Третий способ - "смешанный". Предельная высота в ораторском искусстве. 
Часть слогов произносится нараспев, часть 
коротко с нажимом. Оратора, который бы 
постоянно использовал такой способ, я 
не знаю. Изредка некоторым удается. Например, 
выступление Левитана по радио 22 июня 
1941 года. А вообще образцы использования 
такого способа легче найти среди выступлений 
советских актеров 30-х - 50-х годов. 
     Слоги необходимо 
проговаривать четко, не зажевывая 
концы даже при максимальном 
темпе. 
     Больше 
о фразах, словах и слогах говорить 
не вижу смысла. Гораздо проще 
на практикумах поработать с 
ними в живую, тогда и объяснений потребуется гораздо меньше. 
Скажу несколько слов о кодовом сигнале. 
Этот четвертый элемент речи находится 
в довольно малоисследованной зоне. Кодовый 
сигнал отличается от кодовой фразы тем, 
что сам по себе лишен абсолютно какого-либо 
рационального содержания. Его функция 
заключается в том, чтобы ввести слушателя 
в кратковременный транс (своего рода 
сон наяву), который не сохраняется после 
окончания  выступления. Во время транса  
слушателей побуждают совершить то или 
иное действие (иногда с использованием 
кодовой фразы, чтобы избежать подозрений 
со стороны посторонних или для того, чтобы 
эффект был длительным - одна из методик 
при психокодировании наркоманов и алкоголиков). 
Например - совершить массовое самоубийство 
или  составить дарственную на свое 
имущество. 
     Кодовым 
сигналом можно сделать любой 
звук из слова. Главное, чтобы 
он был не один, а в обрамлении 
обычно проговариваемых в ускоренном 
темпе обычных слов. А, например, 
итальянские спецы вообще выносит 
кодовый сигнал за пределы 
слова. Вот как это выглядит у  жуликов Неаполя 
(со слов моего знакомого, подвергшегося 
их "обаянию"): "Сеньор! А-а-а? Какие 
цветы! А-а! Купите. А? А-а-а! Упал ваш бумажник, 
сеньор! А-а! А-а! Не упал? А! А! А-а-а-а? А деньги 
в нем сохранились? А? А-а! А?.." Эта атака 
шла минут десять. Еще минут десять моему 
знакомому (а был он как стеклышко трезв 
и ко всему прочему плохо понимал по-итальянски) 
понадобилось, чтобы прийти в себя и обнаружить, 
что бумажник-то при нем, но вот деньги  
совсем не сохранились.  Кодовый сигнал 
заключается  в необычном сочетании 
и  произношении гласных или согласных 
звуков. Иногда вводится совершенно посторонний  
акустический сигнал - цоканье языком, 
причмокивание, покашливание и пр. Тут 
я вспомнил одну цыганку, которую встретил 
в Амурской области лет 15 назад. Так та 
вообще использовала в качестве кодовых 
сигналов ритмичное изменение длинны, 
тональности и тембра фраз. Она   
во время беседы то вводила в транс, то 
выводила из него здорового двадцатилетнего 
парня, заставляя его непроизвольно делать 
различные смешные вещи и при этом сохранять 
уверенность в том, что ничего необычного 
не происходит. Но это уже относится больше 
не к теории ораторского искусства, а к 
гипнозу.
     Есть еще 
некоторые сведения о пятом 
элементе речи, заключающимся в 
использовании ультра- и инфразвуковых колебаний, 
но ничего конкретного пока нет. В принципе 
- звук, как один из самых мощных инструментов 
воздействия на сознание и психику людей, 
это ведь мощнейшее оружие. Что эффективней: 
взять в руки автомат или заставить стать 
под ружье миллионы людей? Поэтому я не 
исключаю наличия каких-либо сверхсекретных 
разработок в этой области, совершенно 
недоступных даже для специалистов. А 
вообще влияние звука на человека еще 
только начинается. И я думаю, главные 
открытия в этой сфере будут сделаны где-то 
лет через 20, когда будут созданы приборы, 
имитирующие и анализирующие человеческое 
восприятие. Тогда мы, может быть, и поймем, 
почему на нас производит впечатление 
музыка и птичьи трели...
