Теория формирования личности Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

В психоанализе существуют различные подходы к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Основополагающей теорией развития личности является теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Психосексуальное развитие личности. 5
Глава 2 Стадии психосексуального развития. 9
2.1 Оральная стадия. 9
2.2 Анальная стадия. 11
2.3 Фаллическая стадия. 12
2.4 Латентный период. 15
2.5 Генитальная стадия. 16
Глава 3. Характер личности как следствие фиксации
на определенном этапе психосексуального развития. 18
3.1 Оральный характер. 18
3.2 Анальный характер. 20
3.3 Фаллический характер. 22
3.4 Генитальный характер. 23
Библиография 25

Файлы: 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого  периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования Оно (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

По отношению к поведению  ребёнка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция  «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». «Я» ребёнка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляет ребёнка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребёнка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребёнка.

 

2.3 Фаллическая стадия.

 

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область  гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть половых отношений более ясно, чем предполагают родители. Дети могут оказаться свидетелями полового акта родителей, или, возможно, они рисуют "первичную" сцену в своих фантазиях, основываясь на каких-то репликах родителей или на объяснениях других детей. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Следует подчеркнуть, что данное им описание этой стадии оказалось предметом серьезных споров и недопонимания. К тому же многие родители не могут допустить и мысли о том, что у их четырехлетних детей могут оказаться половые побуждения.

Доминирующий конфликт на фаллической  стадии состоит в том, что Фрейд  назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла "Царь Эдип", в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между  пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои половые желания в отношении матери и начинает отождествлять себя с отцом (перенимает его черты). Процесс отождествления с отцом, получивший название отождествления с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, отождествляясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство отождествления, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития Сверх-Я. То есть Сверх-Я является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид "дефективным". В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники полового удовлетворения в качестве заменителей пениса. Половое удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Независимо от интерпретации, Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и отождествления с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о том, чтобы их первенцы оказались мальчиками – феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса (Hammer, 1970).

 

2.4 Латентный период.

 

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза полового затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение половой потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структур Я и Сверх-Я. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а половой инстинкт предположительно дремлет.

Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном  периоде. Это довольно странно, поскольку  он занимает в жизни ребенка почти  такой же временной промежуток, как все предшествующие стадии вместе взятые. Возможно, это была передышка не только для ребенка, но и для теоретика.

 

2.5 Генитальная стадия.

 

Характеризуется возвышением  детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднительно, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит к простому представлению в воображении и таким путём позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребёнок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. 
Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации (замещении), а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические процессы.

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение половой активности.

Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характер личности как следствие фиксации на определенном этапе психосексуального развития.

 

В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации либидо и образованию определенных типов характера.

Фиксация – это прочная связь с определенными лицами, образами или действиями, которые воспроизводят один и тот же способ удовлетворения. В рамках фрейдовской теории бессознательного фиксация – это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), которые и служат опорой влечениям.

В психоанализе описаны некоторые типы характеров и прослежено их формирование.

 

3.1 Оральный характер.

 

Личности с фиксацией  на первой стадии психосексуального развития обладают оральным характером. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Носитель орального характера сохраняет тот способ приспособления к миру, который сформировался в раннем детстве. Прежде всего у него складывается убеждение, что мир в значительной мере ему «недодал».

Бессознательность орального характера ведет себя так, словно этот человек не получил от человечества необходимых благ и имеет право настаивать на этом.

Вот почему так важно  на протяжении всего этого периода  сохранять грудное вскармливание. Ведь для ребенка просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на руки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, ребенок должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

Фрейд выделил два  крайних типа материнского поведения на этом этапе:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения  ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Информация о работе Теория формирования личности Зигмунда Фрейда