Зигмунд Фрейд теория полового влечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».
Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

Файлы: 1 файл

Зигмунд Фрейд К теории полового влечения.docx

— 279.73 Кб (Скачать)

Частичные влечения

Впрочем, влияние  соблазна не помогает раскрыть первоначальные условия полового влечения, а только путает наше понимание его, давая  ребенку преждевременно сексуальный  объект, в котором детское сексуальное  влечение не имеет пока такой потребности. Однако мы должны согласиться с тем, что детская сексуальная жизнь  при всем преобладании господства эрогенных  зон проявляет такие компоненты, для которых с самого начала имеются  в виду другие лица как сексуальные  объекты. Такого рода компонентами являются находящиеся в известной независимости  от эрогенных зон влечение к разглядыванию  и показыванию себя и к жестокости, которые только позже вступают в  тесную связь с генитальной жизнью, но уже в детском возрасте наблюдаются  как самостоятельные устремления, сначала отделенные от эрогенной  сексуальной деятельности. Маленький  ребенок прежде всего бесстыден  и в определенном возрасте проявляет  недвусмысленное удовольствие от обнажения  своего тела, подчеркивая особенно свои половые части. В противоположность  к этой, считающейся перверзной, склонностью любопытство при  разглядывании половых органов  других лиц проявляется, вероятно, в  несколько старшем возрасте, когда  препятствие от чувства стыда  достигло уже некоторого развития. Под влиянием соблазна перверзия  разглядывания может приобрести большое значение в сексуальной  жизни ребенка. Все же из моего  исследования детского возраста здоровых и нервнобольных я должен заключить, что влечение к разглядыванию  может явиться у ребенка как  самостоятельное сексуальное проявление. Маленькие дети, внимание которых  направлено на собственные гениталии  большей частью мастурбационно –  обыкновенно делают дальнейшие успехи без посторонней помощи и проявляют  большой интерес к гениталиям своих товарищей. Так как случай удовлетворить такое любопытство  создается большей частью только при удовлетворении обеих экскрементальных потребностей, то такие дети становятся voyeuг'ами, усердно подглядывают, когда  другие мочатся или испражняются. После наступившего вытеснения этой склонности, любопытство, направленное на гениталии других (своего или  противоположного пола), сохраняется  как мучительная навязчивость, которая  становится источником сильнейших импульсов  к образованию симптомов при  некоторых невротических случаях.

Еще в большей  независимости от обычной, связанной  с эрогенными зонами сексуальной  деятельности развивается у ребенка  компонент жестокости сексуального влечения. Детскому характеру вообще свойственна жестокость, так как  задержка, удерживающая влечение к  овладеванию от причинения боли другим, способность к состраданию, развивается  сравнительно поздно. Основательный  психологический анализ этого влечения, как известно, еще не удался; мы можем  полагать, что жестокие душевные движения происходят из влечения к овладеванию  и проявляются в сексуальной  жизни в такое время, когда  гениталии еще не получили своего позднейшего значения. Жестокость властвует  в фазе сексуальной жизни, которую  мы позже опишем как прегенитальную организацию. Дети, отличающиеся особенной  жестокостью по отношению к животным и товарищам, справедливо вызывают подозрение в интенсивной и преждевременной сексуальной деятельности со стороны эрогенных зон, и при совпадении с прежде, временной зрелостью всех сексуальных влечений эрогенная, сексуальная деятельность кажется все же первичной. Отсутствие задержки из сострадания несет собой опасность, что эта, имевшая место в детстве, связь жестоких влечений с эрогенными окажется в жизни позже неразрушимой.

Болезненное раздражение  кожи ягодиц известно всем воспитателям со времени исповеди J. J. Rousseau, как  эрогенный корень пассивного влечения к жестокости (мазохизма). Они правильно  вывели из этого требование, что  телесное наказание, которое большей  частью осуществляется именно на этой части тела, не должно иметь места  у всех тех детей, у которых  благодаря позднейшим требованиям  культурного воспитания либидо может  быть оттеснено на коллатеральные пути[46].

Инфантильное сексуальное  исследование

Влечение  к познанию

Приблизительно  к тому времени, когда сексуальная  жизнь ребенка достигает своего первого расцвета, от 3го до 5го года, у него появляются также нaчaлa той  деятельности, которой приписывают  влечение к познанию или исследованию. Влечение к познанию не может быть причислено к элементарным компонентам  влечений, но подчинено исключительно  сексуальности. Его деятельность соответствует  сублимированному способу овладевания, с другой стороны, оно работает энергией влечения к подглядыванию. Но его  отношение к сексуальной жизни  имеет особенное значение, потому что мы узнали из психоанализа, что  влечение к познанию у детей поразительно рано и неожиданно интенсивным образом  останавливается на сексуальных  проблемах, может быть даже пробуждается ими.

