Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений-указов президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы людей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства.
По поручению Правительства РФ в 1994 году группой ученых и сотрудников заинтересованных министерств и ведомств, впервые подготовили доклад «О положении детей в России». Цель и смысл доклада – обеспечение заинтересованных государственных органов управления, общественных организаций, ученых, специалистов. Населения РФ объективной систематизированной информацией о положении детей в России и о тенденциях его изменения под воздействием его проводимых в стране социально–экономических преобразований; уточнение приоритетных сфер и направлений деятельности по решению детских проблем; разработка и реализация конкретных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей.
Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс РФ, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.
Постоянно совершенствуется правовая база выплаты пособий на детей. Этому, в частности, посвящены указы Президента РФ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» (1993г.), и в этом же году – указ о дополнительных пособиях и выплатах.
Важным компонентом системы социальной защиты детства является защита прав детей - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998, он основывается на положении Конвенции о правах ребенка. Конституция РФ гарантирует российским детям общедоступность дошкольного, основного общего, то есть неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми.
Конституционные положения о праве детей на образование получили дальнейшее развитие и детализацию в Законе РФ «Об образовании» (1996г.) и многих других нормативно – правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней.
В марте 2000 года правительство РФ приняло постановление «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году» Постановление ориентировано на детей, нуждающихся в особой заботе государства: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей–инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан детей – жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям; других категорий.
Постановлением предусмотрены: инвентаризация материально–технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей и меры по ее улучшению; подготовка медицинских, педагогических и других работников для учреждения отдыха и оздоровления детей; бесплатный проезд детей к месту отдыха и обратно, обеспечение полноценного питания, безопасности жизни и здоровья детей; контроль за санитарно–эпидемиологической обстановкой в местах отдыха и оздоровления детей.
Предусмотрена также частичная
оплата стоимости путевок, выделяемых
работающим гражданам для детей
в возрасте до 15 лет включительно
в детские оздоровительные
В интересах развития
системы социальной защиты детства
Правительством РФ разработаны и
продолжают разрабатываться специальные
целевые программы и
Таким образом, в современной
России система социальной защиты детства
потерпела серьезные и
1.3.2.Нормативно - правовая база по социальной защите детства
В нашей стране законодательная
и нормативно-правовая база деятельности,
как отдельного учреждения, так и
системы учреждений, решающих какую-либо
общую задачу, в любой сфере
включает государственные и
Современная законодательная и нормативно – правовая база социально – педагогической поддержки детства на федеральном уровне начала складываться с 1992 года, когда вышел указ президента РФ №541 от 01.06. 92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90 – е годы». Вторым важнейшим документом стал Президента РФ №942 от 14.09.95 г. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)», в котором изложены обязательства государства по выполнению ратифицированной им Конвенции ООН о правах ребенка.
Практическая реализация государственной социальной политики в отношении детей, в основу которой положены эти обязанности Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, и ее состава» (№1077 от 23.10.93); «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» (№ 906 от 27.07.96 г.) и некоторых других.
Целый ряд законодательных и нормативно – правовых актов был направлен на социальную защиту семей, имеющих детей. Так, 19.05.95 г. был принят федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81- ФЗ, который установил единую систему государственных пособий гражданам (пять видов пособий) в связи с рождением и воспитанием детей в целях гарантированной государственной материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Некоторые положения этого закона были уточнены в федеральных законах «О внесении дополнения в Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 18.06.96 г. № 76-ФЗ и «О внесении изменений в Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 24.11.96 г. № 130–ФЗ. Этими законами были введены дополнительные гарантии, утвержденные указом Президента РФ «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» от 08.06.96 г. №851. Кроме того, на заседании Государственной думы 5.12.96 г. был заслушан вопрос «О социальной защите и поддержке семей, детей и молодежи», по результатам обслуживания которого Государственная дума принесла постановление от 5.12.96 г. № 881–II ГД, предусматривающее в том числе и следующие меры: признать приоритетными подготовку и принятие законодательных актов о социальной защите и поддержке семей, детей и молодежи; при рассмотрении бюджета обращать особое внимание на необходимость финансирования в приоритетном порядке социальной сферы, в первую очередь государственной поддержки семьи, детей и молодежи. В продолжение законодательной деятельности в этом направлении в конце 1998 г. Государственной думой в первом чтении были приняты проекты федеральных законов «О государственной поддержке многодетных семей» и «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Большая группа принятых в разные годы нормативных актов касается социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центральное место среди них занимает федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159–ФЗ от 21.12.96 г. который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки этой категории детей в сфере образования, здравоохранения, защиты имущественных прав, права на труд, обеспечивающие более успешную и гарантированную социальную адаптацию выпускников после окончания образовательно-воспитательного учреждения, а также конкретизирует обязанности и ответственность государственных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с принятием этого закона были внесены некоторые изменения в жилищное законодательство, обеспечивающие защиту прав и интересов данной категории детей в вопросах обеспечения их жилой площадью, оформлением жилья в собственность. На практическую реализацию этого закона направлены постановления Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательной школе– интернате» № 612 от 26.06.95 г. и «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №676 от 01.07.95 г. (с изменениями и дополнениями от 14.10.96 г.); «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» № 919 от 03.08.96 г.; «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» №1092 от 13.09.96 г.; «О приемной семье» №829 от 17.07.96 г. В последнем постановлении утверждено «Положение о приемной семье», определяющее порядок организации приемной семьи, порядок передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, вопросы материального обеспечения приемной семьи. Большое внимание было уделено законодательному урегулированию вопросов усыновления (удочерения), что нашло отражение в целом ряде нормативных документов и соответствующих изменений и дополнений, внесенных в существующее законодательство. В начале 1999 г. был подготовлен и направлен в установленном порядке в различные структуры для подготовки замечаний и предложений проект федерального закона «О государственном информационном банке данных о детям, оставшихся без попечения родителей»
Необходимостью решения многих специфических потребностей и интересов детей-инвалидов, их особой защиты были продиктованы постановления Правительства РФ «Порядок воспитания и обучения детей инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры затрат родителей (законных представителей) на эти цели» №861 от 18.07.96 г.; «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей–инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» №901 от 27.07.96 г.; «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» № 1449 от 07.12.96 г. Однако очевидно, что новые подходы к правовому решению проблем детей–инвалидов должны получить законодательное закрепление. Некоторые шаги в этом направлении были созданы включением отдельных вопросов правовой защиты детей–инвалидов в такие федеральные законы, как «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (№ 122–ФЗ от 02.08.95 г.); «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181–ФЗ от 24.11.95 г.); однако они не решают данной проблемы в целом. Нормативно–правовую базу социальной защиты этой категории детей должен обеспечить федеральный закон, работа над которым ведется уже в течение двух лет.
Существенные изменения внесены в законодательную и нормативно – правовую базу, регулирующую положение детей–правонарушителей. Федеральные законы «О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» (№ 103–ФЗ от 15.07.95 г.); «О внесении изменений и дополнений в Уголовно–процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса» (№ 160 – ФЗ от 21.12.96 г.); «Об исполнительном производстве» (№ 160–ФЗ от 21.12.96 г.); «Об исполнительном производстве» (№ 119 – ФЗ от 21.07.97 г.) и ряд других, а также постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (№ 420 от 25.04.95 г. с изменениями от 08.01.97 г.), «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно – исполнительной системы» (№ 1295 от 13.10.97 г.) и некоторые другие укрепляют правовую основу работы с этой категорией детей. Началось формирование законодательной и нормативно – правовой базы профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Здесь можно назвать указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (№ 1338 от 06.09.93 г.), а также федеральный закон «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной думой в 1999 г. Хотя этот закон не предусматривает каких–либо кардинальных преобразований в системе профилактики правонарушений, в то же время он вносит существенные изменения в регламентацию деятельности уже существующих органов и учреждений в целях обеспечения комплексного подхода к решению этой проблемы. В связи с принятием данного законопроекта были подготовлены проектов федеральных законов «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», а также о внесении изменений и дополнений в законы РФ «О милиции», «Об образовании» «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.
Всего за период 1993–1998 гг. было принято более федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, в совокупности обеспечивающих претворение в жизнь принципов Конвенции ООН о правах ребенка на территории России. В целях закрепления этих принципов также были внесены некоторые изменения и дополнения в такие основополагающие правовые документы, как Конституция Российской Федерации (от 12.12.93 г.); Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч.1 (№5 –ФЗ от 30.11.94 г.) и ч.2 (№14 – ФЗ от 26.01.96 г.); Семейный кодекс Российской Федерации (№223 – ФЗ от 29.12.95 г.): Уголовный кодекс Российской Федерации (№ 63–ФЗ от 13.06.96 г.); Уголовно–исполнительный кодекс Российской Федерации (№ 1–ФЗ от 08.01.97 г.), Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487–1 от 22.07.93 г.), основы законодательства Российской Федерации об охране труда (№ 5600 – 1 от 06.08.93 г.) и др.
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района