Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:48, доклад
Существуют различные попытки выделения функций языка, однако все исследователи, расходясь в частностях, едины в том, что существуют две безусловно важнейшие функции, которые язык выполняет в человеческом бытии, — коммуникативная и познавательная.
1. Основные функции языка
2. Функциональные модальности языка
3. Онтологический философский подход к языку
Содержание
1. Основные функции языка
2. Функциональные модальности языка
3. Онтологический философский подход к языку
1. Основные функции языка
Существуют различные
попытки выделения функций
В утилитарно-коммуникативном функционировании языка, основная задача которого обеспечить взаимопонимание сторон, объединенных конкретными целями и общими интересами, нет необходимости использовать творческие потенции языка. Наоборот, их использование может существенно затруднить общение как бытовое, так и профессиональное. Стремление избегать неясных (непривычных) терминов и выражений является поэтому нормой в тех областях человеческого взаимодействия, где главной целью общения служит обмен необходимой информацией. Языковые штампы обыденного словоупотребления, а также формализованные языки и терминологические системы в научных и профессиональных сообществах являются своеобразным олицетворением этой сознательной установки на унификацию выразительных средств.
Познавательная, или, как
ее называют некоторые ученые, интеллектуальная,
функция языка необходимо связана
с установкой на духовный и культурный
рост общающихся сторон (мыслящих субъектов)
в процессе их со-творческого диалога
друг с другом, с миром и с
языком. Сказать здесь — значит
показать ранее невидимое, непривычное.
Такой творческий диалог с языком
обогащает всех его участников, включая,
конечно, и сам язык как несущее
основание смыслового взаимодействия.
Олицетворением со-творческого диалога
с языком является национальная литература
(включая философию). Здесь, с одной
стороны, обогащается новыми смыслами
сам язык под творческим воздействием
человеческого духа, с другой —
такой обновленный и
В научной и философской литературе помимо двух указанных функций обычно выделяют еще как минимум одну, причем у разных мыслителей — единых во мнении относительно первых двух функций — она всегда разная, что, на наш взгляд, уже говорит об ее избыточности. Например, Р.И. Павиленис помимо «кодирующей» (в нашем определении — утилитарно-коммуникативной) и «генеративной» (познавательной) выделяет «манипулятивную» функцию, которая, по нашему мнению, является одним из функциональных проявлений (модальностей) утилитарно-коммуникативной функции, на чем мы остановимся ниже. А.А. Ветров в книге «Семиотика и ее основные проблемы» выделяет «экспрессивную» функцию языка, смысл которой — в выражении чувств говорящего. Однако, отмечая ее «вторичный характер», поскольку большинство лингвистов не относят выражение эмоций к существенному аспекту языка, он этим сам же признает ее избыточность. Идейный вдохновитель тартуско-московской семиотической школы Ю.М. Лотман помимо «информационной» и «творческой» функций выделяет «функцию памяти», подразумевая под ней способность текста сохранять память о своих предшествующих контекстах. Текст создает вокруг себя некое «смысловое пространство», лишь в нем обретая осмысленность. На наш взгляд, знание культурного контекста, необходимое для адекватного понимания исторического памятника, равно как и знание социальных контекстов обыденного общения, относится к коммуникативной функции языка, но лишь в разных аспектах (модусах) ее проявления — в духовном и утилитарном. Также обстоит дело и с популярной у современных отечественных лингвистов и семиотиковякобсоновской классификацией функций языка. Каждая из шести выделенных Р. Якобсоном функций соответствует какому-то одному — акцентируемому в зависимости от контекста выражения — конкретному элементу речевого взаимодействия, но все вместе они выражают различные аспекты коммуникативной функции языка.
Необходимо заметить, что две выделенные нами функции находятся в тесном диалектическом взаимодействии, что может иногда создавать обманчивую видимость их тождественности. Действительно, познавательная функция может почти совпадать с коммуникативной, например в сфере межличностных взаимодействий внутри научного сообщества (тем более в упоминавшемся нами виртуальном компьютерном взаимодействии), в ситуациях межкультурного диалога, в экзистенциально значимой беседе двух творческих личностей и т.д.; но она также может выступать и в «чистом» виде, например в поэтическом и философском творчестве.
Также неверно утверждать большую или меньшую значимость одной из выделенных функций языка, например коммуникативной вследствие ее непосредственной связи с каждодневным существованием людей или, наоборот, когнитивной в силу ее ярко выраженного, творческого характера. Обе функции языка — и познавательная, и коммуникативная — равно важны для нормального существования и развития языкового сознания, как отдельных индивидов, так и нации в целом. Среди них трудно выделить наиболее значимую, ибо критерии значимости в данном случае разные. В одном случае критериальными являются такие свойства речи, как общедоступность, простота и информативность (актуализация однозначного смысла), в другом же, наоборот, — ориентация на индивидуальный опыт понимания, смысловая неоднозначность (сложность) выразительных средств и наличие множества потенциальных смысловых измерений. Таким образом, в диалектическом сосуществовании двух основных функций языка (познавательной и коммуникативной) находят свое отражение два основных онтологических свойства языка, о которых уже упоминалось выше — его посредническая природа как проводника смыслового содержания (в единстве сущих и несущих характеристик), а также его имманентная укорененность в человеческом (смыслопорождающем и смыслопонимающем) бытии, на чем мы еще остановимся ниже.
