Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".

Файлы: 1 файл

Ответы СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

- групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Все виды и формы социальной мобильности П. Сорокин систематизировал следующим образом. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющих одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

- социальный статус семьи;

- уровень получения образования;

- национальность;

- пол;

- физические и умственные способности, внешние данные;

- получение воспитания;

- место жительства;

- выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

32.Понятие социальной роли.

Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. И по отношению к конкретному лицу роль объективна. Она не зависит от интересов и желаний человека. Например, роль мастера может исполнять Иванов, Петров, Сидоров...
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли - дело сугубо индивидуальное. Поэтому можно говорить, что роли безличны, но ответственность за качество их выполнения всегда персональна, так как каждая роль имеет своего исполнителя.
Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Поступая на работу, человек тем самым добровольно подчиняет себя, свое поведение функционально-ролевым предписаниям, которые вытекают из целей и структуры организации, а также из ситуации, в которой организация находится.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей. П онять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей.

33. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.

Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии - социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д. Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий. Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т.п.). Еще одна характеристика общества, с точки зрения изменчивость, стабильности структуры, - мобильность населения.

Социальная структура - один из главных регуляторов социальной динамики в целом, включая и развитие экономики.

Социальная структура - это сами люди, организованные в разного рода группы и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.

В настоящее время в России наблюдается интеграция социальной структуры:

- возникают новые социальные общности;

- консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;

- появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;

- формирование в системе координат "богатство-бедность" социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

В то же время наблюдается дезинтеграция по уровню доходов между богатыми и бедными, и этот разрыв увеличивается.

К положительным моментам следует отнести процесс складывания среднего класса общества, что свидетельствует о стабилизации социальной структуры.

Происходит изменение общей композиции, соотношения различных социальных слоев, их иерархии и ролевых функций.

Граждане начинают более адекватно оценивать свое положение в социальном пространстве. Таким образом социальная модель становится самоосознанной.

34.Социальные институты и организации.

Одним из видов социальных связей, имеющих наиболее важный характер являются социальные институты.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечивать удовлетворение основных потребностей личности, социальной группы, общества в целом.

Его отличают следующие черты:

1.                  постоянное и прочное взаимодействие между участниками

2.                  четкое определение прав, функций и обязанностей

3.                  наличие регламентации и контроля

4.                  наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов

Образование социального института проходит несколько последовательных этапов:

1.                  формирование общих целей

2.                  появление социальных норм и правил

3.                  появление особых процедур, связанных с нормами и правилами

4.                  принятие норм, правил, процедур

5.                  установление системы санкций за их поддержание

6.                  создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института

Социальные институты могут быть формальными и неформальными.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между его субъектами осуществляются на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.

Неформальные институты не имеют таких четко оговоренных правил. Взаимодействие осуществляется на основе межличностных доверительных отношений  и связи (дружбы и внебрачные сожительства).

Социальные институты по типу потребления задач, которые они решают можно выделить:

1) экономические институты, связанные с производством, распределением материальных ресурсов, продуктов.

Выделяют: - институты собственности; - рынок; - институт трудовой деятельности; - институт денежного обращения

2) политические институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение.

Относятся: - государство; - армия; - партия; - обществ. организации и др.

3) институты культуры и социализации, включающие в себя форму взаимодействия по поводу создания, распределения культуры и социализации новых поколений.

Включают в себя: - семья; - наука; - образование

Развитие общества идет через социальные институты. Многообразие институтов, их развитость – верный критерий зрелости общества.

Социальная организация – система отношений, объединяющая к-л число элементов для достижений общей цели.

Социальные организации имеют ряд общих черт:

- они созданы для достижения определенных целей

- члены организованны распределены по иерархичной лестнице соответственно своим ролям и статусам.

Организации бывают формальными (бюрократическими) и неформальными (спонтанно сложившиеся система социальных связей и взаимодействий).

35. Социальные функции семьи.

Репродуктивная – это воспроизводство в детях численности родителей.

Воспитательная – для нормального полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакми другими институтами и общественными учреждениями.

Хозяйственно-экономическая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда.

Рекреационная – она должна стать оазисом спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувсво безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

 

36. Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус:

1)врожденный и приписанный

2)выработанный    

3)заработанный           

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.

37.Социологическое исследование: понятие, виды и основные этапы.

Социолог.  исследов. — это процесс познания, в ко­тором прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич.. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый этап. 2ой этап — сбор первич. социолог. ин­ф-ции. Это собранные в различ. форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из док-тов, от­дел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап — подготовка собранной в ходе социолог. исследов. (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. 4ый этап — ана­лиз обработанной инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления. Различ. 3 осн. вида социолог. исследов.: 1. Разведыват. (пилотажное) исследов. — самый простой вид социолог. анализа, позво­ляющий решать ограничен. задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения док-тов и др. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. 2. Описат. исследов. — более сложный вид социо­лог. анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа —большая со­вокуп-ть, отличающаяся разнообраз. характер-ми, н-р, труд. коллектив круп. предприятия, где ра­ботают люди разн. профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. 3 ана­литич. исследов. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитич. исследов. невозм/о без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария.

38.Социология «легального марксизма».

Своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли в России в конце 19-начала 20в. был легальный марксизм.

Его сторонники опирались на учение К.Маркса и обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России.

Крупнейшими представителями этого течения были П.Б. Струве и М.Туган-Барановский.

Свои взгляды Т.-Барановский изложил в работе «Современный социализм в своем историческом развитии». Он пытался дать объективный анализ капиталистического строя.

Он выступал против капиталистической эксплуатации человека человеком. Вместе с тем, он считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности для развития.

Это ведет  к повышению экономической эффективности капиталистического производства и расширяет возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"