корабля», «Морской бой» и др.
Игры на сплочение коллектива. Работа в творческих мастерских и др. (см. в приложение).
Так же в программе прописан план мероприятий по реализации программы, например, в день приезда детей проводятся такие мероприятия как:
На второй день запланированы такие мероприятия как:
На третий день нахождения детей в лагере запланированы такие мероприятия как:
В ГУ «СРЦН Шарангского района» дети живут по режиму дня.
Таблица 1
Режим жизни воспитанников
Режимные моменты |
Младшие школьники |
Подростки |
Подъем, утренняя зарядка |
6.30-6.45 |
6.30-6.45 |
Утренний туалет, уборка кроватей |
6.45-7.00 |
6.45-7.00 |
Завтрак 1 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
Уход в школу |
7.35-7.50 |
7.35-7-50 |
Завтрак 2 |
7.35-7.50 |
7.35-7.50 |
Прогулка |
13.30-15.00 |
13.30-15.00 |
Самоподготовка |
15.00-17.00 |
15.00-17.00 |
Индивидуальные, групповые занятия со специалистами |
15.00-17.00 |
15.00-17.00 |
полдник |
16.00-16.15 |
16.00-16.15 |
прогулка |
17.00-18.00 |
17.00-18.00 |
Ужин 1 |
18.00-18.30 |
18.00-18.30 |
Свободные занятия, кружковая деятельность |
18.30-20.30 |
18.30-20.30 |
Ужин 2 |
20.30-20.45 |
20.30-20.45 |
Гигиенические процедуры |
20.45-21.00 |
20.45-21.00 |
Ночной сон |
21.00-6.30 |
21.00-6.30 |
Детей в Центре поднимают в 6.30. После того как они позавтракают, детей на машине отправляют в Шарангскую среднюю школу, которая находится за 5 километров от Центра. Так же на машине после учебы встречают младших школьников, а подростки в силу нагрузки в старших классах приезжают в Центр на автобусе, либо идут пешком. После прогулки дети выполняют домашние задания, если вдруг случается так, что ребенок не может справится, то на помощь всегда придет воспитатель Золоторева В.А., а так же другие воспитатели.
После того как дети выполнили домашние задания, детей младшего школьного возраста приглашает к себе Осокина О.В. -учитель-дефектолог. Проводит с ними индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения и коррекции письма и т.д.
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района