Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:48, лекция

Краткое описание

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

Оглавление

Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
Общение людей и
Структура коммуникативного акта.
Анализ функций языкового общения.

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     Третий способ - "смешанный". Предельная высота в ораторском искусстве. Часть слогов произносится нараспев, часть коротко с нажимом. Оратора, который бы постоянно использовал такой способ, я не знаю. Изредка некоторым удается. Например, выступление Левитана по радио 22 июня 1941 года. А вообще образцы использования такого способа легче найти среди выступлений советских актеров 30-х - 50-х годов.

     Слоги необходимо  проговаривать четко, не зажевывая  концы даже при максимальном  темпе. 

     Больше  о фразах, словах и слогах говорить  не вижу смысла. Гораздо проще  на практикумах поработать с  ними в живую, тогда и объяснений потребуется гораздо меньше. Скажу несколько слов о кодовом сигнале. Этот четвертый элемент речи находится в довольно малоисследованной зоне. Кодовый сигнал отличается от кодовой фразы тем, что сам по себе лишен абсолютно какого-либо рационального содержания. Его функция заключается в том, чтобы ввести слушателя в кратковременный транс (своего рода сон наяву), который не сохраняется после окончания  выступления. Во время транса  слушателей побуждают совершить то или иное действие (иногда с использованием кодовой фразы, чтобы избежать подозрений со стороны посторонних или для того, чтобы эффект был длительным - одна из методик при психокодировании наркоманов и алкоголиков). Например - совершить массовое самоубийство или  составить дарственную на свое имущество.

     Кодовым  сигналом можно сделать любой  звук из слова. Главное, чтобы  он был не один, а в обрамлении  обычно проговариваемых в ускоренном  темпе обычных слов. А, например, итальянские спецы вообще выносит  кодовый сигнал за пределы  слова. Вот как это выглядит у  жуликов Неаполя (со слов моего знакомого, подвергшегося их "обаянию"): "Сеньор! А-а-а? Какие цветы! А-а! Купите. А? А-а-а! Упал ваш бумажник, сеньор! А-а! А-а! Не упал? А! А! А-а-а-а? А деньги в нем сохранились? А? А-а! А?.." Эта атака шла минут десять. Еще минут десять моему знакомому (а был он как стеклышко трезв и ко всему прочему плохо понимал по-итальянски) понадобилось, чтобы прийти в себя и обнаружить, что бумажник-то при нем, но вот деньги  совсем не сохранились.  Кодовый сигнал заключается  в необычном сочетании и  произношении гласных или согласных звуков. Иногда вводится совершенно посторонний  акустический сигнал - цоканье языком, причмокивание, покашливание и пр. Тут я вспомнил одну цыганку, которую встретил в Амурской области лет 15 назад. Так та вообще использовала в качестве кодовых сигналов ритмичное изменение длинны, тональности и тембра фраз. Она   во время беседы то вводила в транс, то выводила из него здорового двадцатилетнего парня, заставляя его непроизвольно делать различные смешные вещи и при этом сохранять уверенность в том, что ничего необычного не происходит. Но это уже относится больше не к теории ораторского искусства, а к гипнозу.

     Есть еще  некоторые сведения о пятом  элементе речи, заключающимся в  использовании ультра- и инфразвуковых колебаний, но ничего конкретного пока нет. В принципе - звук, как один из самых мощных инструментов воздействия на сознание и психику людей, это ведь мощнейшее оружие. Что эффективней: взять в руки автомат или заставить стать под ружье миллионы людей? Поэтому я не исключаю наличия каких-либо сверхсекретных разработок в этой области, совершенно недоступных даже для специалистов. А вообще влияние звука на человека еще только начинается. И я думаю, главные открытия в этой сфере будут сделаны где-то лет через 20, когда будут созданы приборы, имитирующие и анализирующие человеческое восприятие. Тогда мы, может быть, и поймем, почему на нас производит впечатление музыка и птичьи трели...

 

Система Станиславского

    На предыдущих  занятиях мы представляли себе публику, перед которой выступает оратор, только лишь в качестве слушателей. Теперь пришло время взглянуть на нее, как на зрительскую аудиторию. Теперь настал черед нового отношения к публичному выступлению, а именно - как к театральному представлению. Причем, в отличие от театра, где зритель лишь пассивный сопереживатель происходящего на сцене действа, наш подход к зрительской массе должен быть иной. Она для нас - полноправный и активный участник совместного с оратором театрального представления. Чувствуете разницу: пассивно сопереживать и активно участвовать?

     За   3-х  тысячелетнюю историю существования  театрального искусства была  создана всего лишь одна достойная  внимания методика обучения актерскому  мастерству. И изобрели ее не греки, не римляне, не немцы с итальянцами или французами. Мы, русские, создали такую методику! А конкретно - Константин  Станиславский. Не профессор, не академик, а простой предприниматель, всей душой увлекшийся театральной режиссурой и обучением актеров, наш соотечественник - гениальнейший русский самородок.

