Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

- подготовка детей-учащихся к учебным занятиям;

- организация клубной и кружковой  работы;

- организация трудовой реабилитации  и профессиональной ориентации;

- социально–педагогическая и социально–психологическая реабилитация;

- социально–бытовая и социально – средовая адаптация;

- социально–медицинская реабилитация.

В период школьных каникул открывается  оздоровительный лагерь со стационарным пребыванием. В отделении создаются условия приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних. В отделении выделяются места для отдыха, сна, питания, проведения гигиенических процедур, группового общения, самоподготовки к учебным занятиям, психолого–педагогических занятий, трудовой реабилитации, социально–медицинской реабилитации,  медицинского кабинета, организация досуга, спортивных и игровых занятий [18] (см. приложение 10).

Таким образом, структура ГУ «Социально реабилитационного центра Шарангского района» составляет 3 отделения: приемное, диагностическое, стационарное. Цель Приемного отделения – это проведение первичного приема несовершеннолетних. Целью Диагностического отделения является формирование и контроль эффективности проводимых с несовершеннолетними  реабилитационных мероприятий и своевременной их корректировки. Целью стационарное отделения является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в условиях круглосуточного пребывания в Центре.

 

    1.  Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области

В ГУ «СРЦН Шарангского района»  работает 20 педагогов из них 11 воспитателей, заведующая приемным отделением, заведующая диагностическим отделением, заведующая службы сопровождения семьи и ребенка, заведующая стационарным отделением, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе.

 

 

 

 

 

Рис.1

Педагогов в Центре -  51%  от числа всех сотрудников.

 

 

 

Таблица 3

Сведения  о педагогах, работающих в ГУ «СРЦН Шарангского  района»

Показатели

Количество

Проценты

Пол

Мужской

 

19

 

95

Женский

1

5

Возраст

20-30 лет

 

4

 

20

30-40 лет

9

45

40-50 лет

2

10

50-60 лет

5

25

Образование

высшее

 

12

 

60

Среднее

8

40

Категория

Нет категории

 

3

 

15

2

9

45

1

6

30

высшая

2

10

Стаж работы

От 0-5лет

 

8

 

40

От 5-10лет

3

15

От 10-15лет

9

45


 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

В ГУ «СРЦН Шарангского района» с детьми в основном работают женщины-педагоги.

 

 

Рис. 3

В ГУ «СРЦН Шарангского района» 45% педагогов в возрасте 30-40 лет, 25% педагогов в возрасте  50-60 лет, 20 -30 лет  у 20% педагогов, 10% педагогов - 40-50лет.

Таким образом, большинство педагогов  работающих в Центре имеют возраст от 30 до 40 лет.

 

 

 

Рис. 4

В ГУ «СРЦН Шарангского района» более половины педагогов имеют высшее педагогическое  образование.

 

 

Рис. 5

В ГУ «СРЦН Шарангского района» 40% педагогов имеют стаж работы до 5 лет, 15% педагогов работают в Центре 5-10 лет, 10-15 лет стажа работы имеют 45% педагогов.

Таким образом, большинство педагогов работают в Центре от 10 до 15 лет.

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

45% педагогов имеют 2 квалификационную категорию, 30% педагогов имеют 1 категорию, 10% -высшую категорию, 15% не имеют категории. Большинство педагогов в Центре имеют 2 квалификационную категорию.

Таким образом, обобщенный портрет педагога, работающего в Центре таков: это в основном женщины в возрасте 30-40 лет с высшим образованием, имеющие стаж работы 10-15 лет и 2 квалификационную категорию.

 

    1. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области

 

Таблица 4

Сведения о  детях, проживающих в ГУ «СРЦН  Шарангского района»

Показатели

Количество

Проценты

Пол

Мужской

 

10

 

45

Женский

12

55

Возраст

7-10лет

 

14

 

64

11-15лет

8

36

Типы семей  у детей, проживающих в Центре

Неполная

 

 

14

 

 

64

Многодетная

5

23

Неблагополучная

13

59

Группы здоровья детей

3

 

9

 

41

2

13

59

Уровень интеллектуального  развития

Соответствует норме

 

 

15

 

 

68

Не соответствует норме

7

32

Занятия детей  со специалистами

Педагог-психолог

 

 

22

 

 

100

Социальный педагог

15

68

Учитель-дефектолог

5

23

Посещение детьми кружков

«Спортивный»

 

22

 

100

«Вышивание крестиком»

21

95

«Мягкая игрушка»

21

95

«Храм души»

20

91

«Весёлый этикет»

14

64

«Моя вообразилия»

14

64


Рис. 7

В Центре проживают 55% девочек и 45% мальчиков.

Рис. 8

 

В Центре проживают дети от 7-10лет 64%, и от 11-15лет –36% детей.

Таким образом, большинство детей проживают младшего школьного возраста.

Рис. 9

 

В ГУ «СРЦН Шарангского района» дети живут из неполной  семьи - 64%, 59% детей из неблагополучной семьи, 23% из многодетной семьи.

Таким образом, большинство детей в Центре живут из неполной семьи.

Рис. 10

 

В ГУ «СРЦН Шардангского района» проживают дети со второй группой -59% ,у 41%  детей - третья группа здоровья.                                                                              Рис. 11

У большинства детей уровень интеллектуального развития соответствует возрасту- 68% , а у 32% детей не соответствует возрасту.

Рис. 12

 

В Центре все дети занимаются с педагогом-психологом,68% детей занимаются с социальным педагогом, 23% детей занимаются с учителем дефектологом.