 
Система Станиславского
    На предыдущих 
занятиях мы представляли себе публику, 
перед которой выступает оратор, только 
лишь в качестве слушателей. Теперь пришло 
время взглянуть на нее, как на зрительскую 
аудиторию. Теперь настал черед нового 
отношения к публичному выступлению, а 
именно - как к театральному представлению. 
Причем, в отличие от театра, где зритель 
лишь пассивный сопереживатель происходящего 
на сцене действа, наш подход к зрительской 
массе должен быть иной. Она для нас - полноправный 
и активный участник совместного с оратором 
театрального представления. Чувствуете 
разницу: пассивно сопереживать и активно 
участвовать?
     За   3-х 
тысячелетнюю историю существования 
театрального искусства была 
создана всего лишь одна достойная 
внимания методика обучения актерскому 
мастерству. И изобрели ее не греки, не римляне, не немцы с итальянцами 
или французами. Мы, русские, создали такую 
методику! А конкретно - Константин  
Станиславский. Не профессор, не академик, 
а простой предприниматель, всей душой 
увлекшийся театральной режиссурой и 
обучением актеров, наш соотечественник 
- гениальнейший русский самородок.
     Станиславский 
родился в Москве в 1863 году. 
На его глазах исчезали последние 
остатки патриархальной России. 
Он писал: "На моих глазах 
возникали в России железные 
дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические 
прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, 
подводные лодки, телефоны...радиотелеграфы, 
двенадцатидюймовые орудия...Поистине 
- разнообразная жизнь, не раз изменявшаяся 
в своих устоях". 
     Именно 
грандиозные преобразования в науке и технике, а также бурные 
изменения в политической жизни страны 
и крутая ломка всех социальных устоев 
общества дали Станиславскому смелость 
и силу на столь же кардинальные преобразования 
всех, существующих до него принципов 
театрального искусства.
     Не один 
год в свободное от работы 
время Станиславский играл в 
пьесах и пробовал себя в 
режиссуре как любитель. Такая 
позиция давала ему возможность 
видеть все недостатки старых 
театральных школ как бы со  
стороны: непредвзято, независимым 
взглядом человека, имеющего возможность 
сравнить - насколько настоящее выражение 
чувств у обычных людей похоже на то, что 
изображают на сцене профессиональные 
актеры и актрисы. И Станиславский заметил, 
что у играющих на сцене людей выходит 
- вместо более ярких и четко выраженных 
человеческих чувств - одна лишь жалкая 
пародия на них. 
     Мысль создать 
собственный профессиональный театр 
и свою театральную школу зреет 
в сознании Станиславского... И 
вот - знаменитая встреча с 
Немировичем в ресторане "Славянский 
базар". Со стороны кажется, что случайно, 
за рюмкой водки, два будущих великих режиссера 
решили вдруг - открыть собственный театр. 
Однако за созданием Художественного 
театра стояли годы экспериментов и борьбы 
с висящими на актерском искусстве еще 
со времен Аристофана и Софокла веригами 
идиотских штампов и традиций. Актеры 
"рвали страсть в клочки". И на сценах 
всех театров мира царили вопли и истерика. 
Станиславский же хотел, чтобы на сцене 
актер жил мыслями и чувствами своего 
персонажа, испытывал бы вдохновение, 
заставляя публику сопереживать вместе 
с ним все мало-мальски заметные повороты 
в сюжете представляемой пьесы.
     Это была 
смелая, реформаторская, опрокидывающая 
тысячелетние устои старого театра 
идея. А сама система Станиславского, 
давшая актерам внутреннюю и внешнюю технику воплощения 
этой идеи, я уверен, одно из самых достижений 
великих в истории человечества, стоящее 
в одном ряду с открытиями Сократа, Аристотеля, 
Ньютона, Эйнштейна, Лобачевского, Менделеева 
и Павлова...
     Для чего 
любому из ораторов, занимается ли он политикой или 
защитой экологических прав тараканов, 
необходима техника вхождения в образ? 