     Станиславский  родился в Москве в 1863 году. На его глазах исчезали последние  остатки патриархальной России. Он писал: "На моих глазах  возникали в России железные  дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны...радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия...Поистине - разнообразная жизнь, не раз изменявшаяся в своих устоях".

     Именно  грандиозные преобразования в науке и технике, а также бурные изменения в политической жизни страны и крутая ломка всех социальных устоев общества дали Станиславскому смелость и силу на столь же кардинальные преобразования всех, существующих до него принципов театрального искусства.

     Не один  год в свободное от работы  время Станиславский играл в  пьесах и пробовал себя в  режиссуре как любитель. Такая  позиция давала ему возможность  видеть все недостатки старых  театральных школ как бы со  стороны: непредвзято, независимым  взглядом человека, имеющего возможность сравнить - насколько настоящее выражение чувств у обычных людей похоже на то, что изображают на сцене профессиональные актеры и актрисы. И Станиславский заметил, что у играющих на сцене людей выходит - вместо более ярких и четко выраженных человеческих чувств - одна лишь жалкая пародия на них.

     Мысль создать  собственный профессиональный театр  и свою театральную школу зреет  в сознании Станиславского... И  вот - знаменитая встреча с  Немировичем в ресторане "Славянский  базар". Со стороны кажется, что случайно, за рюмкой водки, два будущих великих режиссера решили вдруг - открыть собственный театр. Однако за созданием Художественного театра стояли годы экспериментов и борьбы с висящими на актерском искусстве еще со времен Аристофана и Софокла веригами идиотских штампов и традиций. Актеры "рвали страсть в клочки". И на сценах всех театров мира царили вопли и истерика. Станиславский же хотел, чтобы на сцене актер жил мыслями и чувствами своего персонажа, испытывал бы вдохновение, заставляя публику сопереживать вместе с ним все мало-мальски заметные повороты в сюжете представляемой пьесы.

     Это была  смелая, реформаторская, опрокидывающая  тысячелетние устои старого театра  идея. А сама система Станиславского, давшая актерам внутреннюю и внешнюю технику воплощения этой идеи, я уверен, одно из самых достижений великих в истории человечества, стоящее в одном ряду с открытиями Сократа, Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Лобачевского, Менделеева и Павлова...

     Для чего  любому из ораторов, занимается ли он политикой или защитой экологических прав тараканов, необходима техника вхождения в образ? Для чего человеку, выступающему по поводу юридических тонкостей нового нормативно-правового акта или перспектив культивирования гороха в Заполярье, необходимы приемы вживания в роль? А для того, чтобы, превратив выступление в театральное представление,  заставить и зрителей стать его участниками. Причем у оратора -актера позиция намного выгодней, чем у просто актера. Тому приходится играть на партнеров, чтобы косвенно задеть своими эмоциями зал. А оратор, напрямую обращаясь к аудитории, делает из нее партнера по игре, заставляя ее не просто сочувствовать  себе, а и СОУЧАСТВОВАТЬ в этой игре. 

     Ведь в  чем цель публичного выступления?  Убедить аудиторию в своей правоте? Да. Но не главная. А главная - ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ: голосовать, покупать, идти на штурм, бастовать, строить, лететь на Марс или скинуться на памятник  Му-му. Публика может ненавидеть идеи оратора. Бог с ней! Главное, чтобы она выполнила задачу, которую он перед ней ставит. В миллион раз хуже, когда мысли оратора всем нравятся, но никто и пальцем не пошевелит, чтобы их осуществить.

     Кроме того, оратор, владеющий системой Станиславского, сможет легко использовать азианизм, стиль, намного превосходящий по своей мощи все наиболее убойные варианты аттицизма. Моя мечта - возродить в России умерший в 60-е азианизм, живое театрализированное публичное  выступление. Тотальное использование ораторами такого стиля, позволит нашей нации вернуть себе утерянную энергию и бодрость. Наше общество умерло. Оно загнило и уснуло. И ему сейчас как воздух нужны личности, в чьих силах осуществить пробуждение и активную деятельность россиян.

     И еще  одно. Система Станиславского позволяет  экономить физические силы и сохранять психическое здоровье при выступлениях самого высочайшего эмоционального накала.

 

ЗАДАЧИ. СВЕРХЗАДАЧА

     Войти в  образ, вжиться в роль невозможно  без осознания того, к чему  стремится персонаж на каждом  этапе своего выступления и общей цели этого выступления...Здесь нам поможет тот план задач, о котором мы говорили на второй лекции. Однако его необходимо модифицировать в соответствии с характером роли...Если будущая роль - Врач, то прежде, чем работать над манерой поведения и мышления медика, следует представить себе публику, как мучающихся от болезней и пришедших исцелиться пациентов  и разработать план лечения заболевших - ну, допустим, - от астенического синдрома, который характеризуется сильной эмоциональной подавленностью, тоской, физическим недомоганием. В такой ситуации можно планировать следующие задачи: снять барьер недоверия между собой и публикой, убрать у всех собравшихся страх перед курсом лечения и мысли о неизлечимости болезни и заставить их поверить в себя, в свои силы и разум, в резервные возможности организма. 

