Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".

Файлы: 1 файл

Ответы СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Т.-Барановский выступал за всестороннее развитие и совершенствование капиталистических отношений. Он подверг критике многие положения марксизма. Так, он выразил несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества.

Если на ранних этапах общество развития это было справедливо, то в дальнейшем на 1-ый план все более выступают наука и духовная культура.

Он обосновал вывод о возрастающей роли социального начала в развитии общества. Он отверг расширительное толкование классовой борьбы (марксизма).

Класс, по его мнению понятие, применимое лишь в сфере экономики – это группа людей, объединенная общими экономическими интересами. Но оно не применимо для объяснения процессов в других сферах общественной жизни.

Он высказал несогласие с тезисом Маркса о тенденции обнищания рабочего класса при капитализме.

Рост производительности труда ведет и к росту благосостояния рабочих.

39. Социология как наука: Стуктура и уровни соц-го знания.

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и  развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии. Т.о., исходный элемент структуры соц. знания — знании об об-ве как целостном соц. организме. Это знания о сист. обществ. отнош., их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об об-ве вкл-ют в себя пони­мание объектив. законов его развития, представления об осн. сферах жизни об-ва и их взаимодействии и т.д. Важн. элементом структуры соц. знания яв­л-ся знания о соц. составе нас.  страны и соц. структуре об-ва, т.е. о классах, больших и малых соц., профес-ых и демограф. группах, их месте и взаимодействии в сист. эконом., соц. и полит. отнош. Еще один элемент структуры соц. знания — науч. представления, взгляды, теории, относящиеся к полит. социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения разл. соц. групп об-ва в сист. полит. отнош. и прежде всего в сист. отнош. власти. Под этим углом зрения рассмат-ся деят-ть разл. полит. партий и движ., функционирование всей полит. сист. об-ва. Важн. элементом структуры соц. знания яв­л-ся научн. представления и выводы социологов о деят-ти существующих в об-ве соц. институтов - гос-во, право, церковь, наука, культура, семьи и т.д. Все перечисл. науч. представления, понятия, взгля­ды и теории о разл. соц. явлениях и процессах связаны м/у собой и образуют ед. и слож­ную структуру соц. знания, которая отражает все стороны обществ. жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспро­изводит об-во как целостную соц. сист. Все это составляет структуру социологии как наук

В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явлениями.

Спец. социолог. теории касаются отдел. сфер обществ. жизни, соц.групп и институтов. Их познавательный ракурс на­ много уже, чем общесоциологических, и ог­раничен, как правило, теми или иными под­системами общества. В качестве них м/т выступать, на­пример, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия тру­да и соц. защиты разл. категорий нас., во­просы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на ре­шение практич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.

проводятся в  виде анкетирования, устных опросов, на­блюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспект. задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл. соц. групп, труд. коллекти­вов, полит. партий. Главное в конкрет.соц.  исследовании —получить объективную инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми.

40.Субъективное направление в русской соц-ии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

В рамках субъективной школы в социологии большое распространение получила теория исторического процесса, приверженцами которой были П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Миртов (псевдоним Лаврова) в своих “Исторических письмах” неоднократно говорит об исторических силах, которые возникают независимо от личной энергии индивида и личных его убеждений и часто ставят препятствия начинаниям личностей, отклоняя волны истории в другую сторону. Тем не менее он определённо указывает на то, что общество есть, по его мнению, только абстракт, а единственной реальностью оказывается личность. Общество “это абстракт, который, как абстракт, против меня, существа реального, не имеет ровно никакого права, а в своём реальном содержании распадается на личности, имеющие не более права, чем я… Всё реальное содержание истории заключается опять-таки в деятельности личности”.

Говоря о государстве, Миртов кладёт в его основу договор и при том фиктивный, так как ему принуждены повиноваться лица, в нём не участвовавшие. Точно так же и Михайловский настаивает на том, что общество есть только идеальное целое, в жертву которому не может приноситься личность, что можно без особого напряжения мысли думать о человеке вне общества, что общество как личность идеальная, не живёт, не умирает, не страдает, не наслаждается, а потому за центр исследования должна быть взята мыслящая, страдающая и наслаждающаяся личность.

