Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".

Файлы: 1 файл

Ответы СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

24.Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).

Психолог. направление в социологии Рос. сложи­лось в 1890-х гг. В своей психолог. социологии Де-Роберти исходил из того, что все обществ. явл. пред-ют собой рез-тат деят-ти людей, которая направляется присущими им психич. факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, волей и т.д. Поэтому социология как опытная наука об об-ве д/б тесно связана с психологией, предметом которой явл-ся психич. деят-ть людей, определяющая их соц. деят-ть. Осн. цель социологии Де-Роберти видел в познании законов психич. взаимодействия». Говоря о психич. взаимодействии людей, Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокуп-ть коллект. восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных соц. групп, определенных масс людей и нац. общностей. Существ. вклад в обоснование роли и значения психолог. факторов в раз­витии об-ва внес историк и социолог  Кареев. Он указывал на важн. значение психологии в объяснении обществ. явлений, ибо последние всегда имеют психологич. основу. Ведь они выступают как продукт деят-ти людей, в рез-те которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Кареев обращал внимание на 3 осн. стороны духов. бытия чел-ка, а именно: на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деят-ти и поведении людей, а значит, во всей их обществ. жизни, большую роль играют интеллектуал., эмоцион. и волевая стороны их дух. мира. Кареев считал, что психич. взаимодействия людей лежат в основе их обществ. развития, ибо обусловливают их эконом., полит. и др. взаимодействия, рез-том которых выступает развитие всех сфер жизни об-ва и его соц. институтов.

25.Рабочий класс в современном российском обществе, его соц-ый облик.

Рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.). 

   Рабочий класс России в настоящее время социально неоднороден и представляет собой скорее совокупность отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Государственные предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике.

26. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.

Семья имеет двойств хар-р. С одной стороны соц инст-т, с др. – малая группа, имеющ свои законом-ти функц-я и развит. С инст-ом семьи тесно связан др общ инст-т – инст-т брака. Брак можно опред как санкц общ, социально и личностно целесообразн, устойч форму полов отнош. Семья – малая группа, осн на родствен связях и регулир отнош между супругами, родителями  и детьми а также ближ родствен. Нестабильность брака и семьи, хар-на практически для всех развитых стран мира. Это объясн влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивн миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технич революцией, причинами соц-эк, культурного, этнич, религиозн хар-ра. Выдел несколько уровней супруж взаимоотнош, на к-ых могут происх конфликты: психофизич уровень. Нарушение секс жизни. Психолог Ур. В семье создается нездоров климат, проявл в ссорах, взаимн придирках, раздраж, к-ая часто вымещ на детях. Соц-ролев. Ур Неправильное, неравномерн распред семейно-быт нагрузки, хаотичность семейн уклада. Социокультурный Ур. Непонимание супругами друг друга, неуважения отсутствия интереса или неудовлетв-ти общением с партнером, неприятия его жизн ценностей, идеалов.

27. Семья как соц-ый институт.

Семья — один из наиболее древ. и значимых соц. институтов. В любом об-ве семья имеет двойствен. хар-р. С одной стороны, это соц. институт, с др. — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от обществ. строя, существующих экономщ, полит., религиоз. от­нош. и одновременно — относит. самостоят-ть. С институтом семьи тесно связан др. обществ. ин­ститут — институт брака — санкционированная обществом, со­ц-но и личностно целесообраз., устойч. форма поло­вых отнош. Семья — малая группа, основанная на кровно-родствен. связях и регулирующая отнош. м/у супругами, родите­лями и детьми, а также ближ. родственниками. Отличи­т.признаком семьи явл-ся совмест. ведение до­м. хоз-ва. Основу семьи составляет брачная пара. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсут-ет один из родителей. Выделяют три осн.типа се­мьи. 1. Традиционная (патриархальная) семья. Характерны: а) эко­ном. зависимость женщины от супруга; б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление муж. и жен. обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах сем. главенства. 2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиц. установки на муж. лидерство и разграничение муж. и жен. семейных обязанностей. Такой тип семьи социологи наз-ют эксплуата­торским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в обществ. труде женщина получает «исключи­т.» право на дом. труд. 3. Эгалитарная семья (семья равных). Характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение дом. обязан. м/у членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в реш. бытовых проблем; б) обсуждение осн. проблем и со­вместное принятие важн. для семьи решений; в) эмоцио­н. насыщенность отнош. Т.о., в соврем. семье не только трансфор­мируются традиц. роли женщин в связи с их массовым участием в профес. деят-ти, но и изменяются роли мужчин. Н-р, в западноевроп. странах уже не явл-ся аномальными случаи, ко­гда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.

28.Современная социология Запада: осн. Направления.

