Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В целях совершенствования
системы социального
Центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей [1, с. 91].
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям предназначено для повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
Отделение профилактики
безнадзорности несовершеннолетних предназначено
для социального патронажа
Отделение реабилитации
детей и подростков с ограниченными
физическими и умственными
Отделение экстренной помощи
по телефону предназначено для
оказания экстренной психологической
помощи по телефону различным категориям
и группам населения и
Отделение помощи женщинам,
оказавшимся в трудной
Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путём содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов. Обращение граждан в консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.
Организационно-методическое отделение предназначается для осуществления социального мониторинга на территории, обслуживаемой Центром; составления «социального паспорта» территории, обслуживаемой Центром; проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром, и выработки предложений по совершенствованию системы социальной помощи населению [40].
Центры оказывают социальную, психологическую, юридическую помощь семьям и детям попавшим в трудную жизненную ситуацию:
- многодетные;
- неполные семьи (потеря кормильца; разведенные родители);
- опекунские и приемные семьи;
- одинокие мамы;
- семьи с ребенком (детьми) инвалидом (ами);
- студенческие семьи;
- малообеспеченные семьи;
- выпускники интернатных учреждений;
- семьи, находящиеся в кризисной ситуации [18].
Основные направления деятельности:
Чтобы встать на обслуживание в Центр необходимо предоставить следующие документы:
- паспорта родителей (копии)!;
- свидетельства о рождении детей или паспорт (копии);
-выписку из домовой книги;
- документы, подтверждающие Ваше право на льготы;
- справки о доходах родителей или извещение о начислении субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг (оригинал);
- справка из РУСЗН о получении детского пособия (оригинал)[38].
В центрах социальной помощи семье и детям оказываются следующие виды услуг:
-социально-экономические (предоставление вещевой и продуктовой помощи);
-социально-медицинские (профилактика вредных привычек, санитарно-просветительская работа, консультации врачей, медсестер, массаж, занятия лечебной физкультурой, предоставление путевок на оздоровительный отдых и др.);
-социально -психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, привлечение к участию в клубах общения, экстренная психологическая помощь по телефону и др.);
-социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков и др.);
-социально-педагогические (педагогическая коррекция, организация совместного досуга родителей и детей);
-социально-бытовые (обеспечение талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).[42]
Социальные приюты для детей
Широко распространенным типом социальной защиты детей является социальный приют, который создается в системе социальных служб органов социальной защиты населения [13с. 93].
Число социальных приютов постоянно растет. В 1992 г. их было 4, в 1993 г. -15, в 1994 г.–109, 1995г.–258, 1996 г. - более 400, вначале 1997г. стало более 500. Ныне сложился определенный опыт организации работы такого учреждений.
Число приютов определяется из расчета 1 на 5–10 тысяч детей проживающих в районе (городе) [29, с. 117].
Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:
- приемное отделение;
- отделение диагностики и социальной реабилитации;
- отделение социально-правовой помощи;
- отделение перевозки несовершеннолетних;
- семейная воспитательная группа;
- социальная гостиница[30].
Такой приют имеет следующие функции:
- обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз – жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнания из дома, голод, сексуальное насилие),
Эксплуатация со стороны взрослых криминальных элементов и др.;
- защита законных прав
и интересов ребенка,
- снятие у ребенка
остроты психического
- диагностика деформации
в личностном развитии и
- первичная адаптация социально–неблагополучного ребенка к жизни в социально–здоровой семье;
- восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности – таких, как игра, познание, труд, общение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;
- восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.
Деятельность приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей, поскольку в него берутся дети, ослабленные физически, с нарушением социального и психологического статуса, отчужденные от семьи и школы, а возможности профилактической работы с ними уже во многом упущены.
Приюты действуют
как открытые учреждения, они
принимают безнадзорного ребенк
Деятельность приюта носит полифункциональный характер: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты [29, с. 120].
Основное назначение этого учреждения - оказать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство.
Работники приюта имеют специальное образование или соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и др. [30].
Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково - молодежные клубы; социально - досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних.
Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность.
В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания
содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями[1, с. 93].
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района