Исходя из этих соображений, оба автора и строят свой идеал исторического развития, который для Миртова заключается в ослаблении государственного принуждения, а для Михайловского в переходе от режима разделения труда, уничтожающего разносторонность личности, к режиму простого сотрудничества.

41.Теория классов и классовых отношений в социологии.

Слово «класс» в переводе с латинского «положение». Это понятие впервые стали использовать в середине ХVIIIв французские ученые физиократы.

В начале 19в это понятие использовали французские ученые Тырри и Гизо для объяснения причин политической борьбы.

Но особенно широко его стал применять К.Маркс. В его понимании класс – большая социальная группа, занимающаяся определенное место в системе общего разделения труда, характеризуется отношением к собственности (владеющая или невладающая собственностью), способом и размером получаемого дохода (прибыль или зарплата).

У Маркса в капиталистическом обществе фактически существует 2 основных класса: - буржуазия - пролетариат

В современной социологии преобладает более узкое значение класса.

Класс – любая социалистическая страна в современном обществе, отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.

Обычно в современном обществе выдают 6 или 5 классов (страт). Классическая модель этой структуры была предложена в 40-е гг ХХв. Американским социологом Л. Уорнером.

Но основных классов в современном обществе – три:

- высший – средний - низший.

В современной науке существуют 2 главных подхода к теории классов: - европейский - американский

Для европейских ученых классы – реальные группы. Они характеризуются наличием классового сознания, классовой идентификации и классовым конфликтом.

Для американских социологов класс – наилучшая группа, это лишь способ описания экономического положения социальных групп.

Современный класс – статистическая категория.

42. Теория соц-ой стратификации.

Рос. об-во состоит из 4 соц. слоев: верхний слой включает реально правящий слой, выступающий в роли осн. субъекта реформ. Верх. слой - 0,5 % всего рос. об-ва. Также сюда м/о включить «нов. русских» - 4,5 % об-ва. В этот слой входит верхушка гос. бюрократии, большая часть генералитета, круп. землевл-цы, руководители промыш. корпораций, финанс. институтов, круп. предприниматели. Треть представит. этой группы не старше 30 лет. В послед. годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидет-ет о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Средний слой явл-ся зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Большинство его представит. не обладает капиталом, ни уровнем профессионализма, ни выс. соц. престижем. Пока этот слой слишком малочислен и не м/т служить гарантом соц. стабильности. В соц. отнош. его состав разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой — мелкий бизнес -44 %; квалифиц-ых специалистов — профи -37 %; среднее звено служащих (военные, работники непроизводств. сферы) -19 %. Сред. слой - 10 % всего рос. об-ва. Базовый соц. слой – осн. часть интел-ции (специалистов), помощники специалистов, техн. персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса. 75 % всего рос. об-ва. Нижний слой (маргиналы) - низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким соц-но-эконом. усл. переход. периода: пожил., те кто не имеет профессий, постоян. занятия, места жительства, безработных, беженцев. Признаки: низ. личн. и семейн. доход, низ. уровень образов., отсутствие постоянной работы.

В совр. рос. об-ве 5 осн. слоев (страт): 1. административная элита (правящая) - люди, которые стоят у власти (н-р, на федерал. уровне - это президент и его окружение, прав-во, на регион. уровне - губернаторы, их администрации, на город. - главы администраций и состав этих администраций и т.д.); 2. рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.).  3. интеллигенция - всё нас. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). 4. новая буржуазия - это слой населения, который имеет в своей личной собственности ср-ва произ-ва, оборот. ср-ва, движимое и недвижимое имущество, которое участвует в процессе произ-ва или получении прибыли (предприниматели, банкиры); 5. крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, земля же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Функции социологической науки.

Основные функции социологии: познавательная, практическая и идеологическая.

Познавательная заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества.

Практическая состоит в том, что бы на основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов разработать практически рекомендации. Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдалённого будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая. Социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода. Формулируемые социологом выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Э. Дюркгейм и его теория развития общества.

Эмиль Дюркгейм про­должил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармо­нировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий ин­дивидов, соц. групп и соответствующих соц. инсти­тутов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистиче­ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которы­ми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дел. индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившими­ся опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усво­ить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. су­щества, развитие и деят-ть которого проходят под опре­деляющим воздействием на него соц. норм и предписа­ний. У соц. фактов об­щая дух. природа и сущность. Все они — проявления групп. или массового сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"