Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
ж) иные услуги, не противоречащие действующему законодательству.
Приют создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городском округе или муниципальном районе. При наличии в городском округе или муниципальном районе менее 5 тыс. детей может создаваться один Приют.
В целях развития эффективных технологий социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (далее - Учредитель) определяет базовый Приют, который выполняет дополнительные функции по организационно-методическому обеспечению учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В состав Приюта могут включаться следующие структурные подразделения:
- приемное отделение;
- отделение социальной диагностики;
- отделение социально-правовой помощи;
- отделение социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение);
- семейная воспитательная группа;
- социальная гостиница;
- организационно-методическое
отделение (для базового
Предоставление социальных услуг структурными подразделениями Приюта осуществляется в соответствии с действующим законодательством, уставом, локальными актами Приюта.
Локальными актами Приюта являются:
а) номенклатура дел;
б) правила внутреннего распорядка;
в) положения о структурных подразделениях (отделениях);
г) штатное расписание;
д) должностные инструкции работников;
е) положение о платных услугах;
ж) положение о премировании;
з) коллективный договор;
и) положение о попечительском совете;
к) положение о коллегиальном органе;
л) распорядок дня;
м) перспективный план (программа);
н) иные локальные акты.
Приют является учреждением, организующим патронатное воспитание. Патронатное воспитание является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и организуется в Приюте в целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Патронатное воспитание организуется в Приюте в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года N 173-З "О патронатном воспитании", постановлением Правительства Нижегородской области от 12 апреля 2005 года N 92 "О порядке организации патронатного воспитания в Нижегородской области" и уставом Приюта.
К категориям детей, передаваемых на патронатное воспитание, относятся воспитанники Приюта, оставшиеся без попечения родителей.
Права и обязанности Приюта, органов опеки и попечительства и патронатного воспитателя определяются законодательством и договором о передаче ребенка на патронатное воспитание.
Администрация Приюта, организующего патронатное воспитание, является законным представителем воспитанников Приюта, переданных на патронатное воспитание.
Социальное обслуживание семей и детей Приютом может осуществляться на разовой и временной основе.
Порядок обращения в Приют:
В Приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет независимо от места жительства:
а) обратившиеся за социальной помощью самостоятельно;
б) поступившие по инициативе родителей (законных представителей);
в) направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством.
Заявители имеют право обратиться в Приют лично, по телефону, направить письменное заявление.
Допускается анонимное
обращение для получения
Общение между заявителями и работниками Приюта может происходить вне учреждения.
По просьбе заявителя и в связи с объективной необходимостью работники Приюта могут оказывать консультационные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические и иные социальные услуги по месту жительства несовершеннолетнего и др.
Социальные услуги предоставляются Приютом бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Социальные услуги, включенные в Перечень, оказываются Приютом бесплатно для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для иных категорий семей и детей социальные услуги предоставляются на условиях частичной или полной оплаты.
Дополнительные социальные услуги, не включенные в Перечень, предоставляются Приютом на условиях полной оплаты, а также частичной оплаты (за счет внебюджетных средств).
Тарифы на дополнительные социальные услуги, не включенные в Перечень, предоставляемые Приютом семьям с детьми на платной основе, определяются Правительством Нижегородской области [22].
Элементами нормативно–правовой базы местного, муниципального уровня являются решения совета, постановления главы администрации, приказы и распоряжения ведомственного характера, нормативно–распорядительная документация. В частности, при создании нового муниципального учреждения постановлением главы администрации утверждаются его устав (или положение), структура или штатное расписание.
Создание муниципальной системы социально–педагогической поддержки детства предусматривает не только изменения деятельности типовых образовательных учреждений, но и открытие целого ряда новых учреждений.
