Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:39, контрольная работа
Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.
1. Введение………………………………………………………..3
2. Специфика социального познания………...…...…………….4
3. Предмет и функции социальной философии………………...9
4. Что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания»? Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………..15
5. Заключение…………………………………………………….18
6. Список используемой литературы…………………………...19
Содержание
Философия
- это наука о всеобщих закономерностях,
к которым подчинены как бытие
(т.е. природа и общество), так и
мышление человека, процесс познания.
Философия является одной из форм
общественного сознания, определяется
в конечном счете экономическими
отношениями общества. Основным вопросом
философии, как особой науки является
проблема отношения мышления к бытию,
сознания к материи. Любая философская
система представляет собой конкретно
развернутое решение этой проблемы,
даже если «основной вопрос» в
ней прямо и не формулируется.
В философии существует поляризация
на два противоположных
Социальная философия, как
Познание — это. называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире, процесс получения знания.
Социальное познание (social cognition) - это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений, процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе, размышления о себе и о других людях. Любое познание социально. В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познания: социально-философское, экономическое, историческое, социологическое и т.д. Оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Человеческое
познание подчиняется общим
Социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Специфика
социального познания заключается
прежде всего в том, что в качестве
объекта здесь выступает
В обществе действуют как социальные,
так и индивидуальные силы, как материальные,
так и идеальные, объективные и субъективные
факторы; в нем имеют значения как чувства,
страсти, так и разум; как сознательные,
так и бессознательные, рациональные и
иррациональные стороны жизнедеятельности
людей. Внутри самого общества различные
его структуры и элементы стремятся к
удовлетворению своих собственных потребностей,
интересов и целей. Эта сложность общественной
жизни, ее многообразие и разнокачественность
обусловливают сложность и трудность
социального познания и его специфику
по отношению к другим видам познания.
Как еще в первой половине XIX века отмечал
французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857),
социум является наиболее сложным из объектов
познания. У него социология – самая сложная
наука. Действительно, в области общественного
развития значительно труднее обнаружить
закономерности, чем в природном мире.
К трудностям
социального познания так же добавляются
и трудности, связанные с субъектом познания,
которым является человек, хотя и вовлеченный
в общественные связи и научные сообщества,
но имеющий свой индивидуальный опыт и
интеллект, интересы и ценности, потребности
и пристрастия и т.д. Таким образом, при
характеристике социального познания
следует иметь в виду также и его личностный
фактор. Задача социальной философии,
заключается не в простой фиксации различного
рода факторов социального бытия, а в том,
чтобы обнаружить объективные закономерности
и тенденции его функционирования и развития.
В
социальном познании можно выделить
следующие стороны: онтологическую,
гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая
(от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального
познания которая касается объяснения
бытия общества, закономерностей и тенденций
его функционирования и развития. Вместе
с тем она затрагивает и такой субъект
социальной жизнедеятельности, как человек,
особенно в том аспекте, где он включен
в систему общественных отношений.
Вопрос
о сущности бытия людей рассматривался
в истории философии с
К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, следует отнести, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К
гносеологической стороне социального
познания относится также решение
следующих проблем:
- каким образом осуществляется познание
общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы
границы познания;
- роль общественной практики в социальном
познании и значение в этом личного опыта
познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований
и социальных экспериментов в социальном
познании.
Немаловажное
значение имеет вопрос о возможностях
человеческого разума в познании
духовного мира человека и общества,
культуры тех или иных народов. В
связи с этим возникают проблемы
возможностей логического и интуитивного
познания явлений общественной жизни,
в том числе психологических
состояний больших групп людей
как проявлений их массового сознания.
3. Помимо онтологической и гносеологической
сторон социального познания существует
и ценностная — аксиологическая его
сторона (от греч. axios — ценный), играет
важную роль в понимании специфики социального
сознания поскольку социальное познание,
как никакое другое, связано с теми или
иными ценностными образцами, пристрастиями
и интересами субъектов.
Ценностный
подход проявляется уже в выборе
объекта исследования. Вместе с тем,
продукт своей познавательной деятельности
– знание, картину действительности
– исследователь стремится
В
своем ценностном способе анализа
действительности философская мысль
стремится выстроить систему
идеальных интенций (предпочтений,
установок) для предписания должного
развития общества. Используя различные
социально значимые оценки: истинного
и ложного, справедливого и
Некоторые
исследователи сомневаются в
правомерности ценностного
До сегодняшнего дня в литературе нет единого мнения в определении социальной философии и ее предмета. В научном мире отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий – «социальное», – хотя объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы.
В литературе термин «социальный» употребляется в разных смыслах. Самое распространенное определение, дано Сорокиным Питиримом Александровичем (1889-1968, выдающийся социолог первой половины ХХ века.) «Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов»3.
Одним из самых известных определений социальной философии, является следующее: «Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего»4.
«Социальная философия – это
система научного знания о
наиболее общих
Автором еще одного определения является известный отечественный ученый Владимир Семенович Барулин. Он считает, что «социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе»6.
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.
Социальная
философия изучает общество и
социальную жизнь не только в структурно-функциональном
плане, но и в ее историческом развитии.
Безусловно, что предметом ее рассмотрения
является и сам человек, взятый, однако,
не «сам по себе», не как отдельный
индивид, а как представитель
социальной группы или общности, т.
е. в системе его социальных связей.
Социальная философия исследует всю систему
общественных отношений, взаимодействие
всех сторон общественной жизни, закономерности
и тенденции развития общества. Кроме
того, она изучает особенности познания
общественных явлений на социально-философском
уровне обобщений. Социальная философия
анализирует целостный процесс изменения
социальной жизни и развития социальных
систем.