Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".
Общественное мнение отражает реальные состояния общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и социальных групп.
Общественное мнение детерминировано социальными интересами людей. Оно формируется, когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющее важное значение, затрагивающие существующие интересы. Предметом его чаще всего становится дискуссионные вопросы.
1. первое общественное мнение есть конкретные выводы, определенные в общности людей по к-л проблемам.
2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности.
3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности.
4. Общественные мнения выступают в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей.
Образование общественного мнения подчинено правилу нелинейного сложения.
Отдельное мнение может стать общим, а некоторые вообще не попадут в общее мнение. В качестве выразителей общественного мнения могут выступать отдельные лица, группы людей; СМИ являются средствами формирования и выражения общественного мнения.
Для общественного мнения характерны функции:
1. Экспрессивная (контролирующая) – она контролирует органы власти и лидеров.
2. Консультативная – дает советы относительно способа решения к-л социальных, экономических, политических проблем.
3. Дерективная – оно выносит решения по к-л проблемам социальной жизни (во время выборов, референдумов).
В зависимости от содержания суждений мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
Оценочное суждение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций.
Аналитическое и конструктивное суждения связаны между собой. Здесь необходимы элементы теоретического мышления, напряженная работа мыслей.
Регулятивное общественное мнение вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение может выступать как в форме позитивных, так и негативных суждений. Формирование общественного мнения может носить стихийный и сознательный характер (пресса). Оно может создать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности.
18.Общесоциологическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса и современность.
Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.
Основные труды:
-- «Капитал»,
-- «Немецкая идеология»,
-- «Манифест Коммунистической партии».
Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:
1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.
2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.
3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.
4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.
6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.
19. .Опрос как метод социологического исследования. Виды опроса. Возможности и ограничения опросного метода.
Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.
Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин. Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой, в-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных исследований. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.
Классификация видов социологического опроса
Важн. составляющей данной теории явл-ся концепция идеальных типов. Это некая идеал. модель того, что наиболее полезно чел-ку, что объективно отвечает его интересам в соврем. ему эпохе. В этом отнош. в качестве идеал. типов м/т выступать морал., полит., религиоз. ценности и вытекающие из них установки поведения и деят-ти людей, правила и нормы их поведения, а также традиции соц. общения.
Идеал. типы Вебера харак-ют как бы сущность оптимал. обществен. состояний — сост. власти, межличностного общения, индивидуал. и групп. сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духов., полит. и материал. жизнь людей. Вебер выделял след. типы соц. действия: Целерационал. действие — это когда чел-к ясно пред-ет себе цель действия и ср-ва ее достижения, а также учитывает возможную реакцию др. людей на свои действия. Критерием рацион-ти явл-ся успех. Ценностно-рационал. действие совершается ч/з сознательную веру в этич., религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит ч/з аффекты, т.е. бессознат. психологич. импульсы и чувства. Традиционное действие осущ-ется ч/з привычку. В реальном поведении людей чаще всего присут-ют все указанные типы действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осущ-ния соц. действия. Вебер исходил из того, что в историч. процессе растет степень рациональности соц. действий. Это видно в развитии капитализма: рационал-ся способ ведения хоз-ва, управление в области эк-ки, политики, науки, культуры; образ мышления людей. Воплощением рацион-сти Вебер считает прав. гос-во, функционирование которого базируется на рационал. взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым полит. и морал. ценностям.
21. Предприниматель как соц-ый слой.
Наименее малочисленной группой нашего общества является нарождающаяся буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские», численность которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предприниматели не хотят развивать производство, возрождать отечественную промышленность и заботится о государстве и согражданах, они обеспокоены только одним – получением прибыли, деньгами и интересы их меркантильны. Они предпочитают заниматься бартерными сделками, обналичиванием, говоря их языком, создавая, в итоге, из воздуха огромные капиталы. Они не тратят деньги на благотворительность, науку и искусство, предпочитая отдыхать на Канарских островах и других престижных курортах. «Новых русских» можно подразделить на несколько групп:
1.Менеджеры – совладельцы акционерных обществ, которые руководят ими по найму, но имеют контрольный пакет акций. 2.Наемные менеджеры, которые управляют государственными и частными предприятиями за заработную плату. 3.Предприниматели – собственники, преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих ими. 4.Самостоятельные работники, которые заняты мелким предпринимательством с помощью собственных средств. 5.Бизнесмены – менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, которые совмещают управленческую работу с собственным бизнесом. 6.Полупредприниматели, которые совмещают работу по найму (не руководящую) с разными видами предпринимательства.
22. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.
Причины:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе.
Функции:
1. разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
2. Коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы.
3. Консолидирующая. Это происходит тогда когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.
Конфликт может носить негативный характер, дестабилизировать отношения в соц системах, разрушать соц общности и групповое единство.
Субъектом является отдельный человек или соц группа способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта.
Подготовка социологич. исследования нач-ся с разработки его программы, состоящей из 2 разделов. В методологич. раздел программы входят: а) формулировка и обоснование соц. проблемы; б) определение объекта и предмета социологич. исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Методич. раздел предполагает определ. изучаемой совокупности, харак-ку методов сбора 1ой социологич. инф-ции, последоват-ть применения инструментария для ее сбора, логич. схему обработки собранных данных на ЭВМ. Определяющей частью программ. любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее обоснование методологич. подходов и методич. приемов изучения соц. проблемы. Под соц. пробл. следует понимать «соц. противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие м/у существующим и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности ср-в для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению соц. потребностей. Начинающ. социологи часто путают объект и предмет исследов., хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исслед. в определ. мере уже заложен в самой соц. проблеме. Объектом исслед. м/б любой соцб процесс, сфера соц. жизни, труд. коллектив, , док-ты. Предмет исследования —то, что подлежит непосредственному изучению. Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозм/о грамотно провести социолог. исследование. В план закладываются осн. процедурные мероприятия, которые надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, ср-в, объем работы — науч., организационной. План создается на базе определ. правил, суть которых состоит в том, что все научно- исследоват. и организационно-техн. процедуры и операции групп-ся в 4 раздела. 1ый раздел предусмат-ет порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социолог. исслед. 2ой раздел включает все организац. и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки.3ий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов вычислит. центра необходимо задействовать для выполнения этой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых форм-ся массив инф-ции для ввода в вычисл. машину. 4ый раздел — это виды работ, связанные с анализом рез-ов обработки.