Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:48, лекция

Краткое описание

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

Оглавление

Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
Общение людей и
Структура коммуникативного акта.
Анализ функций языкового общения.

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

3. Призывает публику  к конкретным  действиям по  реализации своей идеи.

4. Еще раз на предельном  эмоциональном накале кратко (в  виде афоризмов) излагает главную  идею выступления. 

 

ТЕЗИСНАЯ ФОРМА  И ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

     Тезисная  форма - это становой хребет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже непосредственно во время произнесения речи. Тезис - это совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые нюансы той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии с базовой структурой. Вот пример того, как сочетаются тезисная форма и базовая структура (для простого 7-8 минутного выступления):

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

Тезис №1. Ежесекундно  происходит беззаконие. Власть бездействует. Почему?

Тезис №2. Все  дело в том, что власть поражена коррупцией. И не сможет сама себя исцелить.

Тезис №3. Что  же делать? Ужесточить наказания? Ерунда, будут расстреливать за кражу  булки, а за воровство миллиардами - награждать.

Тезис №4. Единственный выход - свобода политической борьбы. Пусть политики на свободных выборах  выливают друг на друга ушаты компромата. Это сделает власть более "прозрачной".

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Тезис №5. Все  совершеннолетние обладают избирательным правом. И в принципе могут избрать достойную власть. Однако у них нет подлинной информации о политических лидерах.

Тезис №6. Так  можно ли вообще сделать "прозрачной", открытой для критики власть. Не только можно, но и нужно. Как? За счет свободы политической борьбы.

Тезис №7.  Есть ли возможность обеспечить эту  свободу? Конечно. Даже в Москве жители не имеют права избирать главу  района или округа. А если бы могли? А если бы россияне имели бы право  избирать всю исполнительную власть?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Тезис №8. Итак - каждый чиновник должен стать "прозрачным" в результате выборности его должности. Пусть будет свобода политической борьбы. Пусть за взяточником и вором следит не прокуратура, а его конкурент на чиновничье кресло.

Тезис №9. Нам  необходима демократическая избирательная система! Такую, при которой чиновники выдвигаются и прогоняются народом, а не олигархической сворой!

Тезис №10. Россияне - от вас зависит будущее страны! Требуйте принятия закона о свободных  выборах!

 

     Большинство  нынешних российских специалистов в области преподавания ораторского искусства, к сожалению, недооценивают тезисную форму, считая, что она может быть полезна оратору только лишь в качестве памятки во время выступления, чтобы не сбиться и не запутаться при изложении речи.

Главным аргументом сторонников такого взгляда на роль тезисной формы является утверждение, что при подготовке речи достаточно составить ее план, в котором уже и будут  сгруппированы все сколь-нибудь важные мнения  оратора (или той команды, которая готовит для него речь) по теме выступления., потому, дескать, и не стоит тратить время на существенную тезисную разработку речи.

     Такой взгляд  мне представляется совершенно  неверным. План - это краткий набросок  основных сюжетных линий будущего  выступления. Планировать - это составлять каркас того, что   будет построено позднее. План - это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма - это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста. Именно текста! А в живом публичном выступлении качество текста - это всего лишь одна пятая часть его успешного воздействия. Основное же - звуковая, интонационная и эмоциональная насыщенность. А это отрабатывается путем  тренировки, через многократное проговаривание текста в различных вариантах. И на этой стадии работы над речью не обойтись без тезисной формы. Именно она становится первым шагом в отходе от написанного на бумаге текста в область  импровизации, то есть свободного изложения своих мыслей вне зависимости от первоначальной конструкции.

     Впрочем,  я не отвергаю важности составления  плана. Однако опасайтесь подходить  к плану с мерками школьных  сочинений. Такие пункты, как "Татьяна Ларина - идеал русской женщины" или "Гоголь - обличитель крепостничества" слишком глобальны, да и вообще, лучше всего составлять план из задач, которые необходимо будет решить в ходе работы над текстом. Например: тема выступления - "Возрождение сельского хозяйства в России", аудитория - сельские жители, время на произнесение речи - 40 минут.