Для чего человеку, выступающему по поводу 
юридических тонкостей нового нормативно-правового 
акта или перспектив культивирования 
гороха в Заполярье, необходимы приемы 
вживания в роль? А для того, чтобы, превратив 
выступление в театральное представление,  
заставить и зрителей стать его участниками. 
Причем у оратора -актера позиция намного 
выгодней, чем у просто актера. Тому приходится 
играть на партнеров, чтобы косвенно задеть 
своими эмоциями зал. А оратор, напрямую 
обращаясь к аудитории, делает из нее партнера 
по игре, заставляя ее не просто сочувствовать  
себе, а и СОУЧАСТВОВАТЬ в этой игре.  
     Ведь в 
чем цель публичного выступления? 
Убедить аудиторию в своей правоте? Да. Но не главная. 
А главная - ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ: 
голосовать, покупать, идти на штурм, бастовать, 
строить, лететь на Марс или скинуться 
на памятник  Му-му. Публика может ненавидеть 
идеи оратора. Бог с ней! Главное, чтобы 
она выполнила задачу, которую он перед 
ней ставит. В миллион раз хуже, когда мысли 
оратора всем нравятся, но никто и пальцем 
не пошевелит, чтобы их осуществить.
     Кроме того, 
оратор, владеющий системой Станиславского, 
сможет легко использовать азианизм, стиль, намного превосходящий по своей 
мощи все наиболее убойные варианты аттицизма. 
Моя мечта - возродить в России умерший 
в 60-е азианизм, живое театрализированное 
публичное  выступление. Тотальное 
использование ораторами такого стиля, 
позволит нашей нации вернуть себе утерянную 
энергию и бодрость. Наше общество умерло. 
Оно загнило и уснуло. И ему сейчас как 
воздух нужны личности, в чьих силах осуществить 
пробуждение и активную деятельность 
россиян. 
     И еще 
одно. Система Станиславского позволяет 
экономить физические силы и сохранять психическое 
здоровье при выступлениях самого высочайшего 
эмоционального накала.
 
ЗАДАЧИ. СВЕРХЗАДАЧА
     Войти в 
образ, вжиться в роль невозможно 
без осознания того, к чему 
стремится персонаж на каждом 
этапе своего выступления и общей цели этого выступления...Здесь 
нам поможет тот план задач, о котором 
мы говорили на второй лекции. Однако его 
необходимо модифицировать в соответствии 
с характером роли...Если будущая роль 
- Врач, то прежде, чем работать над манерой 
поведения и мышления медика, следует 
представить себе публику, как мучающихся 
от болезней и пришедших исцелиться пациентов  
и разработать план лечения заболевших 
- ну, допустим, - от астенического синдрома, 
который характеризуется сильной эмоциональной 
подавленностью, тоской, физическим недомоганием. 
В такой ситуации можно планировать следующие 
задачи: снять барьер недоверия между 
собой и публикой, убрать у всех собравшихся 
страх перед курсом лечения и мысли о неизлечимости 
болезни и заставить их поверить в себя, 
в свои силы и разум, в резервные возможности 
организма.  
     Сверхзадача 
- это цель, которой подчинены 
все задачи. При этом: цель роли 
и цель выступления различны. 
Цель выступления - побудить массы 
к конкретным действиям, указанным 
в тексте речи, а цель роли различна и зависит от образа, например: 
Учителя - заставить задуматься и понять; 
Проповедника  - подвести зрителя к 
озарению; Воина - дать инструкцию перед 
боем или напутствовать на битву; Отца 
- благословить на святое дело; Эксперта 
- дать незыблемую мировоззренческую концепцию, 
объясняющую все и т.д...