Загадка сфинкса

Не теоретические, а практические интересы двигают  работу исследовательской деятельности у ребенка. Угроза условиям его жизни  вследствие известия и предположения  о появлении нового ребенка, страх  потерять в связи с этим событием заботу и любовь, заставляют ребенка  задуматься и развивают его проницательность. Первая проблема, которая его занимает, в соответствии с этой историей возникновения  ее, не является вопросом о различии полов, а загадкой: откуда берутся  дети? В искажении, которое легко  исправить, это составляет также  загадку, заданную фиванским сфинксом. Факт существования двух полов ребенок  сперва воспринимает без раздумья и  противодействия. Для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей  такие же гениталии, как его собственные, и кажется невозможным соединить  отсутствие таких гениталий с  его представлением об этих других людях. Мальчик крепко держится этого  убеждения, упорно защищает его от возникающих  возражений под влиянием наблюдения и отказывается от него только после тяжелой внутренней борьбы (кастрационный комплекс). Замещающие, образования этого утерянного penis'a у женщины играют большую роль в тех формах, которые принимают разнообразные перверзии[47].

Предположение о  существовании у всех людей таких  же (мужских) гениталий составляет первую замечательную и важную по своим  последствиям инфантильную сексуальную  теорию. Ребенку мало пользы от того, что биологическая наука оправдывает  его предупреждение и видит в  женском клиторе настоящую замену penis'a. Маленькая девочка не попадает во власть подобных отрицаний, когда  она замечает иначе устроенные гениталии  мальчика. Она немедленно готова признать их, и в ней пробуждается зависть  по поводу реnis'a, которая вырастает  до желания, имеющего впоследствии важное значение, – также быть мальчиком.

Теория  рождения

Многие люди могут  ясно вспомнить, как интенсивно в  период, предшествующий половой зрелости, они интересовались вопросом, откуда берутся дети. Анатомическое разрешение вопроса было тогда различное: они  появляются из груди, или их вырезывают из живота, или пупок открывается, чтобы выпустить их. О соответствующем  исследовании в раннем детстве вспоминают очень редко вне анализа; исследование это давно подпало вытеснению, но результаты его были совершенно одинаковые. Детей получают от того, что что-то едят (как в сказках), и они рождаются через кишечник, как испражнения. Эти детские  теории напоминают приспособления, встречающиеся  в животном царстве, а именно –  клоаку животных, стоящих ниже, чем  млекопитающие.

Садистическое понимание сексуального общения

Если дети в таком  детском возрасте становятся свидетелями  сексуального общения между взрослыми, к чему создает повод убеждение  больших, что маленький ребенок  не может понять еще ничего сексуального, то они могут понять сексуальный  акт только как своего рода избиение или насилие, т. е. в садистическом  смысле. Психоанализ дает нам возможность  также узнать, что такое впечатление  в раннем детстве много способствует тому, что является предрасположением  к позднейшему садистическому сдвигу сексуальной цели. В дальнейшем дети много занимаются проблемой, в чем  же может заключаться половое  общение или, как они это понимают, быть замужем или женатым, и по большей части ищут разрешение загадки  в общности, которая выражается посредством  функций мочеиспускания или испражнения.

Типичная  неудача детского сексуального исследования

В общем можно  сказать о детских сексуальных  теориях, что они являются отражением собственной сексуальной конституции  ребенка, и, несмотря на их странные ошибки, указывают на большее понимание  сексуальных процессов, чем это  можно было бы предполагать у их творцов. Дети замечают также и изменения  от беременности матери и умеют их правильно истолковывать; сказка об аисте очень часто рассказывается слушателям, относящимся к ней с глубоким, но по большей части немым недоверием. Но так как для детского сексуального исследования остаются неизвестными два элемента: роль оплодотворяющего семени и существование женского полового отверстия, – впрочем, именно те пункты, в которых инфантильная организация еще отстала, старание инфантильных исследований все же остается всегда бесплодным и кончается отказом от дальнейшего изыскания, который нередко оставляет навсегда ослабление влечения к познанию. Сексуальное исследование в этом раннем детском периоде ведется всегда в одиночестве; оно означает первый шаг к самостоятельной ориентировке в мире и ведет к большому отчуждению ребенка от окружающих его лиц, пользовавшихся до того полным его доверием.

Фазы  развития сексуальной организации

До сих пор  мы подчеркивали как характерные  признаки сексуальной организации, что она по существу автоэротична (находит свой объект на собственном  теле), и что отдельные частичные  влечения ее, в общем, не связанные  и независимые одно от другого, стремятся  к наслаждению. Завершается развитие так называемой нормальной сексуальной  жизнью взрослых, при которой получение  наслаждения стало служить функции  продолжения рода, и частичные  влечения составили под приматом единственной эрогенной зоны твердую  организацию для достижения сексуальной  цели с посторонним сексуальным  объектом.

