Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки  Республики Марий Эл

ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К.Глушкова»

 

Предметно-цикловая комиссия

преподавателей педагогических дисциплин

 

 

 

Особенности  деятельности

 государственного учреждения

«Социально - реабилитационный центр

для несовершеннолетних

Шарангского района»  Нижегородской области

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

                                               студента: Беляковой

                                               Татьяны Андреевны

                          курс: 4

                                     группа: «СП»

                                                    специальность: 050711

                                                      Социальная педагогика

                            Научный руководитель: Вязникова М. Г.,

                                                                   преподаватель коррекционной

                                                           и специальной педагогики

 

                                                  Дата:_____________

                                                 Оценка___________

                                                                Руководитель_____________       

 

 

 

 

 

 

Оршанка

2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7

      1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7

      1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11

1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11

1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14

      1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16

1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16

1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19

1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32

1.3.4. Объекты социальной  защиты детства………………………………………36

1.3.5. Типы учреждений  социальной защиты детства……………………………40

     1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов

             учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47                   

  1. Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
    1. База исследования…………………………………………………………………….56
    2. Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
    3. Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
    4. Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
    5. Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73

       2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73

       2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73

       2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75

         2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»                                                                                                              

            Нижегородской области………………………………………………………………..76

         2.7. Контингент детей,  проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»

                Нижегородской области……………………………………………………………...80

         2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84        

        2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95

Заключение………………………………………………………………………………………97

Список использованных источников…………………………………………………………...99

Приложение…………………………………………………………………………………….103

                

 

Введение

Данная проблема изучена  многими авторами. Мирсогатова М.Н. в своей работе рассматривает  роль специализированных учреждений в  государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних, определяет основные функции и задачи социально-реабилитационных центров. Особенности трудовой реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении изучены - Блынской  Л.  Автором описаны основные виды и содержание труда, организация трудовой деятельности воспитанников центра[32].

Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались, и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления – в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей  всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей, человеческого общества, государства.

Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите.  Это обусловливается многими факторами - 600 тысяч российских детей – сироты. Из них 90 процентов – социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы. Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, нарушение их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над детьми, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Дети и подростки  часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах – подростки. Полтора миллиона несовершеннолетних   россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча – в колониях для несовершеннолетних.

Приведенные и другие факторы свидетельствуют о чрезвычайной важности активной социальной защиты детства и о том, что она  требует высокой квалификации педагогов, сотрудников государственных и  муниципальных органов участников общественных объединений, всех, кто подолгу службы и велению сердца занимается социальной защитой детей [5, с. 3].

В результате сложившейся  ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей  и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.  Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

В основу системы профилактической и реабилитационной работы в современных  условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В 1999 году вступил в действие закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социальных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако численность центров и география их размещения не соответствуют остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов. При написании работы нами были изучены следующие законодательные и нормативные документы: Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который определяет основные субъекты, осуществляющие свою деятельность  в отношении беспризорных детей, основные задачи деятельности. Постановление Правительства РФ "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" закрепляет статус социально - реабилитационного центра. Основные направления и порядок деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних определены в "Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации". Исходя из этого, мы определили

Объект: социальная защита детей из неблагополучных семей.

Предмет: особенности организации работы ГУ «Социально – Реабилитационного центра Шарангского района» Нижегородской области в показателях:

- структура ГУ «СРЦН  Шарангского района»;

- социальные услуги;

- режим жизни учреждения;

- материально – техническая база;

 - контингент детей;

- педагогический состав;

- традиции жизни в Центре;

- участие детей и сотрудников центра в конкурсах;

 - отношение детей  и педагогов к Центру.

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей  и педагогов к Центру.

Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.

  Задачи:

  1. Изучить,  проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
  2. Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
  3. Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
  4. Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Этапы исследования:

1 этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2010г.)

  • Определение степени актуальности выбранной проблемы исследования.
  • Поиск, изучение и научный анализ теоретических источников о социальной защите детства.
  • Разработка диагностических средств, с целью изучения отношения педагогов и воспитанников к Центру, отношения воспитанников к Центру, детям, педагогам.

2 этап – исполнительный (ноябрь 2010г. – март 2011г.)

  • Разработка плана написания дипломной работы, определение глав, пунктов и подпунктов;
  • Компоновка подобранного материала в соответствии с планом работы.
  • Проведение обследования, с целью изучения отношения воспитанников и педагогов к Центру.
  • Изучение особенностей организации деятельности Центра.

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района