Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

В России действуют множество  разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних,  территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В целях совершенствования  системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям. В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы.

Центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей [1, с. 91].

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям предназначено  для повышения психологической  устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних предназначено  для социального патронажа дезадаптированных  несовершеннолетних лиц, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению; для оказания социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными  физическими и умственными возможностями  предназначено для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-трудовой) в условиях дневного пребывания детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Отделение экстренной помощи по телефону  предназначено для  оказания экстренной психологической  помощи по телефону различным категориям и группам населения и направлено на снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья, атмосферы психологической защищенности населения, в т.ч. несовершеннолетних. оказания доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от социального статуса, возраста и места жительства.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации  создано с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, женщинам с детьми, подвергшимся психофизическому насилию. Предназначено для предоставления временного приюта женщинам, женщинам с детьми, в ситуации домашнего насилия, представляющего реальную угрозу их жизни и здоровью;оказания экстренной и систематической психологической, юридической, педагогической и иной помощи женщинам и детям, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии.

Консультативное отделение  создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путём содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов. Обращение граждан в консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.

Организационно-методическое отделение предназначается для осуществления социального мониторинга на территории, обслуживаемой Центром; составления «социального паспорта» территории, обслуживаемой Центром; проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, и выработки предложений по совершенствованию системы социальной помощи населению [40].  

Центры оказывают социальную, психологическую, юридическую помощь семьям и детям попавшим в трудную  жизненную ситуацию:

- многодетные;

- неполные семьи (потеря кормильца; разведенные родители);

- опекунские и приемные  семьи;

- одинокие мамы;

- семьи с ребенком (детьми) инвалидом (ами);

- студенческие семьи;

- малообеспеченные семьи;

- выпускники интернатных  учреждений;

- семьи, находящиеся в кризисной ситуации [18].

Основные направления  деятельности:

  • Реализация программ по профилактике социального сиротства и программ в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участие в разработке мероприятий по организации социального обслуживания и социальной защиты семей, детей и отдельных граждан.
  • Взаимодействие с органами исполнительной власти города, местного самоуправления и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, общественными объединениями многодетных, неполных семей, семей с детьми-инвалидами и другими организациями.
  • Выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в государственной защите, и их дифференцированный учет.
  • Определение нуждаемости семей и детей в конкретных видах и формах социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, медико-социальных, юридических услуг.
  • Оказание помощи семьям в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций.
  • Осуществление социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
  • Оказание социальной поддержки и осуществление мер по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений, в возрасте до 23 лет.
  • Осуществление социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
  • Проведение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, участие в работе по предупреждению алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних.
  • Проведение анализа уровня социального обслуживания семей с детьми, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг.
  • -Внедрение новых форм и методов социального обслуживания с учетом социально-экономических условий города.
  • Участие в привлечении различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям.
  • Осуществление информационной работы среди населения по вопросам социального обслуживания семьи и детей [41].

Чтобы встать на обслуживание в Центр необходимо предоставить следующие документы:

- паспорта родителей  (копии)!;

- свидетельства о рождении  детей или паспорт (копии);

-выписку из домовой  книги; 

- документы, подтверждающие  Ваше право на льготы;

- справки о доходах  родителей или извещение о  начислении субсидии на оплату  жилищных и коммунальных услуг  (оригинал);

- справка из РУСЗН  о получении детского пособия (оригинал)[38].

В центрах социальной помощи семье и детям оказываются  следующие виды услуг:

-социально-экономические (предоставление вещевой и продуктовой помощи);

-социально-медицинские (профилактика вредных привычек, санитарно-просветительская работа, консультации врачей, медсестер, массаж, занятия лечебной физкультурой, предоставление путевок на оздоровительный отдых и др.);

-социально -психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, привлечение к участию в клубах общения, экстренная психологическая помощь по телефону и др.);

-социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков и др.);

-социально-педагогические (педагогическая коррекция, организация совместного досуга родителей и детей);

-социально-бытовые (обеспечение талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).[42]

Социальные приюты для  детей 

        Широко распространенным типом  социальной защиты детей является социальный приют, который создается в системе социальных служб органов социальной защиты населения [13с. 93].

Число социальных приютов  постоянно растет. В 1992 г. их было 4, в 1993 г. -15, в 1994 г.–109, 1995г.–258, 1996 г. - более 400, вначале 1997г. стало более 500. Ныне сложился определенный опыт организации работы такого учреждений.

 Число приютов определяется из расчета 1 на 5–10 тысяч детей проживающих в районе (городе) [29,  с. 117].

Социальный   приют  для  детей - специализированное государственное   учреждение,   предназначенное   для    временного проживания  и социальной реабилитации безнадзорных детей  и  детей, оставшихся   без  попечения  родителей,  нуждающихся  в экстренной социальной помощи. В состав приюта  могут  входить  следующие  структурные подразделения:

       - приемное  отделение;

       - отделение диагностики  и социальной реабилитации;

       - отделение социально-правовой  помощи;

       - отделение перевозки  несовершеннолетних;

       - семейная  воспитательная группа;

       - социальная гостиница[30].

Такой приют имеет  следующие функции:

- обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз – жестокого обращения с ними  родителей или родственников (побои, изгнания из дома, голод, сексуальное насилие),

 Эксплуатация со  стороны взрослых криминальных элементов и др.;

- защита законных прав  и интересов ребенка, связанных  с его взаимоотношениями с  родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессии и др.;

- снятие у ребенка  остроты психического напряжения  или стрессового состояния как следствия социально–психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде  на улице и др.;

- диагностика деформации  в личностном развитии и психофизическом  состоянии ребенка с целью  разработки индивидуальной программы   его социальной реабилитации;

- первичная адаптация  социально–неблагополучного ребенка к жизни в социально–здоровой семье;

- восстановление и  развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности – таких, как игра, познание, труд, общение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;

- восстановление или  компенсация  социальных связей детей, предоставление им возможности  освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности  доприютской жизни не были ими освоены.

Деятельность приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей, поскольку в него берутся дети, ослабленные физически, с нарушением социального и психологического статуса, отчужденные от семьи и школы, а возможности профилактической работы с ними уже во многом упущены.

 Приюты действуют  как открытые учреждения, они  принимают безнадзорного ребенка  независимо от наличия  у него документов, удостоверяющих его личность, ребенок может сам попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до решения суда о лишении его матери или отца (или обоих вместе) родительских прав. В приютах поощряются контакты  воспитанников с детьми  из семей, где царят нормальные нравственные ценности, позитивные социальные установки. Рекомендуется приобщать воспитанников к общественным и культурным мероприятиям, проводимым в социальном окружении, в том числе приглашать взрослых и детей на свои праздники.

Деятельность приюта носит полифункциональный характер: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты [29,  с. 120].

Основное назначение этого учреждения - оказать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство.

Работники приюта имеют  специальное образование или  соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и др. [30].

Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково - молодежные клубы; социально - досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних.

Эти службы консультируют  детей и молодежь по важнейшим  проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность.

В настоящее время  нужда в специализированных учреждениях  для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей 

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - специализированное  государственное учреждение,  предназначенное для  временного  содержания детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения  родителей  (в  возрасте от 3  до  18  лет),  и  оказания

содействия  в  их дальнейшем жизненном устройстве с  использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями[1, с. 93].

В   состав   центра   могут   входить   следующие   структурные подразделения:

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района