Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:48, лекция

Краткое описание

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

Оглавление

Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
Общение людей и
Структура коммуникативного акта.
Анализ функций языкового общения.

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Что делать, если забыли текст выступления

    • превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы
    • создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков
    • необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация:

впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста

повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания

ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки

 

 

Режиссура выступления.

  1. Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.
  2. Фонетическая культура.
  3. Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений.
  4. Психофизическая подготовка оратора. Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи. Понятие публичного одиночества. Система Станиславского и система Брехта в создании образа.
  5. Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда.
  6. Другие рекомендации по режиссуре выступления и создания атмосферы в аудитории.

 

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в  себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает:

    • фонационное дыхание, которое дает силу голосу
    • голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью
    • дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков
    • интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи

интонация:

    • высота тона
    • сила голоса
    • внутри фазовые паузы
    • темп
    • тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации  включает:

    • интонационная развертка знаков препинания
    • работа над темпом и стилем речи

 

    • различные виды пауз:       физиологические

грамматические

смыслоразличительные

психолингвистические

которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.

    • работа над голосом

Фонетическая культура.

    • правильное произношение слов
    • правильное ударение в словах

Невербальные  средства общения.

Эмоциональное отношение  к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

Жесты: -     выразительные

    • описательные
    • указующие
    • подражательные
    • язык глухонемых
    • манеризмы – неоправданные жесты

Две стратегии поведения  оратора:

-     сжатого  кулака

    • протягивающего руки

Три стиля ораторского  выступления:

    • рационально-аналитическое
    • эмоционально-экспрессивное
    • синтетическое

Природа и причины  ораторского страха:

    • предчувствиет неудачи
    • негативная оценка  со стороны аудитории

Стресс – комплекс физиологических и психологических  реакций, связанных с адаптивным механизмом, активизация и мобилизация  всех средств на спасение.

Борьба со стрессовым состоянием:

Нужно различать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные, тонизирующие эмоции.

Что вызывает страх:

    • неопытность говорящего
    • индивидуальные черты
    • нереалистические ожидания
    • безразличие или негативное отношение аудитории или собеседника
    • недостаточная, плохая подготовка

Методы борьбы:

    • самонаблюдение
    • аутотренинг
    • размеренная ходьба
    • глубокие вдохи и выдохи
    • выработать правильную самооценку
    • создать обстановку для благоприятного исхода
    • искреннее  желание поделиться своими эмоциями
    • убедить себя, что это большая радость
    • сформировать игровую ситуацию

Для создания нужного  эмоционального состояния существуют две системы:

    • система Станиславского – вживание в образ
    • система Брехта – отчуждение от образа

Этический образ оратора

    • отдых
    • еда
    • одежда

Рекомендации:

    • сгруппировать аудиторию
    • не следует долго сидеть перед аудиторией
    • учитывать время выступления
    • устранять отвлекающие моменты

 

 Публичное  выступление

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

 

     Базовая  структура публичного выступления  - это его основные части: рационально подогнанные, дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для   подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия  речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

     Классическая  базовая структура речи состоит  из: вступления, доказательства и  заключения. У каждой из этих  частей - свои функции. У вступления - привлечь к выступающему внимание  публики, дать аудитории почувствовать  всю серьезность, важность и   сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление  (о гнусности оппонентов, о своей уверенности, о  великой роли каждого слушателя в борьбе за "светлое будущее" и т.д.).

     Конечно,  вышеприведенная классическая триада (вступление, доказательство, заключение) содержит изрядную долю условности  в наш век изощренности предвыборных  технологий и театральности презентаций  и собраний. Базовая структура  современного выступления становится все более размытой. В него могут включаться и концертные номера, и торжественное вручение призов, и  кинокадры, и  скандирование групп поддержки, и высадка парашютистов на поле рядом с трибуной, и еще многое другое из богатого арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений...

 

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде.  Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться, чтобы не допустить исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос, смерть, разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!"  (Лейтмотив: "Это так и не может быть иначе!")

