Речь и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.д.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Оглавление

Практические вопросы:
1. Задание № 2, 3, 4, 5, 6...………………………………………………………...3
Теоретический вопрос:
2. Задание № 1……………………………………………………………………..4
* Речь и ее функции……………………………………………………….…4
* Речь как средство общения……………………..…………………………8

3. Список литературы……………………………………………………...….…13

Файлы: 1 файл

контрольная работа № 17, общение и речь.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

                                                                 

О Г Л А В Л  Е Н И Е: 
 

Практические вопросы: 

1. Задание  № 2, 3, 4, 5, 6...………………………………………………………...3 

Теоретический вопрос:  

2. Задание № 1……………………………………………………………………..4

  • Речь и ее функции……………………………………………………….…4
  • Речь как средство общения……………………..…………………………8
 

3. Список литературы……………………………………………………...….…13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №17  

              Задание 2. (выберите варианты согласно тексту задания)                      Установите соответствие между принципом управления и его характеристикой.

    a. Принцип общедоступности

    b. Принцип научности

    c. Принцип обратной связи

     d. Принцип системности 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

  1. учет закономерностей, объективных тенденций развития общества и состояния педагогической системы
  2. оценка администрацией образовательного учреждения хода и результатов педагогического процесса
  3. планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации
  4. адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития

                    Задание 3 (выберите один вариант ответа)                                     Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его   результатов,   на   основе   которого   вырабатываются   управленческие   решения, называется... ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    а.   педагогическим планированием

    b. внутришкольным управлением

    c. педагогическим анализом

    d. внутришкольным контролем

                 Задание 4 (выберите несколько вариантов ответа)                                 Интерес к педагогической профессии, желание заниматься педагогической деятельностью

относятся к компоненту

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    а.    деятельностному

    b. познавательному

    c. организационному

    d. ценностно-ориентировочному

                    Задание 5 (выберите один вариант ответа) 
Интерес    к    профессии    учителя,    педагогическое    призвание,    профессионально- 
педагогические намерения и склонности составляют учителя.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    а.   профессиональную направленность личности

    b. психофизиологическую готовность

    c. профессиограмму

    d. научно-теоретическую подготовку

                    Задание 6 (выберите один вариант ответа) Профессиограмма педагога включает в себя ...                           ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

  1. личностные качества и способности отдельного педагога
  2. системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии
  3. квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности
  4. умения и знания, составляющие профессиональную компетентность педагога
 
 
 
 

    Речь  и ее функции 

    Речь  является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.д.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои чувства и мысли. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

    По  своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

    Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значения и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

    Речь  без усвоения языка невозможна, в  то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

    Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

    Речь  вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл  в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

    Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

    Со  значением слов непосредственно  связано представление о них  как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

    В окружающем нас мире бесконечно много  различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них  назвать отдельным словом, то тот  словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык – недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

    К счастью, дело обстоит таким образом, что нам вовсе нет необходимости  для каждого отдельно существующего предмета или явления придумывать свое специфическое название, самостоятельное слово. В своем общении и в мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его – значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.

    Слова-понятия  позволяют нам обобщать и углублять  наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного  опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует  существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Именно такими является большинство слов, составляющих основу современных развитых языков. Пользуясь весьма условной аналогией из области математики, можно было бы сказать, что число слов в языке растет по арифметической, а выражаемый с их помощью объем знаний – по геометрической прогрессии.

    Владея  понятием, мы знаем о предмете или  явлении очень многое. Если нам  показали какой-либо незнакомый предмет  и назвали его известным нам  понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.

    Понятие выступает и как важный элемент  восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

    Из  множества качеств и признаков  предмета или явления, заключенных  в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

    Процесс формирования понятия начинается у  ребенка задолго до овладения  речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

    Речь  человека может быть сокращенной  и развернутой как с понятийной, так и с лингвистической точек  зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности  символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

    Сокращенное речевое высказывание достаточно для  понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение  и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

Информация о работе Речь и ее функции