Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации работы ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области и отношение детей и педагогов к Центру.
Гипотеза: отношение воспитанников к Центру положительное, так как сотрудники Центра создают благоприятные условия для жизни и развития детей.
Задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию по проблеме социальной защиты детей из неблагополучных семей.
Изучить историю возникновения ГУ «СРЦН Шарангского района», особенности организации жизни детей в Центре.
Изучить отношение детей и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района».
Сформулировать рекомендации заинтересованным лицам на основе анализа результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Теоретические основы изучения проблемы организации социальной защиты детства в России……………………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»…………………………………..7
1.2. Из истории социальной защиты детства в России……………………………………11
1.2.1. Социальная защита детства в дореволюционной России………………...11
1.2.2. Социальная защита детства в Советской России…………………………14
1.3.Организация социальной защиты детства в современной России…………………...16
1.3.1. Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации……….16
1.3.2. Нормативно – правовая база по социальной защите детства………….19
1.3.3. Содержание, направления и принципы организации социальной защиты детства……………………………………………………………………………….32
1.3.4. Объекты социальной защиты детства………………………………………36
1.3.5. Типы учреждений социальной защиты детства……………………………40
1.4. Социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов
учреждений социальной защиты детства…………………………………………….47
Система работы ГУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Нижегородской области……………………………………………….56
База исследования…………………………………………………………………….56
Историческая справка о ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….56
Материально–техническая база ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….58
Организация деятельности ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области………………………………………………………………………………….59
Структура ГУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородской области…………..73
2.5.1.Приемное отделение………………………………………………………..73
2.5.2. Диагностическое отделение……………………………………………….73
2.5.3.Стационарное отделение…………………………………………………...75
2.6. Педагогический коллектив ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области………………………………………………………………..76
2.7. Контингент детей, проживающих в ГУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородской области……………………………………………………………...80
2.8. Отношение воспитанников и педагогов к ГУ «СРЦН Шарангского района»……84
2.9. Выводы и рекомендации………………………………………………………………95
Заключение………………………………………………………………………………………97
Список использованных источников…………………………………………………………...99

Файлы: 1 файл

диплом таня белякова.doc

— 2.02 Мб (Скачать)

3 этап – завершающий  (апрель – май 2011г)

  • На основе научно достоверных данных формулирование выводов и рекомендаций.
  • Окончательная верстка списка использованных источников
  • Приведение ссылок, встречающихся в тексте работы в соответствии со списком использованных источников.
  • Подготовка текста выступления и его наглядной презентации к защите дипломной работы.

Методы исследования

Основной метод –  констатирующий эксперимент

Частные методы исследования:

1. Теоретические методы исследования:

- метод научного анализа теоретических источников по обозначенной проблематике;

- метод изучения отчетной, учетной документации ГУ «СРЦН  Шарангского района» Нижегородской  области;

- методы конкретизации,  систематизации, обобщения.

2. Практические методы:

- метод «Незаконченных  предложения»;

- метод анкетирования;

- цветовой тест Люшера.

Научная новизна:

Наше исследование не претендует на какую – либо определенную научную новизну.

Научная значимость

Теоретическое значение заключается:

- в изучении и систематизации  на основе научного анализа  теоретических источников, доступной  нам информации о работе ГУ  «СРЦН Шарангского района» Нижегородской  области; 

- в получении  научно  достоверных данных об отношении  педагогов и воспитанников Центра;

- в разработке рекомендаций.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

1.Теоретические основы изучения проблемы организации

социальной  защиты детства в России

    1. Понятия «детство» и «социальная защита детства»

В современной науке  нет единого мнения о том, что  считать детством, каковы особенности  этого возрастного этапа и  его временные границы - некоторые  физиологи и психологи, биологи  и демографы считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения. В социологии хотя и нет строгих границ, но все зависит от конкретных целей исследования, иногда к категории «молодежь» относят уже тех, кому исполнилось 14 лет [33].

 Детство—период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека—продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества [13].

Анализ современных исследований позволил выявить многогранность феномена «детства» – философского, психологического, социологического, культурологического, педагогического. В различных отраслях знания понятие детства трактуется по-разному, что порождает трудности при комплексном исследовании проблем детей с позиций их социальной защиты. Предметом изучения являются не дети, а определенные стороны их жизнедеятельности, тем самым разрозненность информации не позволяет воссоздать целостную картину феномена детства. Детство рассматривается как целостное специфическое социальное явление, находящееся во взаимосвязи со многими другими явлениями социального мира. Под детством понимается пространственно-временной феномен (от рождения до 18 лет), период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, становления как личности (происходит активное усвоение знаний, навыков, умений, ценностей, социального опыта), а поэтому нуждающийся в особой заботе и помощи государства. Феномен детства понимается как целостное, интегративное социокультурное явление, отношение к которому определяет адекватная социальная политика государства и ее практическая реализация на всех уровнях; это отношение социальных институтов (семьи, образования и т.д.) к детям через создание необходимых условий для индивидуального личностного развития, защиты прав каждого ребенка. Детство является основной ценностью человеческой жизни, требующей к себе особого подхода, заботы и защиты. Понятие детства рассматривается в пяти аспектах.

Первый аспект связан с рассмотрением детства без  каких-либо ограничений применительно ко всем детям страны (Семейный кодекс РФ). Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь и воспитание в семье, на защиту, выражать свое мнение, право на имя, отчество, фамилию, ряд имущественных и других прав, которые необходимо защищать. Второй аспект связан с возрастными этапами развития: младенчество (до 1 года), раннее детство (1-3 года) потом дошкольное детство (1–6–7 лет), младший школьный возраст (6–7 – 10 лет), средний школьный возраст (11–15 лет), старший школьный возраст (16–18 лет). Третий аспект определяет приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, дети-жертвы насилия, дети семей вынужденных мигрантов, дети из малообеспеченных, асоциальных семей, социально дезадаптированные и другие категории детей). Четвертый аспект – это те социальные условия, в которых протекает процесс социализации ребенка: уровень материального благосостояния общества и семьи, в частности, медицинского обслуживания, образования; принадлежность ребенка к тем или иным социальным группам, конфессиям. Пятый аспект касается детей, выдвигающихся из общего ряда (например, одаренные дети). Государство должно быть заинтересовано в поддержании, стимулировании развития одаренности, детских талантов с целью формирования прогрессивного общества. Очевидно, что с этих позиций должны решаться проблемы социальной защиты детства.

При всем многообразии мнений по проблеме социальной защиты детства  остается общей ее направленность на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства, интеграция образовательных сил в решении проблем подрастающего поколения. В целом, предметом социальной защиты детства является целенаправленный процесс взаимодействия общественных институтов и ребенка по оказанию ему помощи и поддержки с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Под социальной защитой детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально – психолого - педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования. Главной методологией социальной защиты детства является гуманистическая обусловленность образования, направленная на создание условий для полноценного личностного развития, базирующаяся на ценностно-смысловом единстве действий педагога и ребенка, ориентиром которого является ребенок как наивысшая ценность и субъект собственного саморазвития [16]. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.

Понятие «детство» и  связанный с ним производный  понятийный ряд используются на бытовом  уровне. Теоретическое исследование понятия показывает, что его бытовая трактовка недостаточна для анализа макросоциальных процессов, поскольку входит в контекст социальных реальностей главным образом на макросоциальном уровне.

   Есть сложности  и при использовании понятия  детства в трактовке, сложившейся в психолого-педагогическом цикле наук. В данном случае детство понимается как социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе: состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для зашиты прав каждого ребенка, и прежде всего посредством принятия специальных законов или формирования и реализации адекватной политики государства. Когда мы говорим о социальном феномене детства, имеем в виду среднестатистическое понятие без учета национальной специфики, пола и возраста ребенка, места его проживания и материального обеспечения.   Еще больший разброс в определении возрастных границ в правоведении, что связано с необходимостью наделить каждого несовершеннолетнего правом на защиту в определенном возрасте, учитывая его тесную связь в первые годы жизни ребенка с охраной материнства. В то же время правоспособность определена для человека с рождения, а дееспособность - с 18 лет. Действующее законодательство определяет начальный возраст трудовой деятельности с 15 лет. Паспорт выдается человеку в 14 лет. Конвенция о правах ребенка и Семейный кодекс РФ устанавливают, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, т.е. совершеннолетия. В главах 11-12 Семейного кодекса РФ «Права несовершеннолетних детей» и «Права и обязанности родителей» определены некоторые права детей по тем или иным позициям, в частности: в статье 57 сказано, что ребенок в возрасте с 10 лет имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (в том числе и через суд) по вопросам изменения фамилии, восстановления в родительских правах; при усыновлении, изменении фамилии, имени или отчества при этом; о замене родителей усыновляемого или при отмене усыновителей; при передаче в приемную семью [27].

Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается  по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Поводом  для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных людей или групп, поэтому  ее цель состоит в том, чтобы  способствовать повышению качества жизни людей, большей социальной справедливости в распределении социальных благ, реализации прав человек,  а  средствами этой деятельности являются разнообразные виды помощи, поддержки, защиты интересов и потребностей людей в необходимых условиях жизни, выражающихся в определенном уровне благосостояния, образования и культуры».

     Система  социальной защиты детства - критерий  и мера цивилизованности ее  рыночной экономики. Вследствие  резкого имущественного расслоения  общества в нашей стране, снижение общего жизненного уровня, инфляции и дороговизны, эрозии социальной инфраструктуры образования, культуры, здравоохранения и досуга, прежде всего, страдают дети. Их социальная защищенность падает [33].

Таким образом, анализ истории  и современной практики социальной защиты детства в России позволяет сформулировать следующее определение.  Система социальной защиты детства – это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.

Cоциальная защита детства - система законодательно закрепленных экономических, социальных   организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

Детство—период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

 

    1. Из истории социальной защиты детства в России
      1. Социальная защита детства в дореволюционной России

Помощь ближнему - всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях –  сиротах и оставленных родителями – на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского, а затем  российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями [5, с. 19] Долгое время обездоленными детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство, а государство стало систематически заниматься ими во второй половине 19 века. Правда, еще при Петре 1 стали создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства. При Екатерине 2 под ее покровительством были построены  Московский и Петербургский воспитательные дома. Особый вклад в развитие системы особых учреждений для воспитания беспризорных детей внесло Ведомство учреждений императрицы Марии [29, с. 113].

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году[9].

Заметную роль в создании начал  социальной защиты детства  сыграли русские князья. Великий  князь Владимир издал «Устав», в  котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении [5, с.19].

Благотворительностью  занимались царь Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович.

 Эпоха нищелюбия  пришлась на время царствования  Петра I. По его инициативе были  открыты госпитали, смирительные  дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях[9].

 Наиболее полным  дошедшим до нас документом  древнерусского права является  составленный  князем Ярославом  свод законов под названием  «русская правда». Отец в этом  документе  провозглашается главным  защитником детей. Определяются  некоторые условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины, обязательность заботы об опекаемых, обязанность опекуна  сохранить в целостности  положенное опекаемому наследство и др. излагаются права детей при разделе семейного имущества  и указывается их социальное положение после смерти родителей. Из 37 статей «русской правды» 8 посвящены социальной защите детства. Для своего времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей.

Информация о работе Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района