Теория формирования личности Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

В психоанализе существуют различные подходы к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Основополагающей теорией развития личности является теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Психосексуальное развитие личности. 5
Глава 2 Стадии психосексуального развития. 9
2.1 Оральная стадия. 9
2.2 Анальная стадия. 11
2.3 Фаллическая стадия. 12
2.4 Латентный период. 15
2.5 Генитальная стадия. 16
Глава 3. Характер личности как следствие фиксации
на определенном этапе психосексуального развития. 18
3.1 Оральный характер. 18
3.2 Анальный характер. 20
3.3 Фаллический характер. 22
3.4 Генитальный характер. 23
Библиография 25

Файлы: 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное  грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии  первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая  впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

 

3.2 Анальный характер.

 

На втором году жизни  ребенка его чувственность фиксируется  в области ануса. Большинство  родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребенка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

В развитии ребенка можно  обнаружить много нового. Когда он был грудным младенцем, его физиологические  отправления не контролировались им. Ребенок мог получить пищу только в том случае, когда мать давала ему грудь, его испражнения выбрасывались по потребности организма. Теперь ситуация меняется. Ребенок может оказывать сопротивление матери, когда она предлагает ему кашу или, наоборот, высаживает на горшочек. Чадо может заупрямиться и сказать: «Не хочу!»

Акт дефекации в бессознательном  ребенка есть своеобразное примирение с культурными требованиями окружающих. Ведь именно к этим правилам мама приучает свое чадо. Но у взрослого человека это «согласие» принимает форму аккуратности, пунктуальности, щепетильности, пристойности.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

  1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
  2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

1 - Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Для представителей анально-удерживающего  типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и  хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном  течении этапа приучения к  горшку остается элемент конфликта  этой стадии, поскольку с одной  стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой - к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

 

3.3 Фаллический характер.

 

Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда дерзко, нагло, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они "настоящие мужчины". Один из путей достижения цели – безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

У женщин фаллическая  фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в половом отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют "кастрирующими". Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

 

 

3.4 Генитальный  характер

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психологии психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. 
Нарциссическая личность рассматривается как объект своих сексуальных стремлений; Для неё внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворённость и самодовольство. 
Подобные характеры направляют своё внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

Генитальный характер –  это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-половых отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому она достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Фрейд был убежден: для  того, чтобы сформировался идеальный  генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения легко давались, и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками половых конфликтов, имевших место в детстве.  
Библиография

1. Бернс Р. Я-концепция  и воспитание. – М., 1986.

2. Кле М. Психология  подростка. – М., 1991.

3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж,

1996.

4. Лапланш Ж., Понталис  Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.

5. Райкрофт Г. Критический  словарь психоанализа. – СПб, 1995.

6. Ремшмидт Х. Подростковый  и юношеский возраст. – М., 1994.

7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.

8. Теории личности  в западноевропейской и американской  психологии.

Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.

9. Фрейд З. По ту  сторону принципа удовольствия. – М., 1992.

10. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф.

Круглянский. – Минск, 1997.

11. Фрейд З. Психология  бессознательного. – М., 1989.

12. Хьелл Л., Зиглер  Д. Теории личности. Основные положения,  исследования и применение. –  СПб, 1997.

13. Элкинд Д. Эрик  Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М.,

1996.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

15. Эриксон Э. Молодой Лютер.  – М., 1996.




Информация о работе Теория формирования личности Зигмунда Фрейда