Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
Так же дети работают и с другими специалистами: социальный педагог проводит занятия по коррекционно-развивающей программе «Самочувствие» (на снижение школьной тревожности) с младшими школьниками. Коррекционная игра «Почта» (на выявление детско-родительских отношений) и т.д.
Педагог-психолог Самоделкина О.В. проводит работу по развитию познавательных процессов, коррекционно-развивающие занятия на снижение тревожности и агрессивности – эта работа проводится с младшими школьниками, с подростками Ольга Валерьевна проводит работу по коррекционной программе на снижение подростковой агрессии, проводит анкеты- тест на выявление волевых качеств личности, на самооценку и др.
На прогулке после занятий со специалистами ребята в зимнее время расчищают дорожки, строят разные замки, горки. Веселятся, играют в разные игры. Весной дети убирают территорию от мусора, садят огород, в летнее время ребята ухаживают за огородом и цветами, играют в волейбол, в пионербол на площадке, а так же в разные игры. Весело проводят время.
Чем занимаются дети в свободное время, мы узнали через анкету на вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?». Большинство детей смотрят телевизор, так же занимаются в кружках, просто отдыхают лежа на кровати, кто-то даже успевает вредничать, есть такие дети которые повторяют уроки, и находятся, конечно же, такие которые успевают всем заниматься по немного. Остановимся на кружковой деятельности. В Центре работает 8 кружков, которые возглавляют воспитатели, когда приходят на дежурство:
Таблица 2
Перечень кружков и руководителей
Руководители кружка |
Название кружка |
|
«Бумажный мир» |
|
« Моя вообразилия» |
|
«Вышивка» |
|
«Мягкая игрушка» |
|
«Спортивный» |
|
«Вязание на спицах» |
|
«Веселый этикет» |
|
«Храм души» |
Дети в кружках вышивают крестиком разные картины, в кружке «Бумажный мир» выполняют различные изделия из бумаги, делают подарки мамам, папам и сотрудникам Центра на разные праздники, с Никитиной Т.Н. дети шьют разные мягкие игрушки. В «спортивном» кружке дети занимаются все, проводятся разные эстафеты, летом это велопробег и старшие и младшие школьники с удовольствием катаются на велосипедах, так же на велосипедах устраиваются разные соревнования с препятствиями. А перед тем как подойти к велосипеду, воспитатели принимают экзамен у детей, по технике безопасности езды на велосипеде. Только после сдачи экзамена дети могут кататься на них. С Еленой Сергеевной девочки учатся вязать на спицах, что им пригодится во взрослой жизни, с Репиной Ириной Юрьевной младшие школьники учатся этикету, как правильно себя вести, говорить, накрывать на столы, в целом, всему тому, что полезно и пригодится во взрослой жизни. С Золоторевой Валентиной Андреевной дети посещают церковь, слушают лекции.
В 20.30 у детей легкий ужин, либо пьют чай с печеньем, либо йогурт, кефир. После чего отправляются на гигиенические процедуры. В 21.00 все отправляются в свои комнаты на ночной сон.
В ГУ «СРЦН Шарангского района» сложились за время существования такие как, празднование всех календарных праздников, традиционным так же является проведение «круга» - это когда дети и сотрудники собираются в зале все вместе. Причины таких посиделок разные. Например, по окончании четверти, тех детей, которые закончили на «4» и «5» поощряют подарками и грамотами, но и бывает такое что, на круге выясняют неадекватное поведение детей, принимают решения каким образом будут наказывать, при чем принимают решения дети, чаще это бывают такие наказания как несколько дней без телевизора и находится в своей комнате. Так же есть такая традиция как празднование дней рождения детей, ребенку дарят подарки, устраивают чаепитие. В Центре каждый год проводятся такие праздники как Новый Год,8 марта, 23 февраля, Татьянин день, 9 мая, день знаний, последний звонок. Например, в Новый Год воспитатели разрабатывают сценарии проведения Нового года. Задействованы все педагоги и дети. Этот праздник всегда проходит интересно и увлекательно. Дети вместе со взрослыми наряжают елку, воспитатели шьют детям костюмы для выступления на праздники поют песни, разыгрывают целые спектакли, читают стихи, танцуют, играют в разные новогодние игры. По окончанию мероприятия детям дарит Дед Мороз подарки. Устраивается чаепитие с дискотекой.
8 марта, 23 февраля проводятся различные
увлекательные и интересные
Таким образом, в учреждении разработаны педагогами программы: комплексная программа социальной реабилитации и адаптации для несовершеннолетних «Дорога в будущее», летняя программа: «Полный вперед». В ГУ «СРЦН Шарангского района» дети живут по режиму дня, в него входят индивидуальные и групповые занятия со специалистами, кружковая деятельность. В Центре существуют в основном такие традиции как проведение праздничных дней календаря.
Цель Приемного отделения – это проведение первичного приема несовершеннолетних
В приемном отделении осуществляется:
- изучение санитарно–гигиенического состояния поступившего ребенка, состояние его здоровья, особенностей личностного развития;
- диспансеризация детей врачами–специалистами, оказание доврачебной медицинской и психологической помощи детям;
- создается банк данных (картотека)
о ребенке, поступившем в
При поступлении несовершеннолетних в Приемное отделение:
- проводится первичный
- проводится первичная
- проводится оказание
- предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, при приеме несовершеннолетних изымаются сотрудниками Приемного отделения.
Приемное отделение
2.5.2. Диагностическое отделение
Целью Диагностического отделения является формирование и контроль эффективности проводимых с несовершеннолетними реабилитационных мероприятий и своевременной их корректировки.
В диагностическом отделении
- выявление и анализ факторов,
обусловивших социальную
- определение форм и степени дезадаптации, особенностей личного развития и поведения несовершеннолетних;
- разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации; экспертизу результатов социальной реабилитации несовершеннолетних в Центре и разработку мероприятий по его социальной адаптации и закреплению результатов.
Социальное обслуживание в диагностическом отделении осуществляется на разовой, временной или постоянной основе.
Зачисление на обслуживание в отделение проводится на основании:
- фактического нахождения
- нахождение семьи на
- направление иных структурных подразделений Центра, органов социальной защиты населения;
- личного заявления
На каждого
Диагностическое отделение возглавляет заведующий отделением
В отделении организуются следующие виды социального обслуживания:
- индивидуальный амбулаторный прием;
- диагностика социального статуса и степени социальной адаптации несовершеннолетнего;
- формирование и мониторинг
внутриучрежденческого
- пост – реабилитационное сопровождение семьи (ребенка);
- ведение баз данных и личных дел на несовершеннолетних, обслуживаемых в Центре;
- организация дополнительных
В отделении организуется работа специалистов, занятых социально – психологической и социально–педагогической диагностикой несовершеннолетних.
Для проведения диагностики отделение
осуществляет обмен необходимой
информацией с
Ведется учет обращений, обслуженных лиц и предоставленных услуг [17] (см. приложение 10).
2.5.3. Стационарное отделение
Целью стационарное отделения является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в условиях круглосуточного пребывания в Центре.
При поступлении
Стационарное отделение
В соответствии со всеми целями Стационарное отделение осуществляет следующие виды деятельности:
- круглосуточное проживание
- проведение мероприятий по адаптации несовершеннолетних к новым условиям жизни;
- организация рационального
-организация отдыха и
- организация социокультурного досуга и спортивно – оздоровительных мероприятий с детьми;
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района