Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:39, контрольная работа

Краткое описание

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………..3
2. Специфика социального познания………...…...…………….4
3. Предмет и функции социальной философии………………...9
4. Что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания»? Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………..15
5. Заключение…………………………………………………….18
6. Список используемой литературы…………………………...19

Файлы: 1 файл

Контр. раб 2 Социальная философия.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

    Основные  функции социальной философии:  
1. Мировоззренческая, заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. 
2. Теоретическая, состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. 
3. Методологическая, заключается в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук. 
4. Прогностическая, состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества. 
Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны.

    Соотношение социальной философии с другими  общественными науками носит  диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.

      Частные науки находятся в  глубокой зависимости от социальной  философии, так как имеют своим  предметом особенное, которое  не может быть понято вне  связи с общим. Необходимость  философии для решения частнонаучных проблем коренится в принципиальной неполноте частнонаучного объяснения. Поскольку возникновение человека коренится в самой природе мира, частные науки, в том числе и естественные неизбежно сталкиваются с проблемой человека, которую они не могут решить собственными средствами, не обращаясь к философии. Особенно велика роль социальной философии для системы наук об обществе (политической экономии, истории, психологии и т.д.) Без прямого и непосредственного участия идей и категорий научной философии возможно создание научных теорий ни в одной общественной науке. Политическая экономия, исторические науки, психология, культурология и т.д. приобретают научный характер, если основываются, к примеру, на марксистской теории мира и человека.

    Какой должна стать теория человека и истории, соответствующая формирующейся  новой экономической реальности и особенностям развития науки в  ХХI в., нельзя понять без усвоения основных положений и важнейших открытий научной теории человека и общества, обнаружения в ней имплицитного (скрытого) содержания, которое может  быть развернуто в процессе дальнейшего  развития этой теории на основе дальнейшего  обобщения эмпирического и теоретического материала.

    Например. при объяснении таких категорий  и вопросов теории права, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т.д.,невозможно обойтись без понимания сопряженных  с указанными правовыми категориями  философских категорий и концепций: общественное сознание, философия справедливости, гуманизм, герменевтика и т.д. 
Социальная философия, таким образом, имеет важное значение для развития других общественных наук. Характер воздействия социальной философии на эти науки может быть разнокачественным. Все зависит от того, на что опирается сама социальная философия — науку или мистические представления.

    Вторая  половина взаимодействия социальной философии  и общественных выражается в том, что последние, в свою очередь, влияют на первую. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Философия, стремящаяся к утверждению  своего научного статуса, должна опираться  на научные достижения, полученные в рамках других общественных дисциплин. 
Влияние конкретных общественных наук на социальную философию состоит, прежде всего, в том, что она обобщает данные общественных наук и развивается на этой основе. Таким образом, происходит постоянная пульсация, взаимопереход от общего к частному, и наоборот. 
Конкретные общественные науки имеют, конечно, собственный предмет исследования, свои законы, методы и свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных общественных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом социальной философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижение частных наук, конечно, в том случае, если, как уже отмечалось, сама она претендует на научность. 
            Другое соотношение наблюдается между социальной философией и общефилософской теорией. Здесь первая выступает по отношению ко второй уже как более конкретная наука. Общая философия изучает не только наиболее общие законы развития общества, но также и мышления и природы. В данном случае общая философия выполняет функцию общей теории и методологии. При этом неверно полагать, что социальная философия образует просто часть         общей философии, механически включенную в нее. 
              Социальная философия отличается от общей философии тем, что имеет специфический предмет. Она изучает социальную жизнь в более конкретном плане и в более полном виде. Она обладает своими специфическими законами и категориями. Эта особенность обусловлена, прежде всего, тем, что социальная философия имеет дело с социальной реальностью, в которой, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием, волей и эмоциями, влияющими на ход событий. Здесь объект познания и его субъект переходят друг в друга, а сами результаты познания включаются в изменение предмета познания и влияют на ход исторического процесса. 
        Следует также отметить, что не только общая философия оказывает влияние на социальную философию. Имеет место и обратное воздействие социальной философии на развитие обшей философии. При этом первая не только доставляет «материал» для развития второй, но и способствует выработке, уточнению и конкретизации самих общефилософских категорий. Так, например, говоря о соотношении бытия и сознания в обшей философии имеют в виду прежде всего то, что сознание в ходе исторического процесса возникает на основе материальных и социальных предпосылок как высшая форма отражения в живой природе. Когда же рассматривают соотношение материального бытия и общественного сознания как один из основных вопросов социальной философии, то в первую очередь имеют в виду обусловленность качества сознания людей материальными условиями их жизни, направленность, виды, состояния и формы общественного сознания.
 
 
 
 
 
 
 

  1. Что такое «объект  социального познания»  и «субъект социального  познания»? Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия.
 

    В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и  объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают  познающего человека, наделенного волей  и сознанием, в широком — все  общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле —  весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют  отдельные люди и общество в целом.

    Объект  социальной философии это социальная жизнь и социальные процессы.

    Социальные  явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные  явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений. 
Социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

    Основным  субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального  познания общество познает себя. Такое  совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как  на сам процесс познания, так и  на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с  интересами индивидов — субъектов  познания, и этим обстоятельством  во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов  и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 
  1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 
  2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные  социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. 
      Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. 
    Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 
       1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; 
     2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. 
     Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 
    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются: 
     1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 
    2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 
    3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). 
     Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.
 

  1. Заключение

    Социальная  философия - это постоянно развивающееся  учение, ибо благодаря своим научным  основаниям - всеобщим категориям, через  которые осуществляется анализ общественных явлений и процессов - она сохраняет  свой предмет. Однако в отличие от всех других отраслей знания об обществе, в социальной философии нет раз  и навсегда заданных решений, и в  ней постоянно обсуждаются, казалось бы, одни и те же проблемы. Дело в  том, что общие понятия, посредством  которых социальной философией очерчивается определенное поле исследования, являются способом выявления некоторого, всегда присутствующего, в общественной жизни  людей субъект-объектного отношения. Субъект-объектное отношение меняется исторически, во времени и в пространстве, и каждый раз приходится как бы заново решать постоянно возникающие  вопросы: что реально, а что нереально, что объективно, а что субъективно  и т.д. Смысл всего этого не в том, что решается якобы нерешенный вопрос о первичности-вторичности  бытия и сознания. Социальная философия, основываясь на анализе понятий, в каждой ситуации должна всякий раз  как бы заново ставить и решать вопросы социального бытия людей, по-разному распределяя объективное  и субъективное, реальное и нереальное в них. Естественно, что каждый раз  это нужно устанавливать специально, учитывая все особенности конкретной ситуации.

    Таким образом, социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль  к общественному бытию - началу мысли  о нем или мышлению как его  началу. Тем самым социальная философия  постоянно показывает возможности  бесконечного развития самого бытия  людей, предлагает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны, что дает возможность рефлексировать саму мысль, отвечать за нее и свое бытие.

 
 
 
  1. Список  используемой литературы.
 
  1. Бенин В. Л., Десяткина М. В. Учебное пособие  по социальной философии.
  2. Гобозов И. А. Социальная философия как форма знания и познания. Предмет социальной философии.
  3. Барулин В. С. Социальная философия: учебник
  4. Кафедра философии [http://philosophy.wideworld.ru/books/socphilosopy/2/#top]
  5. Социальная философия [http://socfil.narod.ru/index.htm]
  6. Литература для студента. Предмет и функции социальной философии.

Информация о работе Социальная философия