Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
Рис. 17
Воспитанники Центра - 32% считают, что он необходим, 23% детей ,что Центр для них совсем ничего не значит. Для 18% детей Центр как дом. 18% детей считают, что он плохой, для 9% Центр сделал многое.
Таким образом, большинство детей считают, что Центр необходим.
Рис. 18
На вопрос «В Центре я чувствую» 27% воспитанников ответили, что им в нем спокойно, 23% детей в Центре плохо, 23% чувствуют себя хорошо, 5% детей чувствуют себя в нем нормально, 5% чувствуют грусть находясь в Центре, так же 5% чувствуют злость.
Таким образом, воспитанники Центра чувствуют себя по – разному, большинство детей чувствуют себя спокойно, хорошо.
Рис. 19
Воспитанники Центра считают, что Центр необходим - 59% детей, 27% детей говорят, что он плохой, 14% уверяют, что Центр совсем не нужен.
Таким образом, большинство детей считают, что Центр необходим для них.
Рис. 20
27% детей нравится в Центре телевизор, 14% детей нравятся цветы, 14% - нравится абсолютно все, 9% детей нравится спать, 5% - кушать, 5% детей говорят, что им нравятся мероприятия, которые проходят в Центре. 32% детей ответили, что им ничего не нравится.
Таким образом, большинству детей ничего не нравится в Центре.
Рис. 21
55% воспитанников ответили, что им не нравится абсолютно все, что есть в Центре, 18% не нравится учить уроки, 5% детей не нравится многое, не нравится когда обижают, не нравятся цветы, воспитатели, 5% детей не нравится находиться в нем.
Таким образом, большинству детей не нравится в Центре абсолютно все.
Рис. 22
Воспитанники центра через 5 лет после выхода из него будут вспоминать о ребятах – 26% детей, 23% детей будут вспоминать сотрудников, 23% детей будут вспоминать о самом Центре, 18% детей ни о чем не будут вспоминать, 5% детей будут вспоминать, о том, как было плохо находиться в Центре.
Таким образом, большинство детей будут вспоминать о ребятах, о самом Центре, о сотрудниках.
Таким образом, большинство детей живет в Центре от 1 года до 3 лет. В основном детям нравится проживать в Центре. В свободное от учебы время дети любят смотреть телевизор и заниматься в различных кружках. Воспитанники Центра считают, что Центр для них необходим. В Центре дети чувствуют себя по-разному. Большинство детей считают, что Центр необходим для них, но в то же время, при ответе на вопрос «Мне нравится в Центре…» отвечают, что все не нравится. После того как дети уйдут из Центра будут в первую очередь вспоминать о сотрудниках, ребятах, о самом Центре.
Таблица 7
Результаты изучения отношения воспитанников к Центру, к детям и к педагогам
Вопросы |
Положительное отношение |
Нейтральное отношение |
Отрицательное отношение | |||
Количество |
Процент |
Количество |
Процент |
Количество |
Процент | |
Я в Центре |
16 |
73 |
5 |
23 |
1 |
4 |
Я и ребята |
12 |
55 |
10 |
45 |
0 |
0 |
Я и педагоги |
12 |
55 |
8 |
36 |
2 |
9 |
(см. приложение 5)
Рис. 23
73% детей относятся
к Центру положительно, 23% детей
нейтрально, 4% детей относится отрицательно.
55% детей относится к
Таблица 8
Результаты анализа ответов педагогов
на вопросы анкеты 2
Показатели |
Количество |
Проценты |
1.Нравится ли Вам работать в Центре? |
||
Да |
20 |
100 |
Нет |
0 |
0 |
2.Испытываете ли трудности в работе с детьми? |
||
Нет |
10 |
50 |
Да |
6 |
30 |
Иногда |
4 |
20 |
3.Есть ли у Вас любимчики в Центре? |
||
Нет |
19 |
95 |
Да |
1 |
5 |
4.Что Вам нравится в Центре? |
||
Обстановка |
2 |
10 |
Контакт с детьми |
5 |
25 |
Все |
4 |
20 |
Коллектив |
3 |
15 |
Уют |
2 |
10 |
Воздержались |
4 |
20 |
5.Что Вам не нравится в Центре? |
||
Маленькое здание |
1 |
5 |
Нет игровой комнаты |
1 |
5 |
Условия работы |
1 |
5 |
Поведение Алены Менчиковой |
1 |
5 |
Воздержались |
16 |
80 |
Рис. 24
В ГУ «СРЦН Шарангского района» нравится работать всем педагогам .
Рис. 25
В Центре 50% педагогов не испытывают трудностей в работе с детьми, 30% испытывают, 20% иногда испытывают трудности.
Таким образом, большинство педагогов не испытывают никаких трудностей в работе с детьми.
Рис. 26
Таким образом, в ГУ «СРЦН у педагогов нет любимчиков в Центре у 95%, а у 5% есть любимчики.
Рис. 27
В ГУ «СРЦН Шарангского района» 25% педагогов нравится контакт с детьми, 20%-воздержались при ответе на этот вопрос, 20% педагогов ответили, что им нравится в Центре все, 15% педагогов ответили, что им нравится коллектив сотрудников, 10% ответили, что им нравится уют, так же 10% ответили, что нравится обстановка.
Таким образом, большинству педагогов нравится в Центре контакт с детьми.