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без предоставления альтернативы (она дается через подтекст и оформляется словесно по закону детективного жанра лишь в самом конце выступления). Например: "Уже который год средства массовой информации пытаются сделать из нас идиотов. Потому что только идиоты могут верить в то, всего лишь за одну ночь - с 21 на 22 августа 1991-го года - все коммунисты из лагеря Ельцина-Гайдара стали ярыми сторонниками демократии и рыночной экономики, забыв о "диктатуре пролетариата" и "народном хозяйстве" с "плановой экономикой". Этого не было! Это ложь!" (Лейтмотив: "Нет, это все не так!")

3. Аналитическое. Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но сам аналитический материал подобран так, что уже с самого начала у публики возникает вполне определенное и нужное выступающему мнение. Например: "В СССР было 18 млн. государственных служащих. В современной России - их 17 млн. Давайте проанализируем: много это или мало, и какую пользу они приносят государству". (Лейтмотив: "Подумаем вместе: так это или не так? ")

4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с пути стандартного, построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, в детективном жанре - лишь в конце выступления слушатели узнают о позитивном предложении оратора. Например: "Левые вопят - "влево!", правые орут - "вправо!", а в общем: все они - стая подонков, толкающих Россию в пропасть. Социализм - дерьмо! Капитализм - дерьмо! Третьего пути  не дано. Так что же остается? Повеситься? Застрелиться? Броситься, как Анна Каренина, под паровоз?" (Лейтмотив: "Это не так, то не так, а  третьего не дано").

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует какой-либо концептуально оформленный призыв или доктрина, на него нет даже намека. "На нашем заводе уже пятый месяц деньги не платят! Мне детей кормить нечем! Довели, сволочи, страну до ручки! Чтоб им всем провалиться, мерзавцам! Этих клопов, сосущих кровь из трудового народа, так и задавила бы собственными руками".

 

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Оратор ненавязчиво, опираясь на рациональное мышление, подводит сознание аудитории к нужной мысли. Например: "Сейчас нам живется паршиво. Конечно. было бы хорошо, если бы кто-нибудь извне взвалил бы на свои плечи заботу о нашем благополучии. Претенденты есть? Претендентов на эту почетную обязанность пока что не нашлось. Что же делать? Ждать? А где гарантия, что в конце концов дождемся спасителей? А если не дождемся и помрем? Зачем рисковать? Не лучше ли самим оказать себе помощь? Конечно будет тяжело. Но если б было легко, мы давно бы уже это сделали. Не так ли? Есть  ли у нас шансы? Уже десятки наций проделали это, а мы не самая худшая из всех. Есть ли у нас ресурсы? Их у нас, сами знаете, полным полно..."

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Оратор не высказывает свое доказательство прямо, оно вытекает из приводимых им сведений. Например: "И если кто-то еще питает иллюзии насчет того, что мы "идем верным путем", пусть задумается над следующим: 50 млн. россиян живут за чертой бедности, 6 млн. наших сограждан - хронические наркоманы. Ежегодно население страны сокращается на 1 млн. человек".

3. Эмоциональное. Мысль оратора высказывается императивно. Слабость аргументации компенсируется повышенным пафосом. Например: "И поэтому только мы спасем мир! Только мы сможем защитить его от гниения и  разрушения! Только нам дано избавить его полной гибели! Либо наша победа, либо смерть цивилизации - вот как сегодня стоит вопрос".

4. Отсылочное. Оратор в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций. Например: "Если сам Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, объявил 2 000 лет тому назад, что у души есть вечная жизнь, то только сыны дьявола могут возражать против истины о том, что смерти быть не может".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Завершить  свою речь оратор может как  угодно и чем угодно: словами,  действиями, пением и т.п. Для  того, чтобы у слушателей создалось от выступления неповторимое впечатление, оратор после двух-трех заключительных фраз может начать дирижировать оркестром, застрелиться прямо на  трибуне, повести за собой толпу на штурм винного магазина, схватить флаг и обежать с ним толпу слушателей, пуститься в пляс...

     Я же  даю вам универсальную схему   заключения, исходя из классической  теории ораторского искусства:

1. Оратор подводит  итог выступлению, объясняя, ради  чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет  основные мысли своей речи.

Информация о работе Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи