Теория формирования личности Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

В психоанализе существуют различные подходы к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Основополагающей теорией развития личности является теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Психосексуальное развитие личности. 5
Глава 2 Стадии психосексуального развития. 9
2.1 Оральная стадия. 9
2.2 Анальная стадия. 11
2.3 Фаллическая стадия. 12
2.4 Латентный период. 15
2.5 Генитальная стадия. 16
Глава 3. Характер личности как следствие фиксации
на определенном этапе психосексуального развития. 18
3.1 Оральный характер. 18
3.2 Анальный характер. 20
3.3 Фаллический характер. 22
3.4 Генитальный характер. 23
Библиография 25

Файлы: 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Теория формирования личности           Зигмунда Фрейда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка 1 курса:

       Кравченко Екатерина Викторовна

 

 

    Научный руководитель:

       Светозарова Светлана Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье 2009

 

Содержание

стр.

 

Реферат           3

Введение           4

Глава 1. Психосексуальное развитие личности.    5

Глава 2 Стадии психосексуального развития.    9

2.1 Оральная стадия.        9

2.2 Анальная стадия.        11

2.3 Фаллическая стадия.       12

2.4 Латентный период.        15

2.5 Генитальная стадия.       16

Глава 3. Характер личности как следствие фиксации

    на определенном этапе психосексуального развития. 18 

3.1 Оральный характер.      18

3.2 Анальный характер.      20

3.3 Фаллический характер.      22

3.4 Генитальный характер.      23

Библиография         25

 

 

Реферат

 

Текст курсовой работы 25 стр.,  источников

 

 

Введение

 

Детство оказывает огромное воздействие на всю жизнь человека. Наше поведение является опытом, который мы получили в раннем детстве или даже младенчестве, реагируя на какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Этот опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее сильную эмоциональную окраску, становится понятно, почему именно это чувство продолжает руководить нами в жизни.

В психоанализе существуют различные подходы к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Основополагающей теорией развития личности является теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.

Представление о том, что тяжелое детство — причина  психологического и личностного  неблагополучия, является общим местом. Принято считать, что по-настоящему серьезным отягощающим фактором является абъюз — невыносимые  условия жизни ребенка: постоянные избиения, сексуальное насилие, голод, отсутствие элементарного ухода, заботы и медицинской помощи. Однако и обычные печальные события детской жизни — утраты, обиды, неспособность справиться с проблемами и трудностями, гнев родителей, ревность, зависть, разочарования — оказывают сильное влияние на психический статус взрослой личности.

Лёгкость или сложность, пережитая ребёнком при прохождении стадий психосексуального развития, имеет фундаментальное влияние на его позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к таким основным формам поведения, как способность давать и брать, неповиновение или покорность, любовь или ненависть, а также по отношению к таким чувствам, как скупость или щедрость, оптимизм или пессимизм, интерес или безразличие к другим. И именно отношение значимого взрослого оказывает влияние на успех прохождения ребенком этапов становления личности.

 

Глава 1. Психосексуальное развитие личности.

 

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Либидо проходит стадии созревания, каждая из которых биологически детерминирована и сфокусирована на специфической эрогенной зоне (рот, анус, пенис) и имеет специфическую цель удовлетворения (сосание, введение и кусание, удерживание и агрессивное выталкивание, проникновение). Взрослая генитальная сексуальность представляет собой сплав догенитальных и генитальных влечений. Но хотя стадии развития либидо биологически детерминированы, Фрейд говорит, что на их развитие влияет имеющая место по мере прохождения через эти стадии реакция различных значительных фигур на детское поведение.

Фрейду принадлежит  гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице 1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Так как Фрейд делал  основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с  эрогенными зонами, то есть чувствительными  участками тела, которые функционируют  как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

Таблица 1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт,  
соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди). Отделение  себя от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или  выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление со взрослыми  того же пола, выступающими в роли образца  для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует (половое  бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких  отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество


 

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является либидинозный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение.

Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических  построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и чрезмерного потакания. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При чрезмерном потакании со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде "остаточного" поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в  психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь "покрепче". Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации (Fenichel, 1945). Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера.

 

Глава 2. Стадии психосексуального развития.

2.1 Оральная стадия.

 

Характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно  и потенциальной фрустрации, сосредотачивается  на зоне активности, связанной с  кормлением. Оральная стадия состоит  из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус).

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит  от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность  понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения  у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Поскольку младенец изначально не способен отличать свое собственное тело от материнской груди, в процессе сосания он испытывает смешанное ощущение насыщения и нежности. Это смешение объясняется эгоцентризмом младенца. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию  добавляется укус, который придаёт  действию агрессивный характер, удовлетворяя либидинозную потребность ребёнка. Мать не позволяет ребёнку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция «Я» – часть «Оно», модифицированного под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение – отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание ребёнком предметов внешнего мира происходит через мать. При её отсутствии ребёнок испытывает состояние неудовлетворённости и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

 

 

2.2 Анальная стадия.

Следующая в онтогенезе анальная стадия психосексуального развития характеризуется  дальнейшим продвижением ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности. Одновременно происходит развитие самостоятельности и дальнейшая социализация, опирающаяся на три основных "завоевания" малыша — овладение правилами туалета, речью и ходьбой. Начинается формирование Супер-эго — посредством усвоения родительских требований и запретов, прежде всего тех, что связаны с опрятностью и безопасностью.

Информация о работе Теория формирования личности Зигмунда Фрейда