Для каждого вновь создаваемого социально–педагогического учреждения необходимо разрабатывать все предполагаемые аспекты деятельности, которые должны найти отражение и закрепление в его уставе или положении. Системный подход требует того, чтобы при разработке этих основополагающих правовых документов каждого учреждения учитывались не только задачи данного учреждения, но и общие функциональные задачи организации и развития муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства в целом. И от того, насколько прогностичным, научно обоснованным будет нормативно–правовое обеспечение деятельности этих учреждений, во многом зависит успешность и эффективность функционирования всей системы. В настоящее время имеются типовые положения и примерные уставы, определяющие деятельность социально–педагогических учреждений.
Поскольку муниципальная система социально–педагогической поддержки детства является частью муниципальной системы образования, учредителем всех входящих в нее учреждений выступает районный комитет по образованию. В некоторых случаях соучредителем может стать и другой исполнительный орган.
Основными нормативно–правовыми документами уровня учреждения являются положения о различных структурных подразделениях данного учреждения, должностные обязанности его работников, правила внутреннего распорядка, положение о социальном педагоге [37, с. 49].
Таким образом, нормативно-правовая база социальной защиты детства включает в себя государственные и ведомственные документы нескольких уровней: федерального, муниципального, уровни субъектов федерации, уровня учреждения.
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации
социальной защиты детства
Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:
Во - первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во–вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства; и в–третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ и современной России. Рассмотрим эти факторы.
Уровень материального
обеспечения российского
Типичного положения многих детей – инвалидов: современная система государственного финансирования облегчения их участи настолько мизерна, что подталкивает родителей к передаче их в государственные детские учреждения, где маленькие инвалиды остаются без родительского тепла, но и зачастую без должного врачебного присмотра.
Многие тысячи детей-выпускников сиротских учреждений оказываются невостребованными на рынке труда и неспособными самостоятельно продолжать учебу. Это одно из обстоятельств, объясняющих тот факт, что примерно третья часть их попадает на скамью подсудимых, пятая часть становится бомжами и десятая часть кончает собой; около 3 тысяч подростков находятся в числе заключенных, а среди осужденных подростков 90% - рецидивисты.
Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите прав, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.
Функционирование
Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.
В дореволюционной России накоплен значительный опыт благотворительных акций, социального обеспечения и социальной защиты–сирот, детей–подкидышей, детей, рожденных вне брака, детей из бедных семей. Интересен опыт участия в качестве покровителей, попечителей и спонсоров, благотворителей этого благородного дела первых лиц государства, членов царской семьи, высокопоставленных чиновников и их супруг, крупных предпринимателей, купцов и видных представителей интеллигенции, церкви и монастырей.
Советский период России характерен стремлением государства охватить максимально возможное количество детей социальным обеспечением и социальной защитой; дать всем детям обязательное полное среднее образование, а дошкольников, по возможности, охватить дошкольными детскими учреждениями; широким развитием системы дополнительного - гуманитарного, музыкального, языкового, спортивного и других форм образования при символической оплате дополнительных образовательных услуг; массовым вовлечение детей в лечебно–оздоровительные и культурно–просветительные мероприятия; интенсивным строительством для детей специализированных зданий и сооружений–школьных, дошкольных, спортивных; различных дворцов, «домов», «станций», баз и лагерей
В качестве шефов к работе с детьми широко применялись государственные учреждения, общественные организации, коллективы учреждений, предприятий и колхозов, воинские части и соединения.
В постсоветский период–период всеобщего реформирования – реформируется и система социальной защиты детства. Испытываются новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми. Четко прослеживается тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей.
Рассмотренный опыт и современные российские реалии позволяют определить содержание современной системы социальной защиты детства следующим основными направлениями:
- интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную систему путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно–правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;
- изучение и в разумных
формах внедрение
- изучение зарубежного
опыта социальной защиты
- повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;[4]
- активизация действующих, создание в меру целесообразности новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших организаций, так же с учетом современных реалий;
- вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;
- вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;
- обеспечение достойной
роли семьи в создании
- повышение роли всех
форм детских учреждений в
формировании у воспитанников
гражданских качеств, в
- расширение сети
- развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшую в трудную жизненную ситуацию;
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района