Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:48, лекция
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.
Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
Общение людей и
Структура коммуникативного акта.
Анализ функций языкового общения.
Я понимаю, что все вышесказанное трудно сразу понять и тем более самостоятельно осуществить. Одним из инструментов отработки навыков обращения с вектором и плоскостью является идеомоторная тренировка. Она применяется в спорте и заключается в том, что спортсмен мысленно воспроизводит определенную ситуацию и проигрывает всевозможные варианты действий в ней, ведущие к победе. Нечто подобное мы сейчас и проделаем.
Закройте
глаза. Мысленным взором
Не у
всех вышло? Не беда. Вот вам
один из методов для домашней
работы. Делайте такие упражнения,
сначала очень медленно, а после,
все более и более увеличивая
темп и меняя свою
Теперь
несколько слов о
1) если говорите в камеру - забудьте про восьмерку, вектор направьте под 600, а реальную плоскость расположите за камерой (метрах в 20-ти);
2) если выступаете в зале, а
телекамеры расположены в
3) если участвуете в беседе
или дискуссии в телестудии, то
не менее пятой части своих
реплик адресуйте зрителям, обращаясь
в камеру, деля свое внимание
между оппонентами и
При выступлении по радио:
1) вектор направьте поверх микрофона, на 10 см выше верхнего края его мембраны;
2) не расслабляться и вкладывать в выступление такую же мощь и страстность, как и при выступлении на публике;
3) реальная плоскость на расстоянии 10 метров;
4) держать перед собой листок с тезисами, даже при интервью, - вы должны сказать то, что вам надо, а не только то, что от вас хотят.
ЭЛЕМЕНТЫ ЖИВОЙ РЕЧИ
Свыше ста лет назад наш соотечественник Дмитрий Менделеев открыл периодическую таблицу элементов. Ученым казалось, что фигурировавшие в ней атомы - водород, сера, свинец и пр. - это уже конечная, предсказанная еще Демокритом, ступень микромира. А оказалось, что это лишь его первая ступень. Наука быстро шла вперед. И через несколько десятилетий выяснилось, что менделеевские элементы также состоят из элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов, позитронов, фотонов, мезонов и т.д. Часть этих частиц тоже имело сложное строение и делилось на еще более элементарные частицы, открытиям которых не конца.
То же самое и в живой речи. Работа над поисками и использованием ее элементов еще только в зачаточном состоянии. Хотя, казалось бы, что может быть проще такого объекта, как речь? Всегда под рукой. Изучай, хоть 24 часа в сутки, и не надо ни лабораторий, ни ускорителей. Но серьезных исследований в этой области не проводилось. Потому что мало кто верил в важность такой работы. Всем казалось, что одни люди лучше умеют воздействовать на других чисто из-за природных данных, а другим этого не дано, как не дано заговорить немому. Тысячелетиями специалисты корпели над текстами, изучая их строение и содержание, подобно тому, как студенты-медики изучают трупы в анатомическом театре. А вот живое слово никто почему-то не изучал.
Однако
с развитием психологии, психиатрии,
гипнологии, психофизиологии и других
наук выяснилось, что та звуковая
гамма, которая наполняет
Я противник
нейролингвистического
Так что
я выступаю против
ФРАЗА
Это наиболее массивный и наиболее заметный элемент речи. Написанный текст речи состоит из предложений. Живое выступление состоит из фраз. Сама же фраза по объему может быть меньше предложения (особенно это касается сложносочиненного), а может и включать в себя несколько коротких предложений. Фраза - это совокупность слов. В таком количестве, которое позволяет оратору четко сформулировать свою мысль (например: "Расходные статьи бюджета не отражают реального положения дел в финансовой и налоговой сферах") или эмоциональное отношение к предмету обсуждения (например: "Этот бюджет - дерьмо!"), не теряя при этом внимания слушателей. Без фиксирования фраз речь оратора превращается в бессмысленный словесный винегрет. Это как обед: разделенные блюда вызывают аппетит, а сваленные в одну кучу щи, картофельное пюре, жаркое, сок и мороженое - тошноту.
Фразы
разделяются паузами. При
Живую речь убивает монотонность. Потому что у слушателей теряется интерес к оратору, а значит и к содержанию его выступления. Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз. Видов интонации - четыре: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их чередование и делает речь изящной и обаятельной. Некоторые ораторы часть своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся интонации. Это азианизм, который всегда выглядит довольно эффектно. Однако он требует от оратора колоссальной отдачи нервной энергии и физических сил.
Среди общего
массива фраз есть такие,
Функция кодовой фразы - подвигнуть слушателей на конкретные действия без обоснования необходимости их совершить. Кодовые фразы в основном применяются в бизнесе. В этой области деятельности открытое признание своих меркантильных интересов наталкивается на подсознательную негативную ответную реакцию контрагентов, которым не хочется способствовать чужой наживе. Поэтому в переговорах коммерсанты камуфлируют свой интерес заботой о процветании своего собеседника, время от времени, употребляя некоторые выражения для аккуратной ориентации его на совершение определенных действий (продать товар по низкой цене, застраховать груз, помочь разделаться с общим конкурентом, принять вексель и т.д.). Обычно те, кто использует кодовые фразы в своем выступлении, постоянно меняют на его протяжении их форму, чтобы при повторении они не были заметны. Но при этом обязательно должен сохраняться базовый глагол.
Вот, например,
несколько кодовых фраз, которые
я шесть лет назад вытащил
из выступления одного из
Опорная фраза не носит столь иезуитского характера, как кодовая, и гораздо чаще используется в политических выступлениях. Она предназначена для: поддержания высокого эмоционального накала (когда оратор хочет еще пришпорить темперамент публики, а что сказать, не знает), передышки оратора (можно применить гросспаузу), подавления оппонента или подготовки тематического перехода в дискуссии. Опорная фраза должна быть риторической, то есть - неоспоримой и отвечающей самым глубинным убеждениям большинства слушателей. Например: "Родина-мать зовет!", "Отечество - в опасности!", "Россияне должны иметь достойную жизнь!"
СЛОВО
В свою очередь
частью фраза также состоит
из частей. Ее элементом является
слово (кроме тех случаев,
Между словами вставляются микропаузы. Короткие словосочетания можно не разделять и произносить слитно, как одно слово. Например: "головнаяболь", "словаскорби", "толькотак". Заметьте, что первое слово в объединяемом словосочетании оканчивается на гласную, такой порядок расположения сливаемых воедино слов наиболее оптимален для объединения.
СЛОГ
Слово делится на слоги. Именно по слогам следует разучивать речь (естественно не делая между ними никаких пауз). Именно от глубины воздействия содержащихся в слогах сигналов на подсознание слушателей зависит то, сколь долго будет удерживаться в их сознании полученная от оратора информация. Слоги - это своего рода гвозди, с помощью которых оратор прибивает к памяти слушателей высказываемые им мысли и чувства. Есть три способа употребления слогов при выступлении.
Первый - "икающий". На каждом из слогов делается нажим. Этот способ спасает монотонность фразы и алогичное крепление в ней слов. Он подразделяется на два вида: "квакающий" (пример - Ельцин, низкий тембр, замедленность) и "булькающий" (пример - Гитлер, высоко, до фальцета и быстро).
Второй - "поющий". Слоги "играют" за счет растягивания гласных звуков и некоторого микширования согласных. При этом ударные слоги выделяются более других. Примером может послужить для вас собственное изложение стихотворения, допустим какого-либо пушкинского четверостишья.
Информация о работе Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи