Язык
Коммутативная
деятельность человека.
Функции языка
и речи.
- Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
- Общение людей и
- Структура коммуникативного акта.
- Анализ функций языкового общения.
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.
Язык является одной из семиотических
систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое
словом.
Язык – это естественная, непридуманная,
неврожденная знаковая система, существующая
наряду с другими знаковыми системами.
К врожденным знаковым системам относятся
«языки» животных. К искусственным языкам
относятся вторичные знаковые системы
кодирования информации.
Гипотезы возникновения
языка:
Герменевтика (от. Гермес)
– искусство толкования текстов.
- Теория общественного договора.
Люди договорились между
собой как называть ту или иную
вещь.
Язык складывается в
результате совместной трудовой деятельности
людей.
а) имитация звуков природы;
б) имитация звуков животных;
в) рефлекторное выражение эмоций;
г) имитация звуков трудовых
процессов.
Язык – это система словесного выражения
мыслей, обладающих определенным грамматическим
и звуковым строем.
Язык – это коллективное, социальное явление,
но когда он используется индивидуально,
он превращается в речь.
Языковое общение
людей и эволюция человека.
Особенности языка:
- Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).
- Языковое общение связано с познавательными процессами.
- Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.
Структура коммуникативного
акта
Можно выделить следующие
компоненты коммуникативного акта:
- адресант – отправитель сообщения;
- референция – содержание сообщения;
- адресат – получатель сообщения.
Функции языка:
- Познавательная.
- Регулятивная (призывно-побудительная).
- Экспрессивная (эмотивная).
- Фатическая.
- Эстетическая (поэтическая).
- Магическая.
- Мето-языковая.
- Этническая.
Универсальность языка связанна с
тем, что с помощью языка можно
обратиться к человеку, животному, машине,
к самому себе, потомкам, людям, которые
разделены временем и пространством.
- Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:
- Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.
- Средство хранения и передачи информации:
- библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.
- библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.
- Регулятивная функция языка. Теория речевых актов. Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.
- Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:
- междометий речи;
- использование слов с коннотацией.
Коннотация – это дополнительные эмоциональные
оценки в значении слов.
Денотат – это предметное значение слова. Денотат
указывает на то, что это слово означает.
- Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
- Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.
- Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.
- Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.
- Этническая функция.
Социальные
и психологические факторы в
истории языков.
- Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
- Этапы зарождения, создания и развития устного языка.
- Этапы зарождения, создания и развития письменного языка.
- Этап правильных и неправильных языков.
- Этап национальных языков.
- Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него.
Своеобразие языка
на разных ступенях социальной истории народов.
В истории развития языка
можно выделить ряд этапов.
Зарождение, создание,
развитие устного языка.
Это единый шоттогонический
процесс.
Особенности языка в
первобытном обществе:
- Язык характеризовался множесвенностью и дробностью в рамках единой языковой семьи.
- Характерно было быстрое изменение языков вследствие глубоких языковых контактов.
- Существовали групповые подъязыки.
Эвфегинизм (хорошо говорю)
– это благопристойная, смягченная
форма слова, замена грубого слова
более вежливым (старая женщина => в преклонном возрасте).
- Характерно изобилие слов в языке с конкретной семантикой.
- Коммуникация или общение без письменного языкового вклада в себя, использование жестов.
- Наличие в языке табуированных слов и выражений (запрещенные слова). Поэтому быстрое обновление языкового словаря.
- Семантическая расплывчатость (диффузность словоупотребления или нестабильность семантики). Смысл слова может быть разгадан только в конкретной фразе.
Зарождение, создание и
развитие письменного языка.
Дописьменный
язык называли варварским языком,
дописьменную культуру – варварской.
Письменность возникла, когда образовались
первые государства: на смену неписаным
законам пришли гражданское право и письменные
законы.
Письменный
язык обладает тремя важными
свойствами:
- С его помощью можно обратиться к неограниченному числу людей.
- Сообщение может быть почитано неоднократно.
- Он может включать в себя такие знаки, которые не доступны устному языку (чертежи, схемы, различные символы).
С появлением
письменности общество разделяется на грамотных и неграмотных.
Появляются школы. Рост школ приводит
к тому, что появляется обилие текстов,
созданных в разных школах по разным правилам.
Поэтому возникает потребность в унификации
языка для успешного чтение и понимания
текстов: появляются грамматика, логика,
риторика, философия, стилистика
Этап
правильных и неправильных языков.
Этот этап связан
с феодализмом, феодальной раздробленностью,
когда возникает задача сохранения
единства цивилизации и культуры.
Основную роль при этом начинает играть религия: христианство
(православие и католичество), ислам, конфуцианство.
В целях сохранения смысловой ценности
тексты канонизируются. Канонизированные
тексты считаются правильными (тексты
священного писания), а неканонизированные
– неправильными (апокрифы). Апокрифы
– произведения с библейским сюжетом,
содержание которых не совпадает с официальным
вероучением.
Языковые
особенности в эпоху Средневековья.
Двуязычие: надэтнические языки (книжнописьменные, религиозно-культурные) и местные, народные языки.
Тип диалектных различий как отражение феодальной раздробленности. Поэтому возникает наддиалектная форма языка –Койне. Позже на основе Койне формировались народные, этнические, литературные языки: французский, немецкий, русский и др.
Церемониальность, регламентированность книжно-литературного общения.
Пристальное внимание, трепетное отношение к слову.
Этап
национальных языков.
Появление книгопечатания
на этом этапе, подвижный шрифт, типографский
сплав. Все это осуществило революцию
в языке. Книгопечатание открыло ряд возможностей:
- Стандартизация школ обучения.
- Рост темпов и масштабов коммуникации.
- Превращение речи в товар, оформление рынка речи. Пред обществом встала проблема реформы языка, связанная с распространением просвещения на неправильных языках. Так образовался национальный язык, т.е. была произведена революция в неправильных языках.
- книгопечатание было переведено на национальный язык
- школьное образование было переведено на национальный язык
- наука заимствовала всю терминологию на новом языке
- была создана грамматика и орфоэпия – правила произношения и ударения.
Кризис языка
в современном обществе. Пути выхода
из него.
3 аспекта кризиса:
1) Наличие различных национальных языков,
которые представляют собой барьер для
эффективного обмена информацией.
2) Современные языки
содержат много терминов, неоднозначно
трактуемых, что приводит к двусмысленности
в общении.
- Современные формы естественного языка затрудняют описание объектов, невоспринимаемых конкретными чувствами.
Пути выхода:
- Создание наднационального языка Эсперанто.
- Создание формализованных языков – использование языков, которые исключали бы многозначность слов.
Формы существования
языка.
- Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка.
- Прир. Языковые нормы.
- Литературный язык как высшая форма существования языка.
- Границы понятия современного литературного языка.
- Литературный язык и функц. Стили.
- О тайноречи.
Системы регулярных и
взаимозависящих вариантов реализации
языкового взаимодействия образуют формы существования языка. К формам
существования языка относятся:
- Территориальные диалекты или говоры – это произносительные особенности звуков.
- Наддиалектический язык образования (язык Койне).
- Различные социальные диалекты (профессиональная речь или арго, кастовые языки, тайные корпоративные языки).
- Просторечия.
- Молодежное арго.
- Обиходно-разговорная речь.
- Литературная речь.
Все формы существования
языка, кроме тайных, в пределах данного
общенародного языка доступны пониманию.
Однако высшей формой является литературный язык.
Взаимосвязь между формами
существования языка усложняется
по мере развития функциональных стилей.
У говорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое
употребление слова или оборота. И в просторечии,
и в диалекте, и в профессиональном арго
есть свой узус. Прир. языковая форма сходна
и в диалектах, и в литературном языке.
нормы – это существование у говорящего
идеала, образца, эталона. Между отдельными
нормами литературного языка и просторечия
существуют пограничные зоны, где происходят
взаимопроникновения норм, существуют
дубл варианты норм.