Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:08, доклад
В начале XX столетия одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
На
тему: Теория личности З.Фрейда.
Выполнила: ст-ка группы Ф-11(3)
Саколко Е.
Проверила:
пр-ль Володина Е.Г.
Караганда
2011г.
В начале XX столетия одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
Создав
первоначально новый
В своей Автобиографии Зигмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1956 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем. О моих предках с отцовской стороны я знаю, что они некогда обитали в рейнских землях в Кельне; в связи с очередным преследованием евреев в XVI или XV веках семейство перебралось на Восток, и на протяжении XIX в. оно переместилось из Литвы через Галицию в немецкоязычные страны, в Австрию».
Вся жизнь Фрейда связана с Австрией - сначала с Австро-Венгрией, затем, после распада «лоскутной империи» в результате первой мировой войны, с Австрийской республикой. Точнее говоря, исключая прошедшее в Моравии и в Лейпциге раннее детство и вынужденную эмиграцию в старости, Фрейд провел свою жизнь в Вене. Здесь он окончил сначала гимназию, а потом медицинский факультет Венского университета, здесь им был создан психоанализ.
Фрейд
начинал свою научную деятельность
как специалист в области физиологии
и неврологии. Тяжелое материальное
положение заставило его
В общественном
мнении Зигмунд Фрейд стоит в
одном ряду с Коперником и Эйнштейном,
считается одним из самых бесстрашных
умов мировой науки, ученым-революционером,
совершившим дерзкий
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
Теория
Зигмунда Фрейда о структуре личности
логически вытекает из его учения
о природе и сущности человека.
По мысли ученого, началом и основой
психической жизни человека являются
различные инстинкты, влечения и
желания изначально присущие человеческому
организму. Фрейд утверждал, что
ведущую роль в организации
Согласно гипотезе Фрейда доисторической, первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности (полярно-двойственной природы человеческих чувств): дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремления к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали). Это расщепление психики личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что в результате своих действий первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. Эти чувства якобы и вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства). Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей, например, первобытной религии (тотемизма), суть которой трактовалась как символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого потом занял Бог. Далее Фрейд утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), однако, заявлял ученый, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.
Из этой гипотезы, как мы видим, также вытекает, что феномен, обозначенный Фрейдом как «Эдипов комплекс», был присущ человеку с момента его возникновения и является чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия. По мнению Фрейда, разработанный им комплекс Эдипа действительно играет наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека. Исследуя сновидения своих пациентов, ученый обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о снах, основным мотивом которых была половая связь с матерью. Усмотрев в этом определенную тенденцию, З. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу, Фрейд назвал Эдиповым комплексом. Наименование здесь не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воли и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии. Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. Как считал Фрейд, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения не осознаются их носителем. Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека. Согласно психоаналитической теории Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики личности человека согласно Фрейду вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (неосознаваемых) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов. Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрейд-психопатолог комплексное ядро всех неврозов, ибо чувство вины здесь создает конфликт между сексуальными влечениями и желаниями с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями с другой. Вследствие подавления эротического влечения наступает невроз. Между тем, как считал Фрейд, подавление и реализация сексуального инстинкта составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.
Пытаясь
обосновать эти воззрения, Фрейд
выдвинул еще несколько гипотез,
призванных объяснить механизмы
полового инстинкта и причины
исключительного влияния его
на формирование и функционирование
личности. По мнению ученого, носителем
полового инстинкта является всеобщая
психическая энергия, имеющая сексуальную
окраску (либидо), которая всегда трактовалась
им как энергия сексуального влечения
или половой голод. Фрейд трактовал
либидо как исключительно мощное
мотивационное начало, оказывающее
решающее воздействие на поведение
человека. Он считал, что энергия
сексуального влечения может сублимироваться
(преобразовываться и