     Сверхзадача  - это цель, которой подчинены  все задачи. При этом: цель роли  и цель выступления различны. Цель выступления - побудить массы  к конкретным действиям, указанным  в тексте речи, а цель роли различна и зависит от образа, например: Учителя - заставить задуматься и понять; Проповедника  - подвести зрителя к озарению; Воина - дать инструкцию перед боем или напутствовать на битву; Отца - благословить на святое дело; Эксперта - дать незыблемую мировоззренческую концепцию, объясняющую все и т.д...

 

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И КОНТРДЕЙСТВИЕ

     Не думайте,  что можно до трибуны можно  быть обычным человеком, а оседлав  ее, тут же в одно мгновение  вжиться в образ. Работа по  вхождению в роль должна начинаться до сцены и не завершаться после ухода с нее. То есть:

      1) если  оратор за 2-3 часа до выступления  не предпримет энергичных мер  для трансформации своей психики,  то перед глазами зрителей  предстанет банальный обыватель,  каких вокруг полным полно,  который, хоть и хорошо говорит, да верить ему нельзя: уж слишком обыкновенен - значит, такой как все, значит слаб (а слабых толпа не любит, хотя и сочувствует), значит, продаст при первом же наезде. Один из законов психологии масс - все хотят жить, не меняя свою пошлую суть, но требуют от вышестоящих в иерархии лиц каких-то сверхъестественных качеств, как в характере, так и в личной жизни. И этот закон можно преодолеть только одним. Мифом! Либо тем мифом, который для вас создадут средства массового оболванивания, либо тем, который вы создадите сами  на сцене или в телестудии - своими жестами, манерой говорить, мимикой, походкой и пр. Ведь большинство так называемых "великих" людей в быту были довольно серые и скучные личности, а большинство этого большинства были такими же и в сфере своей деятельности. Их влияние на людей создавалось не величием духа или ума, а мастерством перевоплощения или глобальной изощреннейшей рекламой. Смотрите: импрессионисты, абстракционисты, кубисты и прочие представители западного декаданса, конечно - за исключением Дали, - все видят, что намалеванное ими является полнейшим дерьмом, но из-за рекламы верят, подобно пятилетним карапузам, в бесценность этой белиберды;

     2) если оратор, произнеся последнее слово выступления,  тут же вышел из образа, направив свои мысли на предстоящий ужин с  осетриной под водку, то публика тот час же заметит это. Она почувствует, что ее обманули, что на самом-то деле оратор совсем не тот, за кого себя выдает и в потухших глазах и ставшей постной физиономии проглядывает его настоящая жизнь, далекая от той роли, которую он играл.

     Таким образом,  переживание всех перипетий роли  следует начинать задолго до  выступления и продолжать все  то время, пока на вас смотрит  хотя бы один из зрителей  и даже немного дольше. Непрерывность существования в роли создается с помощью сквозного действия. Сквозное действие - это поток сознания, подстегиваемого определенными стимулами и несущегося сквозь задачи к Сверхзадаче. Сквозное действие помогает не "вылетать" из образа при повороте с одной задачи на другую, а так же будит ораторскую фантазию и не дает выдыхаться необходимым оратору чувствам. И наконец: сквозное действие противостоит контрдействию. Контрдействие бывает двух видов. Альфа (реальное): слушатели (или их большая часть) намеренно блокирует все потуги оратора, и он вынужден скользить в образе по задачам, ища - решение которой же из них принесет ему победу. Бета (мнимое): оратор сам выделяет среди зрителей группу (или выдумывает ее), вызывающую антипатию у большинства собравшихся и, беря в союзники  аудиторию, борется с этой группой.

 

ВЫМЫШЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

     Итак: текст  составлен и разучен, акустика  отрепетирована по тезисам, выступление  разбито на задачи, Сверхзадача  ясна. Пора начинать сквозное  действие. С чего?

     С вымышленных  обстоятельств. Лучшей из приманок, на которые ловится чувство.  С волшебных "если бы". Например, вы избрали роль Стража. Ее  Сверхзадача - убедить публику  в своей возможности защитить  ее.

     Первая  из задач - встревожить зрителей, вызвать у них сильное беспокойство. Здесь не надо самому пугаться. Главное - осознать ту угрозу, которая нависла над собравшимися и свою ответственность за их судьбы. Для этого можно спросить себя - как бы я сам поступил, что бы я предпринял, если бы:

1. В государстве существовала организация, поставившая себе цель - истребить определенную группу населения (допустим, всех любителей хорошей водки).

2. Факты о деятельности  этой организации попали ко  мне в руки.

3. Я знал конкретных  исполнителей этого жуткого заговора.

4. Я изучил полный  план истребления этих людей  - с датами, фамилиями и адресами.

Информация о работе Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи