Теория личности З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:08, доклад

Краткое описание

В начале XX столетия одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Файлы: 1 файл

теория личности.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

     Важнейшим компонентом психосоциологической теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности. Исходя из предположения, что психический аппарат может удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне, обнаруживая при этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование принципа постоянства, содержание которого заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне. Из этого принципа ученый вывел принцип удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной тенденцией человеческого организма. По Фрейду содержание этого господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном стремлении к достижению удовольствия (наслаждения) с одной стороны и избегания неудовольствия (боли, страдания и т.д.) с другой .

     В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в соответствие с требованиями внешнего мира бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется  противоречивым, но постепенным переходом  ее от ситуации безоговорочного доминирования  принципа удовольствия к частичной  замене его принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает  конфликтную природу личности, которая  существенно усиливается амбивалентной (полярно двойственной) природой человеческих чувств. Согласно Фрейду, все человеческие чувства противоречивы по природе  своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Например, отношение субъекта к объекту  характеризуется одновременной  направленностью на один и тот  же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции. Фрейд  также подчеркивал, что из-за высокого уровня конфликтности социальных отношений  к врожденной амбивалентности может  прибавиться еще и приобретенная. Вследствие этого возможен амбивалентный конфликт, выходящий за рамки нормы.

Существенно важную роль в организации человеческого поведения в норме и патологии ученый отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.

Представления Фрейда о конфликтной природе  человека были развиты им в структурной  теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Однако невозможно было рассуждать о природе человека, не затрагивая так или иначе сферу «Я». Вот почему она, по крайней мере, во внешних своих проявлениях во многом оказалась определена. «Мы создали себе представление о связанной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т.е. к разрядке возбуждения во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий».

Наблюдая за своими пациентами, Фрейд обратил  внимание на то, что когда больному ставились известные задачи, он испытывал  затруднения, находясь во власти сопротивления, которого не осознавал. Даже если пациент  чувствовал при этом неудовольствие и догадывался, что в нем действует  какое-то сопротивление, он все равно  не мог ни назвать, ни указать его. Поскольку это сопротивление, по мнению Фрейда, исходило несомненно из Я, то ученый сделал вывод, что в самом Я есть «нечто такое, что… бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т.е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание…». Это вытеснение в Я происходит из другой сферы, с которой Я непосредственно связано и которую Фрейд предложил назвать «Оно». 

«Оно» - представляется ученым как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом - принципом удовольствия (наслаждения). Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Также «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях. Эту сферу Фрейд считал главенствующей, в то же время «Я» мыслилось им как измененная под прямым влиянием внешнего мира часть «Оно», выросшая из последней и в значительной степени обособившаяся от нее после того, как научилась воспринимать реальность. Таким образом, сфера «Оно» предопределена генетически, а «Я» - продукт индивидуального опыта. Вот почему «Я» в известной мере являет собой разумность и рассудительность, предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в соответствие с требованиями внешнего мира. «Я старается… содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремиться заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти.Для большей наглядности Фрейд обозначил взаимоотношение «Я» и «Оно» следующим образом: «Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей».  

Если сфера  «Я», определяемая влиянием системы  восприятия и являющаяся представителем реального внешнего мира, - часть  «Оно» то, по мнению Фрейда, возможно «предположить существование некоторой  инстанции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать Я-идеалом или сверх-Я». Формирование «Я-Идеала» начинается в детстве, когда инфантильное «Я» начинает постепенно накапливать силы для вытеснения Эдипова комплекса. В связи с этим меняется взгляд на отца. Поначалу он воспринимался как враждебная сила, поскольку являлся препятствием к осуществлению Эдиповых влечений. Однако постепенно ребенок создает внутри себя то же самое препятствие, идентифицируясь таким образом с отцом, который становится моделью. Зарождающееся «Сверх-Я», сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс и стремительнее его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет властвовать над «Я», как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство вины. «Его отношение к Я не исчерпывается требованием «ты должен быть таким же (как отец)», оно выражает также запрет: «Таким (как отец) ты не смеешь быть, то есть не смеешь делать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом».

 Таким образом,  по мнению Фрейда, отделение «Сверх-Я» от «Я» отражает черты как индивидуального, так и родового развития: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением. Впоследствии «Я-Идеал» формируется также под влиянием других людей и выступает в итоге как продукт культуры, складывающейся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств. «В… ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины».

     Рассматривая  взаимодействие сфер личности, Зигмунд  Фрейд указывал на извечную и непреодолимую  противоречивость этого процесса: «Я-идеал является… наследником Эдипова комплекса и… самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров».  

