Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

     Система  государственного призрения в  России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей. Воспитательные дома предназначались для приносимых внебрачных  младенцев и детей, оставляемых родителями из – за бедности. В этих домах отдельно содержались малыши  до 2 лет, их кормили и за ними ухаживали няни. Отдельно жили дети в возрасте от 2 до 7 лет и семи – одиннадцатилетние воспитанники–учащиеся. Воспитанники разделялись по их «даровитости»: одним предстояло быть простыми работниками, другим – ремесленниками и рукодельниками, третьим – с природными дарованиями – заниматься науками, иностранными языками, аптекарским делом и рисованием, а наиболее одаренным – готовиться к поступлению в Московский университет или Смольный институт благородных девиц. По достижении 18–20 воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из воспитательного дома [5, с. 22].

 Продолжила дело  Екатерины II жена сына, императрица  Мария Федоровна, которая возглавила  императорские воспитательные дома  и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А. Демидова.

 К числу наиболее  известных благотворительных заведений  следует отнести Императорское  Человеколюбивое общество (1802), Ведомство  учреждений Императрицы Марии,  Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве [9]. Став попечительницей воспитательных домов, Мария Федоровна много заботилась об образовании воспитанников. В воспитательных домах созданы специальные классы, отделения и школы, в которых дети – сироты получали начальные звания и обучались конкретным видам будущей работы. По ее распоряжению строились новые помещения для сиротских домов и училищ [5, с. 23].

 Ко  2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся.      С конца XIX в. до начала ХХ в. только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т. п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.

 Одно из почетных  мест в истории российского  меценатства принадлежит фабриканту  Павлу Михайловичу Третьякову. В  начале ХХ в. в стране было  основано 82 % всех благотворительных  заведений и 95 % благотворительных обществ. Социальная политика советского государства на разных этапах его существования представляется одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории [9].

В 1839 г. около Риги было открыто  «Спасательно – воспитательное учреждение» с целью спасения заброшенных и нищенствующих детей от вступления на путь правонарушений и их воспитания [29, с. 113].

Среди добровольных благотворительных  обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов. Заботами Совета в каждом районе Москвы был организован детский приют. Контингент опекаемых в приютах Совета делился на две категории: приходящих и живущих. Приюты для приходящих имели целью оказание помощи  родителям, не имеющим возможности обеспечить детям соответствующий уход и воспитание. В приютах для постоянного проживания дети находились на полном обеспечении [5, с.28].

В 1874 г. был открыт Большой  исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет [29, с. 113].

Во второй половине 19 века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей–сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение. И государственные, и частные приюты ставили  своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. Учебно – воспитательный процесс, в приютах курировался Министерством народного просвещения. Обучение длилось 3 года. Ведущим методом воспитательного воздействия в приютах было вовлечение  воспитанников в трудовую деятельность, в самообслуживание, в профессиональную подготовку. В числе мер дисциплинированного  воздействия практиковалось увещевание, внушение, выговор, постановка на место, к стене и в угол, пересаживание за отдельный стол, лишение права участвовать в играх товарищей. Телесные наказания запрещались.

Постепенно государственная  забота о социальной защите детей  становилась более разнообразной. В 1894 году  в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. В  1898 году  в Обществе попечения о бедных  и больных детях создан отдел защиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых [5, с. 28].

Таким образом,  в дореволюционной  России  возникли и в разной степени  развивались такие формы  социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

 

1.2.2. Социальная защита детства в Советской России

Особенно значительный опыт социальной защиты детства  накоплен в советский период истории российского  общества и государства. Именно в  советский период  отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему. Впервые же годы советской власти  российское общество и государство столкнулось  с детской беспризорностью. В 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

Осенью 1918 года принят первый советский семейный кодекс, в котором  впервые законодательно закреплено положение  о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В декабре  1918 года Правительством издается декрет о правовом положении детей [5, с.29].

В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в  Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения [9].

 В феврале 1919 года  под председательством А. В.  Луначарского учрежден Государственный  совет защиты детей.

Во главе с Ф. Е. Дзержинским  создана комиссия по улучшению жизни  детей. В сфере ее деятельности  находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбой беспризорных детей. Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные  и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни. Количество детских домов, открываемых советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917 году  в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г.–80 тыс., в 1919г.–125 тыс., в 1920 г.–400 тыс., в 1922 г.–540 тыс. детей [5, с. 30].

1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухонемых.

 В июле 1944 г. увеличены  льготы для матерей и беременных [9].

Органы здравоохранения  стали больше внимания уделять  санитарному наблюдению за учебно–воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. К концу 1945 года  для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов. В 1950 году открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей–сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры. Детские дома были в основном, 2 типов: дошкольные и школьные. В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30 -40 человек. В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 лет.

Во все годы советской  власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха – пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и после пионерского возраста. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы.

Большой комплекс мероприятий  по социальной защите детства предусматривался принятой 22 съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961г) Программой предусматривалось:

- дальнейшее широкое   развертывание сети детских учреждений  и создание условий  того, чтобы все большее число семей имело возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях;

- полное и бесплатное  удовлетворение потребностей населения   в яслях, детских садах и  площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях;

- массовое развертывание сети школ–интернатов с бесплатным содержанием детей;

- введение во всех  школах бесплатных горячих завтраков,  продленного школьного дня с  бесплатным обедом;

- введение в перспективе  бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.

В 1985 году приняли постановление  «о мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах–интернатах». Стали создаваться детские дома семейного типа. В настоящее время в России функционирует 347 домов семейного типа, в них воспитывается 3,5 тысяч детей.

Большую заботу проявляло  государство об организации содержательного  досуга детей. Впервые же годы советской власти были созданы  в Петрограде, Москве и др. городах были созданы  детские и подростковые внешкольные клубы.

Основными достижениями советской системы социальной защиты детства  являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей [5 с. 36],

Таким образом, в Советской  России учрежден государственный совет  защиты детей, увеличены льготы для  матерей и беременных, для детей  погибших фронтовиков были открыты  детские дома, организовывался летний отдых детей.

 

    1.  Организация социальной защиты детства в современной России
      1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации

        Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале  90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства [9].

В результате проведения реформ  в России проблемы  социальной защиты детства значительно обострились. Система социальной зашиты детства в постсоветский период претерпела серьезные  и качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.

Значительным качественным изменениям подверглась нормативно–правовая база защиты детства. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:

- принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы  Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»;

- признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов–приоритетными среди потребностей общества;

- законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией и Конституцией, в Конституции РФ, в Семейном кодексе и Трудовом кодексе РФ, в других региональных и федеральных нормативно–правовых актах;

- нормативно–правовые акты по вопросам  материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе Федеральная программа «Дети России», утвержденная указом президента РФ в августе 1994 года и пролонгированная  до 2005 года Указом от 30 ноября 1999 года;

- акты, направленные на  улучшение обучения и воспитания  подрастающего поколения (Закон  РФ «Об образовании»), на противодействие  развитию криминальных  тенденций в среде несовершеннолетних  (указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав») и др.;

- определение системы  компенсаций семьям, с детьми через государственные и общественные организации  (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных  социальных пособий  и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»);

- регламент порядка  и правил устройства детей,  оставшихся без попечения родителей;  решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи и др.;

- разработка мер по повышению рождаемости, преодолению генетических заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития (Указ Президента РФ «О неотложных мерах  по обеспечению здоровья населения РФ» и др.;

- создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (постановление Правительства (О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и всемирной декларации «Об обеспечении выживания защиты и развития детей»).

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района