Рис. 28
В Центре 80% педагогов воздержались
при ответе на вопрос «Что
Вам не нравится в Центре?»,
5% ответили, что не нравится маленькое
здание, 5% - нет игровой комнаты, 5%
не нравятся условия работы, 5%
не нравится поведение
Таким образом, большинство педагогов воздержались при ответе на этот вопрос.
Вывод: Таким образом, педагогам в Центре нравится работать. В работе с детьми трудностей не возникает. У педагогов в Центре нет любимчиков из детей. Педагоги испытывают удовлетворение от контакта с детьми
2.9. Выводы и рекомендации
На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что структура ГУ «Социально реабилитационного центра Шарангского района» составляет 3 отделения: приемное, диагностическое, стационарное.
Обобщенный портрет педагога, работающего в Центре таков: это в основном женщины в возрасте 30-40 лет с высшим образованием, имеющие стаж работы 10-15 лет и 2 квалификационную категорию.
Обобщенный портрет воспитанников Центра таков: в нем проживают больше девочек, чем мальчиков. Дети в основном младшего школьного возраста из неполных, неблагополучных семей. У большинства детей 2 группа здоровья, уровень интеллектуального развития соответствует. В Центре дети занимаются со всеми специалистами, большинство детей занимается с педагогом - психологом. Дети посещают различные кружки. В основном им интересны, такие кружки как: «Спортивный», «Вышивание крестиком», «Мягкой игрушки».
Большинство детей живет в Центре от 1 года до 3 лет. В основном детям нравится проживать в Центре. В свободное от учебы время дети любят смотреть телевизор и заниматься в различных кружках. Воспитанники Центра считают, что Центр для них необходим. В Центре дети чувствуют себя по-разному. Большинство детей считают, что Центр необходим для них, но в то же время, при ответе на вопрос «Мне нравится в Центре…» отвечают, что все не нравится. После того как дети уйдут из Центра будут в первую очередь вспоминать о сотрудниках, ребятах, о самом Центре.
Педагогам в Центре нравится работать. В работе с детьми трудностей не возникает. У педагогов в Центре нет любимчиков из детей. Педагоги испытывают удовлетворение от контакта с детьми.
Анализ результатов исследования позволил нам сформулировать рекомендации:
Администрации Центра:
- привлекать к работе в Центре педагогов – мужчин;
- найти возможности
и средства для выделения
- найти возможности
и средства для выделения
- способствовать повышению образования и квалификационной категории педагогов;
- привлекать спонсоров для создания и оформления площадки.
Педагогам, работающим в Центре:
- продумать систему
ценностей и традиций
- разнообразить жизнь Центра мероприятиями различными по форме и содержанию;
- способствовать сплочению
коллектива воспитанников
Педагогу – психологу Центра:
- подобрать и разработать диагностические средства по изучению отношения детей к разным сторонам жизни в Центре ( к воспитанникам, педагогам, содержанию жизни и видам деятельности);
- проводить психокоррекционную
работу с детьми по снижению
у них агрессивности и
- разработать и проводить серию тренинговых занятий для педагогов по снижению тревожности, эмоционального напряжения.
Таким образом, наша цель изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру достигнута. Гипотеза подтвердилась отношения воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Заключение
Cоциальная защита детства - система законодательно закрепленных экономических, социальных организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.
Детство—период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году.
Нормативно-правовая база социальной защиты детства включает в себя государственные и ведомственные документы нескольких уровней: федерального, муниципального, уровни субъектов федерации, уровня учреждения.
На сегодняшний день существует множество учреждений социальной защиты детства: центры социальной помощи семьям и детям, социальные приюты для детей, социальные службы для детей и молодежи, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты для детей с нарушениями развития, реабилитационные центры.
Нами были изучены особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области.
Целью организации этого учреждения является
1. Профилактика детской безнадзорности и обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации;
2. Оказание социально – правовой, медико–психолого–
Социально-реабилитационный центр был открыт 17 апреля 1997 года.
ГУ «СРЦН Шарангского района»
располагает большими возможностями
для профилактики и социальной реабилитации
дезадаптированных детей и подр
Центр является единственным учреждением в районе с круглосуточным пребыванием детей, а также это единственная база отдыха в период летних каникул со стационарным пребыванием детей из неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семей.
В деятельности учреждения можно выделить два направления:
- работа с детьми и подростками;
- работа с семьей и родителями.
Структуру Центра составляет 3 отделения: приемное, стационарное и диагностическое.
Цель приемного отделения – это проведение первичного приема несовершеннолетних. Целью диагностического отделения является формирование и контроль эффективности проводимых с несовершеннолетними реабилитационных мероприятий и своевременной их корректировки. Целью стационарного отделения является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в условиях круглосуточного пребывания в Центре.
Учреждение оказывает следующие виды услуг: социально-медицинские, психологические, экономические, правовые, педагогические.
В Центре работает 39 человек, из них 20 педагогов и это составляет – 51%. Обобщенный портрет педагога, работающего в Центре таков: это в основном женщины в возрасте 30-40 лет и с высшим образованием, имеющие стаж работы 10-15 лет и 2 квалификационную категорию. Обобщенный портрет воспитанников Центра таков: в нем проживают больше девочек, чем мальчиков. Дети в основном младшего школьного возраста из неполных, неблагополучных семей. У большинства детей 2 группа здоровья, уровень интеллектуального развития соответствует норме. В Центре дети занимаются со всеми специалистами, большинство детей занимается с педагогом - психологом.
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района