Рис. 13

 

В Центре все дети посещают «спортивный» кружок, по 95% дети посещают кружок «вышивания крестиком» и «мягкой игрушки», кружок «храм души» посещает 91% детей. По 64% детей посещают кружки: «веселый этикет» и «моя вообразилия» - большинство детей посещают «Спортивный», «вышивание крестиком», «мягкой игрушки».

Таким образом, обобщенный портрет воспитанников Центра таков: в нем проживают больше девочек, чем мальчиков. Дети в основном младшего школьного возраста из неполных, неблагополучных семей. У большинства детей 2 группа здоровья, уровень интеллектуального развития соответствует. В Центре дети занимаются со всеми специалистами, большинство детей занимается с педагогом - психологом. Дети посещают различные кружки. В основном им интересны, такие кружки как: «Спортивный», «Вышивание крестиком», «Мягкой игрушки».

 

    1.  Отношение воспитанников и педагогов  к ГУ «СРЦН Шарангского района Нижегородской области»

С целью изучения отношения  воспитанников и педагогов к  Центру, мы разработали диагностические средства:

1.Тест «Незаконченные предложения».

Детям предлагался набор  незаконченных предложений:

-Центр для меня…

-В Центре я чувствую…

-Я считаю, что Центр…

-Мне нравится в  Центре…

-Мне не нравится  в Центре…

-Через 5 лет после  выхода из Центра я буду вспоминать о…(см. приложение 1)

2. Анкета 1

Детям предлагалось ответить на вопросы:

1.  Нравится ли тебе  жить в Центре?

- Да, очень

- Скорее да, чем нет

- Скорее нет, чем да

- Не нравится

2. Как давно ты живешь  в Центре?

-Первый год

-От 1 года до 3 лет

-От 3 до 4 лет

-Более 5 лет

3.Как часто тебе  хочется домой?

-Всегда

-Иногда

-Очень редко

-Никогда

4.Чем ты занимаешься  в свободное время?

-Занимаюсь кружковой  деятельностью

-Смотрю телевизор

-Пассивно лежу на  кровати

-Бегаю по Центру вредничаю

-Свой вариант ответа.

5.Какие традиции есть  в Центре? (см. приложение 2)

3. Анкета 2

Педагогам предлагалось ответить на вопросы:

-Нравится ли Вам  работать в Центре?

-Сколько лет Вы  работайте в Центре?

-Какие традиции есть  в Центре?

-Испытывайте ли трудности в работе с детьми?

-Есть ли у вас  любимчики среди детей Центра?

-Что Вам нравится  в Центре?

-Что Вам не нравится  в Центре? (см. приложение 3)

4. Цветовой тест М. Люшера

Детям предлагалось оценить  в цвете свое отношение к следующим  ситуациям:

-Я в Центре

-Я и ребята

-Я и педагоги (см. приложение 4)

Результаты изучения отношения воспитанников и педагогов  к Центру представлены в таблицах и диаграммах

 

Таблица 5

Результаты  анализа ответов детей 

на вопросы  анкеты 2

Показатели

Количество

Проценты

1.Как давно  ты живешь в Центре?

   

1 год

6

27

От 1-3 лет

12

55

От 3-4 лет

1

5

Более 5 лет

3

14

2.Нравится  ли тебе жить в Центре?

   

Да, очень

9

41

Не нравится

7

32

Скорее нет, чем да

4

18

Скорее да, чем нет

2

9

3.Чем ты  занимаешься в свободное время?

   

Нахожусь в кружке

5

23

Смотрю телевизор

8

36

Лежу на кровати

4

18

Вредничаю

2

9

Повторяю уроки

1

5

Всем

1

5


 

Рис. 14

 

 

В Центре проживают дети от года до 3 лет - 55% детей, 27% живут в  Центре первый год, 14% -более 5 лет, 5% от 3 до 4 лет проживают в Центре.

Таким образом, большинство  детей живет в Центре от года до трех лет.

 

Рис. 15

 

В Центре очень нравится находится 41% детей, 32% не нравится находится в нем, 18% детей скорее не нравится, чем нравится находится в нем, 9% детей скорее нравится, чем не нравится жить в нем. Таким образом, большинству детей очень нравится проживать в Центре.

 

 

 

Рис. 16

 

 

 

 В  Центре 36% детей в свободное время смотрят телевизор, 23% занимаются в кружках, 18% детей просто лежат на кровати, 9% детей в свободное время вредничают, 5% детей повторяют уроки, так же 5% детей в свободное время занимаются всем понемногу.

Таким образом, большинство  детей смотрят телевизор, занимаются в кружках.

 

 

Таблица 6

Результаты  анализа ответов детей

на тест «Незаконченные предложения»

1.Центр для меня…

   

необходим

7

32

Ничего не значит

5

23

Как дом

4

18

плохой

4

18

Сделал многое

2

9

2.В Центре я чувствую…

   

Спокойно

6

27

Плохо

5

23

Хорошо 

5

23

Ничего 

2

9

Грусть 

1

5

Нормально

1

5

Злость 

1

5

3.Я считаю, что Центр…

   

Необходим

13

59

Плохой 

6

27

Не нужен 

3

14

4.Мне нравится в  Центре

   

Ничего 

7

32

Телевизор

6

27

Все

3

14

Цветы

3

14

Спать

1

5

Мероприятия

1

5

Кушать 

1

5

5.Мне не нравится  в Центре

   

Все

12

55

Многое 

1

5

Когда обижают 

1

5

Учить уроки

4

18

Цветы

1

5

Находится в нем

1

5

Воспитатели

1

5

6.Через 5 лет после  выхода из Центра я буду  вспоминать о…

   

О Центре

5

23

О ребятах

6

26

О сотрудниках

5

23

Ни о чем

4

18

О том, как было плохо

1

5

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района