Прегенитальные  организации

Изучение задержек и нарушений в этом процессе развития при помощи психоанализа позволяет  нам узнать зачатки и предварительные  ступени такой организации частичных  влечений, которые составляют своего рода сексуальный режим. Эти фазы сексуальной организации нормально  протекают ровно, давая знать  о себе только намеками. Только в  патологических случаях они приходят в действие и становятся заметными  и для грубого наблюдения.

Организации сексуальной  жизни, в которых генитальные  зоны еще не приобрели своего преобладающего значения, мы назовем прегенитальными. До сих пор мы узнали две таких  организации, которые производят впечатление  возврата к раннему животному  состоянию.

Первой такой  прегенитальной сексуальной организацией является оральная или, если хотите, каннибальная. Сексуальная деятельность еще не отделена здесь от принятия пищи, противоречия в пределах этих влечений еще не дифференцированы. Объект одной деятельности является одновременно и объектом другой, сексуальная цель состоит в поглощении объекта, прообразе того, что позже  как отождествление будет играть такую значительную психическую  роль. Остаток этой фиктивной, навязанной нам патологией фазы организации  можно видеть в сосании, при котором сексуальная деятельность, отделенная от деятельности питания, отказалась от постороннего объекта ради объекта на собственном теле.

Вторую прегенитальную фазу составляет садистически-анальная организация. Здесь уже развилась  противоречивость, проходящая через  всю сексуальную жизнь, но она  еще не может быть названа мужской  и женской, а должна называться активной и пассивной. Активность появляется благодаря влечению к овладеванию  со стороны мускулатура тела, а  эрогенная слизистая оболочка кишечника  проявляет себя как орган с  пассивной сексуальной целью; оба  устремления имеют свои объекты, однако не совпадающие. Наряду с этим другие частичные влечения проявляют  свою деятельность автоэротическим  образом. В этом роде уже можно  поэтому доказать сексуальную полярность и посторонний объект. Организации  и подчинения функции продолжения  рода еще нет.

Амбивалентность

Эта форма организации  может уже удержаться на всю жизнь  и навсегда привязать к себе значительную часть сексуальной деятельности. Преобладание садизма и роль клоаки, присущая анальной зоне, придают ей яркий архаический характер. Другим признаком ее является то, что оба  противоположных влечения, объединенных в пару, развиты почти одинаково, каковое отношение носит введенное  удачное название – амбивалентность.

Предположение о  прегенитальных организациях сексуальной  жизни основано на анализе неврозов и вряд ли может быть понято без  знания этого анализа. Мы можем рассчитывать, что продолжение аналитической  работы даст нам еще больше данных относительно строения нормальной сексуальной  функции.

Чтобы дополнить  картину инфантильной сексуальной  жизни, необходимо прибавить, что часто  или всегда уже в детском возрасте делается выбор объекта в такой  форме, в какой мы обрисовали его  как характерный для фазы развития при наступлении половой зрелости, а именно, что все сексуальные  устремления направляются только на одно лицо, у которого хотят достичь  своей цели. Это образует тогда  самое большое приближение к  окончательной форме сексуальной  жизни после наступления половой  зрелости, возможной в детском  возрасте. Отличие от последней состоит  только в том, что объединение  частичных влечений и подчинение их примату гениталий в детстве  еще совсем не проведено или только очень неполно. Последняя фаза, проделываемая  сексуальной организацией, состоит, следовательно, в том, что этот примат начинает служить продолжению рода.

Выбор объекта  в два срока

Можно считать типичным, что выбор объекта происходит в два срока, двумя толчками. Первый толчок начинается в возрасте между  двумя и пятью годами и во время  латентного периода приостанавливается или даже регрессирует; он отличается инфантильной природой своих сексуальных целей. Второй начинается с наступлением половой зрелости и обусловливает окончательную форму сексуальной жизни.

Факт выбора объекта  в два срока, который в сущности сводится к действию латентного периода, приобретает, однако, громадное значение для нарушения этой окончательной  формы сексуальной жизни. Результаты инфантильного выбора объекта выражаются в более поздний период жизни; или они сохранились как таковые, или они оживают во время наступления  половой зрелости. Вследствие развития вытеснения, имевшего место между  этими двумя фазами, ими, как оказывается, невозможно воспользоваться. Их сексуальные  цели подверглись умалению и теперь представляют собой то, что мы можем  назвать нежным течением сексуальной  жизни. Только психоаналитическое исследование может доказать, что за этой нежностью, обожанием и почтением скрываются старые, ставшие теперь негодными  сексуальные стремления инфантильных, частичных влечений. Выбор объекта  в период наступления половой  зрелости должен отказаться от инфантильных объектов и снова начаться, как  чувственное течение. Несовпадение обоих течений имеет часто  следствием, что не может быть достигнут  один из идеалов сексуальной жизни, – объединение всех желаний на одном объекте.

Информация о работе Зигмунд Фрейд теория полового влечения