Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:48, доклад
Существуют различные попытки выделения функций языка, однако все исследователи, расходясь в частностях, едины в том, что существуют две безусловно важнейшие функции, которые язык выполняет в человеческом бытии, — коммуникативная и познавательная.
1. Основные функции языка
2. Функциональные модальности языка
3. Онтологический философский подход к языку
3. Онтологический философский подход к языку
В противовес этой традиции,
ориентированной на доминанту языковой
произвольности и производности
от нужд человеческой коммуникации, в
истории филологии и философии
сложилась и иная традиция, ведущая
свое начало еще от Платона. Ее можно
назвать «онтологической» — в
пику утилитаризму и функционализму
в исследованиях языка; «метафизической»
— в противоположность
Сущность «онтологического»
подхода к языку как явной
оппозиции инструменталистски-
За материально-несущим «телом» языка (его фонематическим строем, грамматикой и т.д.) полагается наличие некой универсальной и надперсональной смысловой реальности. Это или идеально-эйдетическая в духе Платона, или информационная, или семантическая действительность, которая обнаруживается (объявляется) «материей» языка.
Имена и языковые символы являются, по выражению П.А. Флоренского, «отверстиями, пробитыми в нашей субъективности», они связывают нас с этой объективной смысловой реальностью. И хотя раскрываются и созидаются они лишь в творческих индивидуальных актах, однако не творятся людьми произвольно, не изобретаются, «как предполагает замкнутие в субъективность». Человек, следуя «онтологическому подходу» к языку, представляется не самовольным творцом, а скорее послушным субъектом обнаружения его идеально-смысловой реальности «в» и «через» несущие структуры языка.
Эта универсальная смысловая
реальность, в свою очередь, «нуждается»
в человеке как носителе языка, дабы
осуществиться (проявиться) в человеческом
мире, обретя благодаря его свободному
и творческому участию
Все сугубо научно-рационалистические
и утилитарно-ориентированные
Таким образом, «онтологическая парадигма» понимания сущности языка, представленная в трудах русских философов-«имяславцев», а также в рамках западной онтологической герменевтики (М. Хайдеггер и его последователи), постулирует имманентно-трансцендентную природу языковых смыслов, что и отличает «онтологический» подход от всех иных — филологических, аналитических и семиотических — концепций и парадигм исследования языка.
Подытожим сказанное. В языке
как целостной и динамической
смысловой реальности в единстве
ее сущих и несущих компонентов
можно выделить две основные функции
— коммуникативную и
Однако о каких бы проявлениях языка мы ни говорили, важнейшим условием его бытия служит наличие человеческого сознания, которое может иметь не только языковую, но и вневербальную форму существования. К проблематике сознания мы теперь и переходим. Эта тема особенно важна, если учесть, что именно сознание выдвигается сегодня на первый план в метафизических и научных исследованиях и именно здесь, по-видимому, следует ожидать в ближайшее время самых важных научных открытий.
Литература
1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
3. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
4. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
5. Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993.
6. Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.