     Первым  делом оратор схематизирует   базовую структуру, кратко набрасывая  основные задачи для всех частей  выступления (назовем это предварительным  планом). Вступление: дать яркое описание последствий катастрофы в сельском хозяйстве, не забыть о причинах кризиса  и, наконец,  четко изложить ряд предложений по выходу из создавшегося положения. Доказательство: привести доводы в пользу своих предложений, добавив к ним историю о благополучно работающем российском предприятии. Заключение:  объяснить слушателям - кому же выгодна гибель отечественного сельскохозяйственного производителя и что надо сделать сельским жителям для реализации предложений оратора.

     Теперь  очередь уже за  основным планом. В него включаются все те задачи, решение которых поможет оратору реализовать его главную цель -  убеждение публики в правильности его основной идеи (например, в необходимости сосредоточения всей государственной мощи для поддержки и развития крестьянских хозяйств, вместо траты средств на расширение и модернизацию бюрократического аппарата). Выглядит такой план приблизительно так:

 

1. Дать общую  картину гибели сельскохозяйственного  производства во всех регионах  страны.

2. Привести  конкретные факты по региону (или району), где проживают слушатели.

3. Дать прогноз  дальнейшего ухудшения положения  в сельском хозяйстве, основываясь  на вышеизложенной тенденции.

4. Дать описание  того пути, который быстро приведет  к спасению крестьянства и   процветанию российской деревни.

5. Объяснить  слушателям, что их не учат  жить (конечно же, как люди, ежедневно  занятые сельским трудом, они  знают многие крестьянские проблемы  получше оратора), а просто выступающий  хочет обобщить проблемы миллионов  таких, как они, чтобы найти из этого тяжелого положения выход.

6. Привести  доказательства в пользу своей  точки зрения. Приготовить риторические  вопросы  для проверки того, насколько аудитории  приняла  эти доказательства.

7. Повторить  в обобщенном и упрощенном  виде все главные мысли выступления.

8. Объяснить  слушателям - чем они могут помочь  оратору в его святом деле  и какой враг вредит этому  делу.

9. Подчеркнуть,  насколько велика роль каждого  из собравшихся перед трибуной  в защите Отечества от разрушения.

10. Приготовить ударные фразы для откликов публики (криков одобрения, аплодисментов).

11. Еще раз кратко  высказать главную идею речи  и призвать аудиторию к борьбе  за создание великого и процветающего  государства. 

 

      После подготовки  плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

 

АКУСТИКА

     Основными  функциональными мышцами голосового  аппарата человека являются: 1) суживающие  голосовую щель (латеральные перстнечерпаловидные, голосовые, а также поперечная черпаловидная); 2) расширяющие гортань (задние перстнечерпаловидные); 3) напрягающие голосовые связки (перстнещитовидные); 4) расслабляющие (щиточерпаловидные и голосовые).

     Звуковая волна - акустические колебания, производимые голосовым аппаратом. Вектор звуковой волны - перпендикуляр, направленный от носоглотки к основанию конуса, образуемого звуковой волной (представьте себе, что она расходится широкой воронкой и у этой воронки есть круглое дно, если плюнуть и попасть в его центр, а потом представить себе траекторию плевка, это, по сути,  и означает -  провести вектор). В обычном разговоре этот вектор направлен вниз, под углом 450 к плоскости земли. Практически все наши беседы друг с другом больше похожи на общение с асфальтом, паркетом или линолеумом, нежели на обмен с собеседником мыслями и чувствами. Из-за этого теряется более 90% силы воздействия ваших слов на психику собеседника. Но то, что безразлично  для обычного болтуна, приобретает огромнейшее значение для оратора, ведь именно ему, как никому другому, необходима эта сила. Как же сделать так, чтобы содержащиеся в речи  оратора мощь и энергия были бы полностью  направлены на слушателей, не теряя по пути ни малейшей частицы от своего объема?  А очень просто. Надо просто "поднять" вектор звуковой волны, то есть сознательно контролировать ее направление так, чтобы она шла не в землю, а в публику. Я вижу, некоторые из вас вытянули подбородки. Хорошая реакция, но одним лишь приподнятым подбородком здесь не обойдешься. Необходимо тренировать весь голосовой аппарат. Сейчас, мало кто из вас чувствует направление звуковой волны. Поэтому на практикумах я поначалу  сам буду показывать вам вектор, а уже через пару занятий вы и сами сможете регулировать его.

     Модуль вектора звуковой  волны - это расстояние от оратора до центра аудитории (здесь под термином "аудитория" я подразумеваю не сам зал, а группу слушателей). При модуле до 10 метров вектор должен быть направлен под углом 450 к земле. Если величина модуля - от 10 метров и свыше - угол должен составлять 300. Это касается градуировки вектора в вертикальной плоскости. В трехмерном же пространстве он должен быть подвижен и перемещаться по правилу универсальной восьмерки, с соответствующим изменением параметров. Это правило заключается в том, что оратор не должен замыкаться на первоначально выбранном центре аудитории, а обращаться и к сидящим или стоящим слева и справа от него слушателям. Кроме того, что публике, расположенной на флангах, льстит, когда на нее обращают внимание, важной причиной необходимости перемещения вектора по секторам является то, что при таком режиме выступления (со сменой направления звуковой волны) психике слушателей труднее адаптироваться к воздействию оратора, а значит -аудитория постоянно находится в напряжении и ее внимание приковано к выступающему.

     Что же представляет  из себя эта восьмерка? Это  наиболее оптимальная траектория  перемещения центра аудитории:  от его истинного положения  ведете по эллипсоидной линии  влево вниз до левого края, потом, продолжая эллипс, вверх и направо, возвратившись в первоначальное положение, затем тот же оборот с возвращением, но уже через правый край. Если взять ведро с краской и малярной кистью отметить вышеописанную траекторию, то мы увидим на земле нарисованный знак, похожий на символ бесконечности в математике. Это и есть универсальная восьмерка.

     Многих начинающих  ораторов портят трибуна и  звукоусилительная техника. Оказавшись  над толпой, они, сгорбившись над  микрофоном и чуть ли не  вцепившись в него зубами, очарованные  усиленными колонками звуками своего голоса, забывают, что говорить громко - еще не значит говорить хорошо. По микрофону можно излагать свою речь хоть шепотом, но так, чтобы у публики мурашки по спине пробежали... Запомните, вектор и восьмерка в данном случае должны сохраняться, а микрофон, если он слишком низко расположен, лучше взять в руки и держать так, как вам удобней... Куда при этом смотреть? В ту точку, где в данный момент вы расположили условный центр аудитории.

     Очень важными понятиями  в теории голосовой акустики являются мнимая и реальная плоскости. Реальная звуковая вертикальная плоскость - это как бы невидимая стена, на которую оратор должен ориентировать мощность производимой им звуковой волны так, чтобы вся ее сила ударила в нее. Мнимая звуковая вертикальная плоскость находится за спиной самого удаленного от оратора слушателя, в воздействии на которого заинтересован выступающий. Почему она мнимая? Да потому, что вы должны ориентироваться вовсе не на нее. Для вас, как для будущих ораторов, должна существовать только реальная плоскость. Она находится за мнимой...

     Как высчитать расстояние  до реальной плоскости? Следующим  образом. Если до мнимой плоскости  дистанция меньше 10 метров, то величина  этой дистанции умножается на  коэффициент 2 и мы получаем нужное расстояние. Например, перед вами стоит группа журналистов, интервьюирующих вас. Двое из них, маячащие за спинами своих коллег, удалены от вас на 7 метров. Но вам хочется, чтобы и на их диктофоны попали ваши гениальные ответы.  Тогда вы вместе со своими ответами посылаете перед собой волну так, будто и в 14 метрах от вас находится толпа жаждущая узнать ваше мнение. Если же до мнимой плоскости - свыше 10 метров, то расстояние до нее умножается на 1,4.

     Ко всему прочему,  реальная плоскость позволяет использовать эффект отдачи (отражение от стен зала звуковых волн) и эффект мортиры (создание у публики субъективного ощущения, будто за ней находится еще целая толпа ваших сторонников).

     Как совмещаются  между собой работа с вектором  и учет плоскости? Вектор регулирует направление звуковой волны в наиболее оптимальном режиме ее воздействия, чтобы ее сила не пропадала зазря. А вот сама убойность этой силы зависит от правильно выбранной плоскости. Как выстрел из пушки: прицел это одно, а качество снаряда это уже совсем другое. Но все вместе - выстрел (точность + разрушительность)...Что делать, если надо убедить всего лишь одного человека? Да то же самое. Смотрите ему в глаза (а лучше в лоб), но говорите с ним так, будто за ним стоят еще 5-6 человек, интересующихся вашими словами.

Информация о работе Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи