Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Социология".

Файлы: 1 файл

Ответы СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Первоосновой любой культуры является понятийно – логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.

Он существует как язык. Он выступает и ретранслятором культуры.

Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.

Ядро любой культуры составляет ее ценности, нормы.

Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.

Культура, рассматривающаяся в данном аспекте, это социальный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.

Ценности выступают как:

1.                  желательное состояние связей социальных идей

2.                  критерии оценки реальных явлений

3.                  они определяют смысл целенаправленной деятельности

4.                  внутренне побуждают к действию

Основанием систем ценностей выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).

В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.

Ценности, описанные и интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.

Культура любого современного общества представляет собой сложное переплетение ее различных пластов.

Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.

Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).

Можно выделить субкультуры, которые противостоят господствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)

С позитивными мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.

Но при этом сохраняется характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и норм.

Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.

В последние десятилетия получили распространение субкультуры, противопоставляющие господствующие ценностям (уголовного мира). Так, по некоторым данным, в современном русский язык вошло свыше 2 тыс. слов и выражений из уголовного жаргона.

Такое широкое распространение субкультуры свидетельствует о нравственном кризисе в обществе.

10.Маргинализация, как явление современного общества. Истоки ее появления.

В своем первоначальном значении – “marginal man”, “маргинальная, промежуточная личность” – термин возник на грани социологии, культурной антропологии и общей теории личности и был призван обозначить индивидов, имеющих двойственную, (впоследствии – и множественную) культурную самоидентификацию.

Понятие “маргинальная личность” было введено одним из основателей Чикагской социологической школы Р.Э.Парком. Условиями, вызывающими феномен маргинальности, Р.Э.Парк считал движение и миграцию народов, развитие рынка, торговли, но особенно – возникновение городов – метрополисов. Р.Э.Парк подчеркивал внутреннюю близость урбанизма, с его нестабильностью социальной организации и ослабленностью социального контроля, и, маргинальности, уменьшающей действие локальных связей, способствующей раскрепощению этнических меньшинств. Отмечая такие характерные для маргинала черты, как моральная раздвоенность и конфликт, Парк подчеркивал, что они присущи любому иммигранту, в период, когда старые привычки уже девальвировались, а новые еще не сформировались. В это время иммигрант представляет собой некий культурный гибрид, в повседневном существовании которого сплетаются традиции, культура двух различных народов. К формированию особого, маргинального типа личности приводит относительная перманентность периода кризиса.

11.Метод экспертной оценки в соц исследовании.

Метод экспертной оценки заключается в оценке компетентности мнений, высказанными респондентами. Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете репондента. Задача эксперта - с учётом объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказать по поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку. Эксперт - это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования. Центральный среди критериев отбора экспертов - их компетентность. Существует понятие - “прогноз”. В нём наиболее наглядно проявляется отличие экспертной оценки от информации, получаемой в результате массового опроса. Оно заключается в стремлении к согласованности, единообразию суждений и оценок, высказываемых экспертами. В ПС разработан ряд приёма опросов экспертов, используемых для получения прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методические приёмы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою значимость при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью.

12.Метод «фокус-групп» в соц-ом исследовании.

Создатель Д. Хоманс. Малая группа состоит из: 1. диада – все основано на чувствах; 2. триада – по большинству голосов.

Метод фокус-групп сост. из 2 этапов:

1. Определяем лидера, составляем социограмму

2. Обсуждение, доверительная беседа, дискуссии со всеми участниками группы

Применяется этот метод в маркетинговых исследованиях (выпуск товара).

13.Наблюдение как метод соц-го исследования.

Наблюдение в социологии — прост. метод сбора пер­вичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он за­имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Одна­ко наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерно­стью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблю­дение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблю­дают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимен­та, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный не­достаток устраняется, но возникает вопрос об этич. сторо­не сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изу­ч. явлении, соц. факте исп-ся способы кон­троля: наблюд. за наблюдением; контроль др. метода­ми; обращение к повторному наблюд. и т.п.

14. Нация как социально-этническая общность.

Нация представляет  собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).

В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».

Первый  - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.

Второй подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение.

Национальность – означает принадлежность человека к к-л нации. Национальность выбирается самим человеком, а не государством. Это один из признаков демократического устройства государства и общества, но он сплошь и рядом нарушается.

В отечественной литературе к числу основных признаков нации относят:

1. наличие общей территории

2. наличие своей государственности

3. наличие единого экономического рынка

4. наличие общей культуры, единого литературного языка

5. наличие общего менталитета, психологического склада

6. наличие самоидентификации общей

Ключевыми признаками нации является наличие единого национального самосознания. Источниками его являются:

1.  родовой, связанный с общими происхождением

2.  психологический

3.  культурный

4.  социальный

Наиболее активен и дифференцирован последний источник – социальный.

Носителями его и национального самосознания выступают группы, заинтересованные в активных общественных ролях (элита, интелегенция)

Суть такого источника состоит в стремлении к активации своих народов и в повышении своего социального статуса.

15.О.Конт- родоначальник соц-ой науки.

Основателем социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — по­зитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат­ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка­чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз­виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко­торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также по­нятиями соц. статика для истолкования структуры об­-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне на­правлений в области философии и социологии. Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадии развития общест­в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на­з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадии чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллек­туальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Обработка, анализ и использование результатов в соц.исследованиях.

Анализ полученных данных начинается с контроля за качеством заполняемого инструментария. Выявляется правильность ответов на вопросы. При исправлении каждого 3-его ответа. Анкету лучше не готовить к машинной обработке.

Если респондент не ответил на 10-15% основных ответов, анкета допускается на обработку в ЭВМ. Дальше массив документов передается на кодирование.

Анализ первичной информации заключается в её обобщении. При опросе 60-70 человек, обработку анкет можно проводить вручную. Предел для ручной обработки – 100-200 анкет.

Для обобщения используют школу измерений, т.е. учет интенсивности ответов. Для этого используют номинальные ранговые и интервальные шкалы.

Наиболее простой формой обобщения первичного материала является группировка. Для этого выдвигают существенные признаки, и респондент зачисляется в ту или иную группу. Выбор признака группы определяется задачами социального исследования и его гипотезами.

Затем наступает очередь интерпретации данных. Общая логика её состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают как социологические данные. Они несут определенную смысловую нагрузку.

Итоги анализа полученной информации отражаются в отчете о проведенном социологическом исследовании. Он создает информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации.

Первый раздел отчета включает обоснование актуальности проблемы и характеристику исследования.

Во втором – дается характеристика объекта исследования.

Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение отчета создает практические рекомендации.

17. Общественное мнение: понятие и сущность.

Словосочетание «общественное мнение» появилось в Англии в 1159 году и в конце 18в. стало общепризнанным.

Общественное мнение – отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляется сначала в эмоциях и чувствах, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью, стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или тема, по которым высказывают точки зрения индивиды, группы, широкая общественность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"