Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:27, практическая работа
В каждом тексте можно встретить примеры тех или иных видов функций речи. Для анализа функций языка я выбрала рассказ Виктора Драгунского «Бы».
ЛЕКТОРАТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Анна Сидорова
АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА И РЕЧИ
Самостоятельная работа
2012
В каждом тексте можно встретить
примеры тех или иных видов
функций речи. Для анализа функций
языка я выбрала рассказ
В этом рассказе я больше всего нашла примеров экспрессивной (эмотивной) функции речи, что неудивительно, ведь рассказ очень эмоционален. Я считаю, что к этой функции относятся такие выражения, как «Ишь!», «Наказание ты моё!», «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!», «Разговорчики за столом!», «Гулёна!». А также такие выражения, выделяемые интонацией, как «Каков вид!», «Ага, явился!», «Вылитый кощей!».
Второй по количеству нахождений являются примеры аппелятивной функции речи, которая проявляется в различных обращениях, вставных элементах (знаешь, понимаешь), императивах, а также в звательном падеже и служит для того, чтобы воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Я думаю, что апеллятивная функция проявляется в следующих выражениях: «Признавайся, опять в хоккей гоняла!», «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!», «Посмотри, на кого ты похож?», «Папа! Мама!», «Ешь сейчас же, тебе говорят!»
Фатическая функция, целью которой
является установить контакт, проявляется
в выражение «Ну как поживаешь?
Также в этом тексте есть примеры такой функции, как перформатив. Перформатив входит в контекст жизненных событий, создавая такую ситуацию, влекущую за собой определённые последствия (например, объявления перерыва, извинения, поздравления и т.д.). В данном рассказе я нашла два перформатива: «"Ничего, спасибо!", «Запомните это на всю жизнь!».
В свою очередь, референциальная функция речи, которую можно найти в любом тексте, если он имеет тему, предмет речи. Примеры референциальной функции, которая, возможно, не совсем описывают тему рассказа, если не знать содержание самого рассказа: «Ведь каждый ребёнок может провести с собой, одного взрослого бесплатно!», «А на эту картину людям после семидесяти вход воспрещен!»
…Бы
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что
даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все
вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были
во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всем, во всем
слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот
это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме "понравилась" такая история,
что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось",
а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил!
Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
"Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди
на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе
говорят! - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал
команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь
мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"
И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я
бы уже закричал:
"Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует,
как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно
смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не
ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не
режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка... Вот
так. Теперь садись к столу".
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
"Ну как поживаешь?"
А она бы сказала тоже тихонько:
"Ничего, спасибо!"
А я бы немедленно:
"Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на
всю жизнь. Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты
мое!"
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы
прищурился, всплеснул руками и заголосил:
"Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь
распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего
сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла! А это что за грязная палка?
Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери ее сейчас же с моих
глаз - на черный ход!"
Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:
"После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!"
Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:
"И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!"
А я бы им:
"Нечего, нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в
цирк водил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате
вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!"
Тогда бы бабушка взмолилась:
"Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного
взрослого бесплатно!"
Но я бы увильнул, я сказал бы:
"А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома,
гулена!"
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как
будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться,
и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже
бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы...
Но я не успел придумать, что бы я сказал, потому что в это время вошла
мама, самая настоящая, живая, и сказала:
- Ты еще сидишь. Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож? Вылитый
Кощей!