Как психоаналитик  Фрейд объяснял чувство вины у  неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривается в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов», образовавшихся в результате эволюции человека.

Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность  и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов  и установок, Фрейд считал сублимацию - процесс преобразования и переадресования  сексуальной энергии в различные  формы деятельности, приемлемые индивидом  и обществом; вытеснение - бессознательное  устранение индивидом мотивов своих  действий из сферы сознания; проекцию - неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям; рационализацию - бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны; реактивное образование - изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную; фиксацию поведения - тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению; регрессия - переход на более примитивный уровень мышления и поведения. 

Примером, скажем, последнего, по мнению Фрейда, может  служить «чудо», когда индивидуальное развитие личности бесследно - хотя и  временно - исчезает, о чем ученый пишет в своей научной работе «Массовая психология и анализ человеческого  Я». Это происходит, когда «отдельный человек отказывается от своего «идеала я» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде», которому порой необходимо всего лишь «обладать типичными качествами индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить впечатление большой силы и либидозной свободы, и сразу на это откликается потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и не стал бы претендовать». Так индивидуальное сознание заменяется массовым, которым манипулирует вождь, с одной стороны налагая на человеческие «Я» ограничения, с другой стороны поощряя время от времени прорыв запрещений, на что по Фрейду указывает установление праздников, «которые ведь по сути своей не что иное, как предложенные законом эксцессы; это чувство освобождения придает им характер веселья. Сатурналии римлян и современный карнавал совпадают в этой существенной черте с празднествами примитивных народов, которые обычно завершаются всякого рода распутством, при нарушении священнейших законов. Но «идеал я» охватывает сумму всех ограничений, которым должно подчиниться «я»; поэтому отмена идеала должна быть грандиозным празднеством для «я», которое… могло бы быть довольно самим собой». Таким образом, отказ человека от индивидуальности и замена ее массовым сознанием, время от времени высвобождает инстинкты, тяготеющие к первобытным. Это, по сути, и есть регрессия. Правда, как я уже отмечал, Фрейд считал, что потеря человеком индивидуального развития - дело временное.

Настаивая на изначальной  противоречивости и конфликтности  сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты ее бытия, что  явилось сильной стороной его  концепции.

Придавая важные значения всем сферам личности и механизму их взаимодействия, ученый вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психологический конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта  как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает  одним из способов разрядки психических  конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я» - сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности. 

     В общем, наличие определенной связи  между сексуальностью и творчеством  отмечалась многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным  образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем стоит  отметить, что исследование Фрейдом  вопроса о связи творчества и  невроза позволило ему установить не только их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Отчасти примером сказанного выше может служить исследование Фрейда «Достоевский и отцеубийство». В этой работе ученый утверждает, что  далеко не случайно три шедевра мировой  литературы - «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира и «Братья Карамазовы» Достоевского сосредоточены на теме отцеубийства. Объясняется это тем, что отцеубийство - самый древний вид преступления, оставивший неизгладимый след в психике последующих поколений, в их подсознании и сознании в виде Эдипова комплекса. Из фрейдовского анализа личности Достоевского следует, что трагическое «Я» писателя не сумело вытеснить Эдипов комплекс и сформировать полноценный «Я-Идеал». Когда отец Достоевского, будучи злым человеком, вызывавшим страх у сына, был убит его собственными крепостными крестьянами, то у будущего писателя возникли чрезвычайно сложные переживания, где смешались естественное сыновнее чувство горя от понесенной утраты, чувство освобождения от тирании отца и ощущение своей вины за предыдущее чувство. В результате - отец так и остался в сознании Федора Михайловича враждебной силой. Своеобразным продолжением и развитием этих переживаний для Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Фрейд утверждает, что все братья виновны в отцеубийстве, поскольку в каждом из них жил архаический Эдипов комплекс, и все они обнаружили свою причастность к преступлению, кто явно, а кто в помыслах. Для Дмитрия основой вины были мотивы сексуального соперничества с отцом. Для Ивана - идеологические мотивы превосходства высших над низшими и философия вседозволенности. Реального убийцу Смердякова Фрейд считал наиболее простой из всех фигур, движимой меркантильными мотивами. Даже сверхположительный Алеша явился одним из винтиков механизма, приведшего в действие машину отцеубийства. Таким образом, все напряжения, связанные с отцом, Достоевский сублимировал в романе «Братья Карамазовы».

Информация о работе Теория личности З.Фрейда