 
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ 
И КОНТРДЕЙСТВИЕ
     Не думайте, 
что можно до трибуны можно 
быть обычным человеком, а оседлав 
ее, тут же в одно мгновение 
вжиться в образ. Работа по 
вхождению в роль должна начинаться до сцены и не завершаться после ухода 
с нее. То есть:
      1) если 
оратор за 2-3 часа до выступления 
не предпримет энергичных мер 
для трансформации своей психики, 
то перед глазами зрителей 
предстанет банальный обыватель, 
каких вокруг полным полно, 
который, хоть и хорошо говорит, да верить ему 
нельзя: уж слишком обыкновенен - значит, 
такой как все, значит слаб (а слабых толпа 
не любит, хотя и сочувствует), значит, 
продаст при первом же наезде. Один из 
законов психологии масс - все хотят жить, 
не меняя свою пошлую суть, но требуют 
от вышестоящих в иерархии лиц каких-то 
сверхъестественных качеств, как в характере, 
так и в личной жизни. И этот закон можно 
преодолеть только одним. Мифом! Либо тем 
мифом, который для вас создадут средства 
массового оболванивания, либо тем, который 
вы создадите сами  на сцене или в телестудии 
- своими жестами, манерой говорить, мимикой, 
походкой и пр. Ведь большинство так называемых 
"великих" людей в быту были довольно 
серые и скучные личности, а большинство 
этого большинства были такими же и в сфере 
своей деятельности. Их влияние на людей 
создавалось не величием духа или ума, 
а мастерством перевоплощения или глобальной 
изощреннейшей рекламой. Смотрите: импрессионисты, 
абстракционисты, кубисты и прочие представители 
западного декаданса, конечно - за исключением 
Дали, - все видят, что намалеванное ими 
является полнейшим дерьмом, но из-за рекламы 
верят, подобно пятилетним карапузам, 
в бесценность этой белиберды;
     2) если оратор, 
произнеся последнее слово выступления, 
тут же вышел из образа, направив свои мысли на предстоящий 
ужин с  осетриной под водку, то публика 
тот час же заметит это. Она почувствует, 
что ее обманули, что на самом-то деле оратор 
совсем не тот, за кого себя выдает и в 
потухших глазах и ставшей постной физиономии 
проглядывает его настоящая жизнь, далекая 
от той роли, которую он играл.
     Таким образом, 
переживание всех перипетий роли 
следует начинать задолго до 
выступления и продолжать все 
то время, пока на вас смотрит 
хотя бы один из зрителей 
и даже немного дольше. Непрерывность существования в роли 
создается с помощью сквозного действия. 
Сквозное действие - это поток сознания, 
подстегиваемого определенными стимулами 
и несущегося сквозь задачи к Сверхзадаче. 
Сквозное действие помогает не "вылетать" 
из образа при повороте с одной задачи 
на другую, а так же будит ораторскую фантазию 
и не дает выдыхаться необходимым оратору 
чувствам. И наконец: сквозное действие 
противостоит контрдействию. Контрдействие 
бывает двух видов. Альфа (реальное): слушатели 
(или их большая часть) намеренно блокирует 
все потуги оратора, и он вынужден скользить 
в образе по задачам, ища - решение которой 
же из них принесет ему победу. Бета (мнимое): 
оратор сам выделяет среди зрителей группу 
(или выдумывает ее), вызывающую антипатию 
у большинства собравшихся и, беря в союзники  
аудиторию, борется с этой группой. 
 
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
     Итак: текст 
составлен и разучен, акустика 
отрепетирована по тезисам, выступление 
разбито на задачи, Сверхзадача 
ясна. Пора начинать сквозное 
действие. С чего?
     С вымышленных 
обстоятельств. Лучшей из приманок, 
на которые ловится чувство. 
С волшебных "если бы". Например, 
вы избрали роль Стража. Ее 
Сверхзадача - убедить публику 
в своей возможности защитить 
ее. 
     Первая 
из задач - встревожить зрителей, 
вызвать у них сильное беспокойство. Здесь 
не надо самому пугаться. Главное - осознать 
ту угрозу, которая нависла над собравшимися 
и свою ответственность за их судьбы. Для 
этого можно спросить себя - как бы я сам 
поступил, что бы я предпринял, если бы:
1. В государстве существовала организация, 
поставившая себе цель - истребить определенную 
группу населения (допустим, всех любителей 
хорошей водки).
2. Факты о деятельности 
этой организации попали ко 
мне в руки.
3. Я знал конкретных 
исполнителей этого жуткого заговора.
4. Я изучил полный 
план истребления этих людей 
- с датами, фамилиями и адресами.