Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:39, контрольная работа

Краткое описание

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………..3
2. Специфика социального познания………...…...…………….4
3. Предмет и функции социальной философии………………...9
4. Что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания»? Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………..15
5. Заключение…………………………………………………….18
6. Список используемой литературы…………………………...19

Файлы: 1 файл

Контр. раб 2 Социальная философия.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

    Содержание 

    1. Введение………………………………………………………..3
    2. Специфика социального познания………...…...…………….4
    3. Предмет и функции социальной философии………………...9
    4. Что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания»? Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………..15
    5. Заключение…………………………………………………….18
    6. Список используемой литературы…………………………...19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

    Философия - это наука о всеобщих закономерностях, к которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и  мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии, как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская  система представляет собой конкретно  развернутое решение этой проблемы, даже если «основной вопрос» в  ней прямо и не формулируется. В философии существует поляризация  на два противоположных направления - на материализм и идеализм, промежуточное  положение занимает между ними дуализм. Одними из основополагающих направлений  философии являются философия науки, социальная философия, философия истории, философская антропология.

      Социальная философия, как наука,  пересекается с такими общими  научными направлениями, как психология, управление, право, культурология  и др. Социальная философия, по  своей сути, является прикладной  наукой. занимающейся исследованием  и обоснованием жизнедеятельности  человека и социальных групп  в обществе, а также общественных  формациях. Социальная философия  определяет стороны и качественные  методы урегулирования вопросов  функционирования таких институтов, как государство, общество, организация.  Субъектами социальной философии  являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех  их формах проявления. 
 
 
 
 

  1. Специфика социального познания
 

    Познание это. называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире, процесс получения знания.

    Социальное  познание (social cognition) - это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений, процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе, размышления о себе и о других людях. Любое познание социально. В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познания: социально-философское, экономическое, историческое, социологическое и т.д. Оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

    Человеческое  познание подчиняется общим закономерностям. Его специфику обусловливают особенности объекта познания1.

    Социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

    Специфика социального познания заключается  прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания2. Сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Люди творят свою собственную историю, они же ее познают и изучают. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. В отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. 
В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания. Как еще в первой половине XIX века отмечал французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), социум является наиболее сложным из объектов познания. У него социология – самая сложная наука. Действительно, в области общественного развития значительно труднее обнаружить закономерности, чем в природном мире. 
         К трудностям социального познания так же добавляются и трудности, связанные с субъектом познания, которым является человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор. Задача социальной философии, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития.

    В социальном познании можно выделить следующие стороны: онтологическую, гносеологическую  и ценностную (аксиологическую). 
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания которая касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, особенно в том аспекте, где он включен в систему общественных отношений.

    Вопрос  о сущности бытия людей рассматривался в истории философии с различных  точек зрения. Различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимали такие  факторы, как идею справедливости (Платон), божественный промысел (Аврелий Августин), абсолютный разум (Г. Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (Эроса и Танатоса) (З. Фрейд), «социальный характер» (Э. Фромм), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев) и т.п.

    К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, следует отнести, прежде всего, уровень  и характер экономического развития общества, материальные интересы и  потребности людей. Не только отдельный  человек, но все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять  свои духовные потребности, должно удовлетворить  свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также  возникают лишь на определенном экономическом  базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики.

    2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

    К гносеологической стороне социального  познания относится также решение  следующих проблем: 
- каким образом осуществляется познание общественных явлений; 
- каковы возможности их познания и каковы границы познания; 
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта; 
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.

    Немаловажное  значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В  связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических  состояний больших групп людей  как проявлений их массового сознания.  
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играет важную роль в понимании специфики социального сознания поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов.                  

    Ценностный  подход проявляется уже в выборе объекта исследования. Вместе с тем, продукт своей познавательной деятельности – знание, картину действительности – исследователь стремится представить  максимально «очищенным» от всяких субъективных, человеческих (в том  числе и ценностных) факторов. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что  проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с  вопросом «зачем», «с какой целью». Следствием этого и явилось абсолютное противопоставление естественнонаучного  и гуманитарного знаний. Следует  признать, что в социальном познании ценностные ориентации действуют более  сложно, чем в естественнонаучном познании.

    В своем ценностном способе анализа  действительности философская мысль  стремится выстроить систему  идеальных интенций (предпочтений, установок) для предписания должного развития общества. Используя различные  социально значимые оценки: истинного  и ложного, справедливого и несправедливого, добра и зла, прекрасного и  безобразного, гуманного и негуманного, рационального и иррационального  и т.п., философия пытается выдвинуть  и обосновать определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития, выстроить  смыслы деятельности людей.

    Некоторые исследователи сомневаются в  правомерности ценностного подхода. На самом деле, ценностная сторона  социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Она  способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в  разных аспектах и с различных  позиций. Тем самым происходит более  конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов, следовательно, более последовательное научное  объяснение социальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Предмет и функции социальной философии
 

         До сегодняшнего дня в литературе нет единого мнения в определении социальной философии и ее предмета. В научном мире отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий – «социальное», – хотя объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы.

    В литературе термин «социальный» употребляется  в разных смыслах. Самое распространенное определение, дано Сорокиным Питиримом  Александровичем (1889-1968, выдающийся социолог первой половины ХХ века.) «Социальное  явление есть мир понятий, мир  логического (научного – в строгом  смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов»3.

    Одним из самых известных определений  социальной философии, является следующее: «Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего»4.

      «Социальная философия – это  система научного знания о  наиболее общих закономерностях  и тенденциях взаимодействия  социальных явлений, функционирования  и развития общества, целостного  процесса социальной жизни»  5.

    Автором еще одного определения является известный отечественный ученый Владимир Семенович Барулин. Он считает, что «социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе»6.

      Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.

    Вместе  с этим социальная философия выступает  как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

    Социальная  философия изучает общество и  социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный  индивид, а как представитель  социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. 
Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

Информация о работе Социальная философия