Язык и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Нам порой кажется, что способность человека говорить, не так уж и важна в жизни, мол, не было бы обидных слов, ранящих душу, или огромного количества ненужной информации и нам жилось бы легче. Но большинство людей даже не представляет, что для нас, как для биосоциального существа, значит речь, какую роль она играла в нашем доисторическом развитии и какое влияние оказывает на человека сейчас.
Трудно представить нашу жизнь без речи, да, наверное, это было бы даже не возможно, потому что без речи человек не научился бы мыслить. Если бы человек не имел речи, то не отличался бы от животных, и имел бы интеллект человекообразной обезьяны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
1. Сущность и свойства языка и речи…………………………………..
2. Возникновение и развитие языка и речи……………………………
Заключение……………………………………………………………….
Тестовое задание………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Контрольная психология.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

План контрольной работы.

Введение………………………………………………………………….

1. Сущность и свойства  языка и речи…………………………………..

2. Возникновение и развитие  языка и речи……………………………

Заключение……………………………………………………………….

Тестовое задание………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Нам порой кажется, что способность человека говорить, не так уж и важна в жизни, мол, не было бы обидных слов, ранящих душу, или огромного количества ненужной информации и нам жилось бы легче. Но большинство людей даже не представляет, что для нас, как для биосоциального существа, значит речь, какую роль она играла в нашем доисторическом развитии и какое влияние оказывает на человека сейчас.

Трудно представить нашу жизнь без речи, да, наверное, это было бы даже не возможно, потому что без речи человек не научился бы мыслить. Если бы человек не имел речи, то не отличался бы от животных, и имел бы интеллект человекообразной обезьяны.

Мы выражаем свои мысли с помощью речи, мы общаемся, получаем какую-то информацию, обрабатываем ее т.е. снова мыслим и все это благодаря речи и языку.

В данной контрольной работе целью является изучение речи как способа выражения мысли и образа.

Так же поставлен ряд задач:

    1. Определить сущность и свойства языка и речи.
    2. Понять значение возникновения и развития языка и речи

 

 

 

 

 

 

Сущность и свойства языка и речи

Для понимания сущности языка и речи  дам определения этим понятиям.

Язык - это очень широкое понятие, приведу несколько его определений:

    • Язык – это система знаков имеющих смысл, включающая в себя мимику, жесты, символы.
    • Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков
    • Язык – это средство речи.
    • Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.

Устный язык не обязательно передает сочетание звуков. Это может быть язык жестов, мимика и т.п. У каждого народа иметься своя система жестов, и она никак не зависит от вербального языка, например в России для выражения слова «нет»  нужно слегка покачать головой в разные стороны, а на мальте для передачи смысла того же сова необходимо коснуться кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Язык мимики также не однозначен, к примеру немцы поднимают брови в знак восхищения, а англичанин так выражает свой скептицизм.

Психологи выделяют несколько функций языка:

  1. информативная – передача и хранение всех знаний.

  1. коммуникативная – установление связи между людьми в процессе общения.

  1. эмотивная – передача эмоционального состояния говорящего.

  1. когнитивная – познавательная.

  1. регулятивная – речь как поступок (текстовой и мысленный проект речи).

Выделяют следующие признаки языка:

  • исторически сложившееся средство общения;
  • система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;
  • развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики; 
  • отражает менталитет конкретного народа, его социальные установки и мифологию. [5.]

Также как и у языка у речи существует множество определений , вот некоторые из них:

  • Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения [1. Стр. 402.].
  • Речь - это естественный звуковой язык, т.е. фонетические знаки (слова), включающий два принципа – лексический и синтаксический. [2. Стр.179]
  • Речь - это, прежде всего универсальное средство коммуникации, по средством языка.

Речь может быть внутренней. Ее функцией является осуществление разговора с самим собой или проговаривание, точнее даже формулирование собственных мыслей до того, как мы их произнесём. Такая речь теряет основную функцию речи, как средства коммуникации.  Мы используем ее, когда ведем диалог с самим собой, т.е. с неким «собственным Я», осознаем мотивы своего поведения, что-то планируем и  т.п. Наша внутренняя речь может быть не понятна другому человеку даже, если мы попытаемся ее проговорить, т.к. что-то мы даже внутри себя не проговариваем, считая это само собой разумеющимся.

На ряду с внутренней речью существует  речь внешняя, предназначенная для передачи наших мыслей окружающим, но она не является изолированной, т.к. может существовать только на основе внутренней речи. 
 Внешняя речь делиться на устную и письменную. И та и другая «расшифровывают» наши мысли окружающим, но первая с помощью фонетических средств выражения, а вторая – графических. Письменная речь может быть заранее обдумана и исправлена, в то время как  устная создается в процессе говорения (за исключением произношения заученного текста). И та и другая имеют свои особенности.

Выделяют три функции речи:

  1. Сигнификативная функция связана с представлением словом о предмете или явлении. Это отличает речь человека от коммуникации животных.
  2. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
  3. Функция коммуникации- передача информации.

Психологи различают четыре основных свойства речи.

  1. Содержательность речи определяется объемом выраженной в ней информации,  чувств, стремлений и т.д.
  2. Понятность речи обусловлена совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относиться речь собеседника.
  3. Выразительность речи – это степень ее эмоциональной насыщенности. Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, её фонетическими средствами.
  4. Воздейственная сторона речи – это сила ее влияния на чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Согласно всему вышесказанному можно сделать вывод, что язык и речь –это понятия тождественные. Однако это не так, несмотря на схожесть в понятиях и функциях язык и речь имеют ряд противоположных свойств.