2. Функциональные модальности языка
Высший полюс реализации
творческого потенциала языка являет
собой национальная литература, а
в ней в первую очередь философия,
проявляющая базовые
Термин «модальность»
означает здесь качественную характеристику
функциональных проявлений языка (коммуникативных
и познавательных), выражающуюся в
их способности оказывать
Творческое воздействие
языка на сознание его конкретных
носителей связано со способностью
национальной словесности открывать
новые горизонты бытия и
Не вызывает сомнений, что
конкретно-историческое языковое сознание
нации всегда относительно устойчиво,
особенно в одном поколении людей,
где наиболее четко прорисовывается
единство культурных доминант и предпочтений
(значимых акцентов в мировидении).
Этот относительно статичный, типизированный
смысловой образ реальности организуется
адаптивно-стабилизирующей
Вне стабилизирующего адаптивного фактора общение и познание в обществе были бы серьезно затруднены. Однако последнее отнюдь не свидетельствует о необходимости доминирования данной модальности в языковом сознании вообще. Когда «цели легкости истолкования предпочитаются остальным положительным моментам языка», тогда «уменьшается необходимость в напряжении ума», — писал еще В. Гумбольдт. В результате значение отдельных элементов языка (как правило, наиболее творческих) все более затемняется, и на место воображения и фантазии встает привычность употребления, приводящая «к неизбежному отвлечению от деталей языкового устройства». Формирование языковых стереотипов приводит не только к обеднению языка, но и к подавленности языкового сознания, поскольку язык начинает выполнять роль «социального фильтра» (Э. Фромм), тормозящего осознание множества размышлений и переживаний, выходящих за рамки общепризнанного.
Такова репрессивная модальность
языка, проявляющаяся равно и
в актах коммуникации, ив познавательной
деятельности. Ее суть в том, что
привычность словесных
Современная массовая культура
почти целиком построена на принципах
репрессивного дискурса, ибо ориентирована
не столько на удовлетворение «культурных»
потребностей, сколько на целенаправленное
формирование этих потребностей, причем
с несомненной тенденцией к их
примитивизации и унификации. В рамках
этой «культурной» стратегии весьма
удобным средством формирования
общественного мнения и потребительского
спроса является языковой по своей
сути феномен искусственной
Риторическим приемам, наиболее
распространенным в современной
общественно-политической речи, посвящены
многие научные исследования в лингвистике,
семиотике, психологии, философии и
политологии. Ученых интересует, главным
образом сущность тех языковых выразительных
средств и приемов (фонологических,
синтаксических, семантических, стилистических),
которые являют в действии репрессивную
силу языка, зачастую не просто навязывая
реципиентам правильное мнение, но
последовательно внушая его. Цель такого
суггестивно-репрессивного
Из вышесказанного следует, что репрессивная функциональная модальность языка прямо противоположна креативной его модальности. Тем не менее, их нельзя однозначно соотносить с отрицательными и положительными оценками. Оценочное разделение здесь преимущественное, но не абсолютное, поскольку репрессивность может иметь в определенных контекстах положительное значение в качестве стабилизирующего, адаптивного фактора. Во-первых, она является необходимым моментом коммуникативного взаимодействия, обусловливая саму возможность наличия устойчивых языковых норм. Во-вторых, нормативность значений создает устойчивость «жизненного мира» индивида, что является важным фактором психологического равновесия. В-третьих, использование репрессивного потенциала языка может быть полезным в плане подавления агрессии отдельных преступных индивидов или маргинальных социальных групп, разрушающих социальный мир и согласие в обществе.
Креативный потенциал языка, в свою очередь, может выступать отрицательным, дестабилизирующим фактором, препятствующим взаимопониманию. Ярким примером здесь могут служить некоторые произведения современной художественной литературы (типа «Поминок по Финнегану» Дж. Джойса), а также некоторые философские тексты, трудные для понимания в силу того, что их авторы в поисках адекватных выразительных средств слишком увлекались «игрой» с языком. В последнем случае иллюстративным является феномен «заразности» стиля, когда язык такого «мастера слова» вызывает лавину дилетантских подражаний.
Традиция противопоставления
двух модальностей (сил, потенций) языка,
связанных со способностью слова
оказывать воздействие —