Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".
45.Этническая социология, как социология среднего уровня.
Составной частью социологии является этносоц. Она изучает этнические общности, проблемы национальных отношений, этнические конфликты. В социологии, антропологии к числу основных понятий, с которыми связана национальное деление общества относят: этнос, племя, народность, нация
Этнос в переводе с греч. «народ». Это понятие употребляют, когда хотят подчеркнуть кровно-родственную связь общности. Т.е. отличительный признак – общность происхождения (славянский этнос, германский этнос).
Племя это общность людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании. Оно как этническая общность появляется в период неолита. Для этой общности характерны признаки:
1. наличие организации и управление в форме вождества
2. деления на рода и кланы
3. зачатки примитивных религиозных представлений (фетишизм, мифология)
4. наличие единого разговорного диалекта
Племя характерно для первобытного традиционного общества.
Народность существовала в рабовладельческом, феодальным обществах. Она образовывается на базе племен или их союзов. Для нее характерны такие признаки:
1. наличие своей территории проживания
2. наличие культуры
3. наличие экономических связей
4. политическая организация (др-русская народность 9-13вв – Киевская Русь; Итальянская народность – Римская республика)
Нация представляет собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).
В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».
Первый - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.
Второй подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение.
46.Этнический конфликт как разновидность социального конфликта.
Этнический конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем.
Первоначально они возникают на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания.
Наибольшую остроту этнический конфликт приобретает, когда он происходит на межгосударственном уровне.
В современной науке выявляются 2 основных подхода к анализу межнационального конфликта:
1. социологический: причина конфликта объясняется на основе анализа этнических параметров социальных слоев и групп.
2. политологический: первоочередное внимание уделяется роли национальных элит в мобилизации своих этносов. Ключевым является вопрос о власти, о доступе к ресурсам.
Основополагающими в возникновении этнических конфликтов являются причины общецивилизованного характера.
Неравномерное протекание процессов модернизации в этнонациональных ареалах порождает конфликты между претензиями этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав граждан.
Модернизация активизирует этнические сознание, способствует формированию политических устремлений к получению национальной автономии или независимости.
Еще один пласт причин конфликтов коренится в истории этносов, в исторических обидах, в национальном сознании, психологии, в идеологических стереотипах, переходящих из поколения в поколение.
Важное место занимает идеология национализма. В основе его лежит политический принцип, требующий совпадения политических и национальных единиц.
Чаще всего причиной конфликта становятся воинствующий национализм.
К ситуационным источникам межнациональных конфликтов можно отнести внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, историческое наследие межличностных отношений, воздействие внешнеполитических факторов, уровень политической и общей культуры населения.
Межэтнические конфликты подобно водовороту затягивают нацию. Выход из межнационального конфликта носит сложный и длительный характер. Он заключается в совместном достижении согласия и мира, в культивировании надэтнического «мы», в равноправии людей любой национальной группы.