Язык идеален, т.е. бесчувственен, в то время как речь – материальна, чувственно воспринимаема. Речь конкретна и употребляется в определенной ситуации, а язык абстрактен и обозначает отвлеченные понятия. Язык предлагает варианты, а речь их материализует. Язык консервативен, речь очень динамична и устойчива.

Существенное различие заключается и в том, что язык предназначен для общества и используется в нем, а речь индивидуальна для каждого. Люди могут разговаривать на одном языке, но иметь разную речь.

  Оба эти понятия взаимно дополняемы и не могут существовать друг без друга. Нет смысла в языке, если он не используется в речи, так же как не может быть речи, если нет языка.

Таким образом можно сделать вывод что язык и речь очень близки т.к. отражают две стороны одного и того же явления - общения людей. Порой достаточно сложно различить границу между речью и языком.

 

 

 

 

 

 

Возникновение и развитие языка и речи

И речь, и язык  не возникли как-то одномоментно, сами собой. Они стали результатом трудовой деятельности человека.

Первоначально ведущую роль играли языки жестов и не членораздельных звуковых сигналов. В процессе эволюции такой «речи» стало не достаточно. Благодаря усложнению трудовой деятельности мозг и организм «первого человека» стали изменяться, изменилась форма черепа, глотки, гортани это дало больше пространства языку, и стало своеобразным толчком развития речи и языка. Стоит заметить, что и язык и речь могли сформироваться только в обществе, и если современный человек будет развиваться и расти вне общества, то он не овладеет речью и не придумает свой язык.

С момента возникновения первого примитивного языка прошло около 1,8 миллионов лет, а более менее современная его форма появилась 100 тыс. лет назад. За это время многие языки уже успели не только видоизмениться, но и исчезнуть с лица Земли.

Сейчас в мире насчитывается около 5-6 тыс. языков, но это число не стабильно постоянно исчезают и появляются новые языки. Каждый имеет свои особенности не только в лексике, но и в грамматике. Существенные различия в речи замечаются даже у людей, разговаривающих на одном языке,  но живущих в разных регионах, городах и т.д. К примеру, в Алтайском крае говорят «щавель», а в республике Алтай это же растение называют «кислиником». 

Любой народ постепенно обогащает свой язык, появляются какие-то новые слова, структуры, морфемы. Существует теория, что первой частью речи было существительное, позже путем добавления морфем появились глагол и прилагательные, потом причастия и деепричастия и т.д. Например: бег, бегать, бегающий. Но это всего лишь теория у каждого народа язык формировался по своему.

Но все-таки главным историческим шагом в развитии речи, стало создание письменности. Она возникла примерно в IV-ом тысячелетии до нашей эры.

Письменность — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических  элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени

Информация перестала передаваться из уст в уста, перестала искажаться и забываться. Письменность упорядочила имеющиеся знания. Теперь люди воспринимали и изучали язык не только с помощью слуховых образов, но и с помощью зрительных.

С письменной речью в отличии от устной, можно работать длительно, изменять, прорабатывать. Это свойство дало толчок для усовершенствования языка.

В процессе письма развивается мелкая моторика, а она, как известно, способствует развитию интеллекта – возможно, это тоже сказалось на развитии головного мозга людей, и личности каждого.

Нет никакого сомнения в том, что с возникновением речи и языка человек вышел на новую ступень, он стал значительно выделяться из животного мира. Началось развитие личности. Человек научился выражать свои мысли и передавать их смысл окружающим.

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление и речь неразрывно связаны между собой, можно даже сказать, что мышление возможно только благодаря речи.

Мы объясняем свои мысли другим с помощью речи, это практически единственный возможный способ.

В основном благодаря речи закрепляется  и совершенствуется общественный характер деятельности человека, его сознательно волевее действия. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Речь в процессе исторического развития заняла одно из самых значимых мест в жизни человека. Её появление стало самым важным достижением речи для человека, для его психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое задание

Человеческий язык характеризуется:

а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;

б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

в) ограниченным словарным запасом;

г) верны все варианты ответа.

А)- верно т.к. язык это система звуковых, графических или иных сигналов, видя, слыша или чувствуя, которые мы начинаем вести себя тем или иным образом. 

Б) –верно т.к. лишь языку подвластно передать какую-то информацию сквозь века, в понятной  и надежной форме.

В)- верно, т.к. не смотря на то что в мире тысячи языков и миллиарды слов, они все же ограничены, появляются новые слова, но не сами по себе, а только с появлением какого-то нового явления или предмета, сам язык создать новое слово не может.

 Отсюда следует что  ответ: Г

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -

СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Островский Э.В. Психология и педагогика. — М.: ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2012.

3.Психология от А до  Я: [Информационно портал]. — URL: http:// www.psyznaiyka.ru. Доступ свободный.

4. Психология.[Информационно портал]. — URL: http:// www.psy-list.net. Доступ свободный

5.О психологии: [Информационно портал]. — URL: http:// www.pro-psixology.ru. Доступ свободный.

6.Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов- Назрань.: ПИЛИГРИМ.

2010

 

 


Информация о работе Язык и речь