Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99
- приемное отделение;
- отделение
диагностики и социальной
- отделение социально-правовой помощи;
- группа длительного пребывания;
- семейная воспитательная группа.
Детские дома - интернаты для детей с нарушениями развития.
Государственное
реабилитационное учреждение, предназначенное
для постоянного, временного (до
шести месяцев) и пятидневного
в неделю проживания детей
с нарушениями опорно-
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
- отделение
медико-социальной
- отделение профессиональной реабилитации;
- отделение
психолого-педагогической
- отделение дневного пребывания;
- стационарное отделение [30].
Таким образом,
на сегодняшний день
1.4. Социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов учреждений социальной защиты детства
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних это учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство [31].
Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др.
Социально - реабилитационные центры,
в структуру которых входят
приюты, являются более перспективными
в общей системе детских
Социально реабилитационные центры осуществляют такие функции как:
Защитительная функция. Она ориентирована на обеспечение сохранности жизни детей, их сохранности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов дитя, оказание ему экстренной помощи, предугадывает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.
Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий домашнего воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.
Социальный патронаж семей, в которые возвращаются или помещаются выпускники центра, не менее средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.
Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа ориентирована и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.
Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению общественного статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению собственной функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая
Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении нужную медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные способности его организма, обеспечивает повышение стойкости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний у воспитанников, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если нереально преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт домашней жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания возрастающего человека [13].
Таким образом, в социально-реабилитационных центрах действуют функции такие как, защитительная, профилактическая, социальный патронаж семей, восстановительная, коррекционно-развивающая, оздоровительная, компенсаторная.
Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 06.09.93г. № 1338, а потом Федеральным законом «Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних» от июля 1999 года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют:
- комиссии по делам
- органы опеки и попечительства;
- специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения;
- образования;
- здравоохранения;
- органов внутренних дел;
- службы занятости населения.
А также другие органы и учреждения, осуществляющие в пределах собственной компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. [7] От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами данной системы, во многом зависит продуктивность их деятельности. Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на базе общности задач, направленных на решение неблагополучного детства. Общность задач описывают и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений:
- взаимная информация о
- совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей;
- организация разностороннего влияния на семью и детей.
Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства РФ «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 6 мая 2006 г. №272.
В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров:
- КДН и сотрудники центров
выявляют неблагополучные
-КДН анализируют состояние
-КДН и центры вместе с
-КДН помогают центрам
- КДН осуществляют привлечение людей, не выполняющих родительских обязанностей к административной ответственности, уплотняя тем самым позиции центров в работе с асоциальными семьями [20].
Разносторонние связи
Среди воспитанников центров дети,
которые находятся в них
Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района