Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
- активная социальная работа с детьми из группы социального риска–из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;
- совершенствование и реализация научно–обоснованных норм питания, материально–технического, медицинского и других видов обеспечения детских учреждений;
- развитие нормативно–правовой базы российской системы социальной защиты детства [5, с. 47].
Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется так же определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты.
1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства.
Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.
2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства.
Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридических формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными органами власти, учреждениями и предприятиями [4].
3. Единство и дифференциация социальной защиты детства.
Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других
4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработанной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.
5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту.
Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их заменяющие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов [5, с. 45].
Таким образом, содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется так же определенными принципами. Это всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства, многообразие форм и видов социальной защиты детства, единство и дифференциация социальной защиты детства, осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума, охрана права каждого ребенка на социальную защиту.
Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ и современной России.
1.3.4. Объекты социальной защиты детства
К объектам социальной защиты
детства следует относить, прежде
всего, тех, кто находится в трудной
жизненной ситуации, т.е. тех, кто
остался без попечения родителе
Дети, положение которых
Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других [13].
Традиционно большое внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказывались в этой категории [37].
В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы-органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.
Дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. Как показывают исследования педагогов и психологов, по общему физическому и психическому развитию такие дети значительно отличаются от своих сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже интеллектуальный уровень, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.
К категории детей-
Что же касается последней выделенной нами категории-дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями отклоняющегося поведения и т.д., то эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.
Понятие дети группы риска
может считаться сегодня
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Под понятием «дети группы риска» подразумеваются следующие категории детей:
1) дети с проблемами
в развитии, не имеющими резко
выраженной клинико-
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями
социальной и психолого-
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью [12].
Безнадзорные дети–дети, имеющие жилье, но по разным причинам
не имеющие достаточной заботы и попечения
со стороны родителей. Безнадзорный–
Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:
- кризисными явлениями
в семье (нарушение ее
- распространением жестокого
обращения с детьми в семьях
и интернатных учреждениях,
- нарастанием
- свертыванием инфраструктуры,
обслуживающей отдых детей, их
досуговую деятельность пол
- коммерциализацией сферы
образования и культуры. Социально-педагогическую
работу с данной категорией
детей можно разделить на два
самостоятельных блока;
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки-детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.[12].
Таким образом, эти четыре категории детей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства
Центры социальной помощи семьям и детям
В конце xx века в результате экономических и политических перемен страну буквально захлестнула новая волна безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Для спасения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стали создаваться специализированные учреждения для несовершеннолетних [21, с. 90].
По официальным данным, число детей, брошенных семьями, не только не уменьшается, но и растет, поэтому проблемы усугубляются. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, школа, освободившаяся от всеобуча, внешкольные учреждения, вынужденные сдавать в аренду коммерческим фирмам свои учреждения и т.п. Много детей оказалось на улице, попадают в руки криминальных сил, а то и сами создают свои преступные группы; широкое распространение получили среди детей пьянство, наркомания, проституция [29, с. 117].
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района