Становление неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. на­шего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предп-ет реализацию след. принципов: 1. соц. явления подчиняются законам, общим для всей действит-ти — прир. и культурно-истор.; 2. методы соц. исслед. д/б такими же строгими, точными и объектив-ми, как методы ес­тествознания; 3. субъектив. аспекты чел. поведения (мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о исследовать ч/з их открытое проявление; 4. истинность науч. понятий и утвержд. д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур; 5. все соц. явления м/т и д/б описаны и выражены количественно; 6. соц-ия как наука д/б свободна от ценност. сужд. и связи с идеологией. В рамках неопоз-ма были сформу­лированы осн. требования к проведению социолог. исслед., которые м/о считать нормами социоло­г. культуры: 1. отбор понятий и их точная интерпретация; 2. формулирование гипотез; 3.  описание методов исслед.; 4. описание данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация выводов; 6. приглашение к дискуссии по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика своей популярности в 40—-50-х гг, после чего наступил спад. Возрождению неопо­з-ма в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала общественно-полит. обстановка: требов. надежной инф-ции и науч. экспертизы соц. явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го анализа употреб-ся в 2 знач-ях: 1. как объединяющее название школы в соц-ии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2. как метод исслед., по которому изменения элемента сист. должны рассм-ся в связи с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции П. — категория равновесия, ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться только в равновесии. На­рушение равновесия означает дестабилизацию или гибель соц. сист. Отсюда осн. задача социологии — дать рекомендации по стабилизации об-ва, т.е. по поддержанию равновесия. Разрабатывая модель соц. действия, П. счита­ет, что ее осн. составляющими элементами явл-ся деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся, что деятель обладает ак­тивностью и способен проанализ-ть ситуацию, поставить п/д собой цель, опред-ть способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это раз­нообразные физ., культур., соц. факторы, ко­торые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. П. различает 3 типа об-ва: • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; • промежуточный, связанный с появл-м письменности, соц. расслоения, выделения культуры в самостоят. обл. чел. деят-ти; • современный, характерной чертой явл-ся отделение прав. сист. от религиоз., формирование администрат. бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират. сист. Амер. социолог Л. Козер опред-ет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоя­щих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтра­лизации или устранении своего соперника» В качестве осн. ф-ий соц. конфликта вы­д-ся: 1. интеграция соц. структуры; 2. сохранение солидарности внутри групп; 3. укрепление межчелов-х отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о., наиболее адекватной для регулирования соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ. открытое, высокомобильное об-во, в котором развер­тывание и протекание конфликтов предельно формализовано. Символич. интеракционизм - основатель, амер. социолог  Дж. Muд пытается создать спец. теорию челов. эволю­ции. По М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием у него развитой сист. инстинктов как ос­новных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что явл-ся основой сознат. приспособления к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения. М. различает две ступени соц. действия: Общение посредством жестов пред-ет собой как бы со­кращенную, свернутую схему действия, когда по отд. движению м/о восстановить действие в целом. Символически опосредованное взаимодействие  т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся тем, что а) порождает примерно одинаковые реакции при об­щении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место др.; в) позволяет видеть себя глазами др. чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отнош. взаимодействия и чьи позиции, чье отнош. явл-ся для него основой самопонимания и пла­нирования собственных поступков. Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматри­вает их ч/з призму широты и качества взаимодействия. Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего чел-ва. Предпо­сылки возникн. идеал. об-ва он видит в расши­рении мирохоз-ых связей, полит. союзах гос-в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Соотношение социологии с другими общественными науками.

Социология занимает важное место в системе гуманитарных и общественных наук.Социологические теории играют важную роль в объяснении проблем в истории, политологии, психологии, правоведении и др.Социология вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.

Техника и методика научного анализа, разработанная в социологии используется другими общественными науками (опрос, анализ документов).Все общественные и гуманитарные науки включают в себя социальный аспект. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и др.наук. они получили название социальные исследования (социально-экономические , социально-политические, социально-демографические).В ряде случаев социология пересекается с другими общественными науками.

Так, антропология применяет многие из подходов, присущих  социологии, но она изучат небольшие племенные незападные цивилизации (архаические общества),а социология изучает современное общество.

Политическая наука рассматривает проблемы власти и ее распределения в обществе. Здесь часто используется социологические подходы для изучения поведения избирателей.

Экономика изучает производство, потребление и распределение ограниченных материальных ресурсов.

Социология здесь используется, например, для учета влияния информации на потребительское поведение населения.

Социология связана и с психологией, где она берет знания об основах индивидуального т группового поведения.

Особо тесные связи существуют между социологией и историей. Они имеют объектом и предметом исследования – общество. Обе они воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного.

Различие заключается в том, что история воспроизводит социальный процесс postfactum (после), а социология infactum (в то время, как происходит).

30. Социализация личности. Проблема социальной зрелости личности.

Одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т. е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения  полов являются продуктом социализации. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности. Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. - социализация – это своеобразный вид дрессировки, когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий. - основан на взаимодействии и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность отдельного индивида.

31.Социальная мобильность и ее разновидности

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой.Существует два основных вида социальной мобильности -межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город па постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

- индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"