Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

       - приемное  отделение;

       - отделение  диагностики и социальной реабилитации;

       - отделение  социально-правовой помощи;

       - группа  длительного пребывания;

       - семейная воспитательная группа.

Детские   дома - интернаты   для   детей   с   нарушениями развития.  

 Государственное   реабилитационное   учреждение, предназначенное   для постоянного, временного (до  шести  месяцев)  и пятидневного  в  неделю  проживания  детей   с  нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом с аномалиями умственного развития, в возрасте от 4  до 18  лет,  нуждающихся  по состоянию здоровья  в  постоянном  уходе, бытовом  и  медицинском обслуживании, а также в  социально-трудовой  адаптации    с    одновременным   обучением   их    по    программе  общеобразовательной школы. В    состав    дома-интерната   могут    входить    структурные подразделения,    обеспечивающие   размещение    воспитанников    и предоставление  им  всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских,   социально-психологических,    социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

Реабилитационные  центры  для  детей  и  подростков   с ограниченными    возможностями  здоровья.  

Государственное    учреждение, осуществляющее  социальную  реабилитацию  детей  и   подростков   с отклонениями  в умственном и физическом развитии в возрасте  до  18 лет, а также семей, в которых  дети воспитываются. В   состав   центра   могут   входить  следующие   структурные подразделения:

       - отделение  медико-социальной реабилитации;

       - отделение  профессиональной реабилитации;

       - отделение  психолого-педагогической помощи;

       - отделение  дневного пребывания;

       - стационарное отделение [30].

    Таким образом,  на сегодняшний день существует  множество учреждений социальной  защиты детства, такие как центры  социальной помощи семьям и  детям, социальные приюты для  детей, социальные службы для  детей и молодежи, центры помощи  детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты для детей с нарушениями развития, реабилитационные центры.

 

1.4. Социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних  как один из видов учреждений социальной защиты детства

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних это учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство [31].

Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др.

Социально - реабилитационные центры, в структуру которых входят  приюты, являются более перспективными в общей системе детских учреждений, так как разрешают комплексно решать трудности коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо диапазон услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, существенно шире, чем в остальных учреждениях. Центры предоставляют детям разные формы общественного обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.  Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением правительства РФ от 27 ноября 2000 года №896 [19]. Согласно работающим нормативам, «Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних» открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей создается один центр. Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке страны[24].

Социально реабилитационные центры осуществляют такие функции как:

Защитительная функция. Она ориентирована на обеспечение сохранности жизни детей, их сохранности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов дитя, оказание ему экстренной помощи, предугадывает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий домашнего воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются или помещаются выпускники центра, не менее средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями  группы риска по предупреждению детской  беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа ориентирована и на коррекцию  отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению общественного статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению собственной функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На базе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личного развития, восстановление утраченного либо формирование недостающего общественного опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.

Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении нужную медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные способности его организма, обеспечивает повышение стойкости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний у воспитанников, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

    Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если нереально преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы  несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт домашней жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания возрастающего человека [13].

Таким образом, в социально-реабилитационных центрах действуют функции такие как, защитительная, профилактическая, социальный патронаж семей, восстановительная, коррекционно-развивающая, оздоровительная, компенсаторная.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной  системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента  РФ от 06.09.93г. № 1338, а потом Федеральным законом «Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних» от июля 1999 года установлено,  что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют: 

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы опеки и попечительства;

- специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения;

- образования;

-  здравоохранения; 

-  органов внутренних дел; 

- службы занятости населения. 

А также другие органы и учреждения, осуществляющие в пределах собственной  компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. [7] От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами данной системы, во многом зависит продуктивность их деятельности. Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на базе общности задач, направленных на решение неблагополучного детства. Общность задач описывают и формы взаимодействия субъектов государственной  системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: 

- взаимная информация о неблагополучных  семей и безнадзорных детях  мерах, предпринимаемых различными  субъектами для конфигурации  сложившегося положения;

- совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей;

- организация разностороннего  влияния на семью и детей. 

Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением  Правительства РФ «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 6 мая 2006 г. №272.

В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров:

- КДН и сотрудники центров  выявляют неблагополучные семьи,  семьи группы риска; 

-КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической  работы с семьями и детьми на данной местности и предоставляют подобающую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений;

-КДН и центры вместе с другими  субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция);

-КДН помогают центрам привлечь  разные учреждения к решению  проблем материальной поддержки  нуждающихся семей и детей  (организация бесплатного питания,  обеспечение путевками в оздоровительные  учреждения, продуктами питания  и т.д.);

- КДН осуществляют привлечение людей, не выполняющих родительских обязанностей  к административной ответственности, уплотняя тем самым позиции центров в работе с асоциальными семьями [20].

Разносторонние связи складываются у центров с таковым субъектом  государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В согласовании со ст. 34 Гражданского кодекса РФ [6]  и ст. 121 П.2 Домашнего кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача  - обеспечение хороших условий для жизни и воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав. Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих обычных условий для жизнедеятельности в семье. Сотрудники центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с возможными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей. Одной из наистарейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие сейчас как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально - реабилитационные центры. Центры временной изоляции организуют и без помощи других осуществляют возвращение детей и подростков к месту их неизменного проживания либо устройства. В этом случае дети практически попадают в сферу влияния социально - реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют огромное значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более принципиально, что сейчас схожая информация приобретает новое качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров разрешают сделать некие выводы о составе детей, поступающих в них. Посреди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют дети (11 – 18 лет), при этом в последнее время растет число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых различным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке. Социальный статус большинства детей очень тяжел. Они не имели способности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значимая часть детей, находящихся в стационарах центров, - социальные сироты. Приблизительно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав [3, с. 17].

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района