Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:48, доклад
В данной работе я рассмотрела видение проблем конфликта Зигмундом Фрейдом с разных положений.
В данной работе я рассмотрела видение проблем конфликта Зигмундом Фрейдом с разных положений.
Фрейдовское “Я” — это не что иное, как особая, дифференцированная часть “Оно”, и, следовательно, в психоаналитическом видении человека не сознание управляет бессознательными процессами, а, наоборот, последние властвуют над индивидом. С другой стороны, моральное и социальное “Сверх-Я”, которое, казалось бы, должно сглаживать трения между “Оно” и “Я”, оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного. Это значит, что “Я” как бы находится в зависимости не только от бессознательного “Оно”, но и от социального “Сверх-Я”, которое властвует над ним в виде двух “демонов” — совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдовское “Я”, не являясь, по выражению основателя психоанализа, “хозяином в своем доме”, находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, что постоянно драматизирует человеческое существование.
Фрейд полагал, что такие конфликты рождаются из наших ожиданий и неопределенностей, связанных с этими ожиданиями. Он пояснял: “Существуют некоторые идеи, с которым связан аффект ожидания. Они бывают двух разных видов: идеи о том, что я совершаю нечто, и идеи о том, что нечто происходит со мной. Аффект, связанный с ними, зависит от двух факторов: во-первых, от степени важности, которую для меня имеет результат, и, во-вторых, от степени неопределенности ожидания этого результата.
Согласно Фрейду, конфликты по поводу интенций (намерений) или ожиданий наиболее вероятно возникают в тех ситуациях, где желаемые результаты не достигаются.
“Конфликт происходит из фрустрации (негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей)... Для того, чтобы стать патогенной, внешняя фрустрация может быть дополнена внутренней фрустрацией... Внешняя фрустрация исключает возможность удовлетворения человека, внутренняя фрустрация стремится исключить другую возможность, и именно эта другая возможность становится почвой для споров”.
“Первые из них
— это мотивы, которые создали
подавление; среди вторых обнаруживаются
новые мотивы, приобретенные недавно,
которые, как ожидается, смогут решить
конфликт в нашу пользу. Нам снова
удается оживить старую битву
подавления, вынеся на рассмотрение эту,
уже давно забытую проблему. Новый
вклад, который мы в нее вносим,
лежит, во-первых, в демонстрации того
факта, что первоначальное решение
привело к болезни и к
И снова, в соответствии со своей стратегией, Фрейд утверждает, что решение приходит при развитии метаосознавания конфликта и последующей подстройки и ведения к новому результату. Этот результат достигается при: 1) “оживлении старой битвы подавления” таким образом, что конфликт выносится на новое рассмотрение; 2) “демонстрации того, что первоначальное решение приводит к возникновению болезни”; 3) “указания на то, что все обстоятельства совершенно изменились” с момента возникновения конфликта и 4) введения новых альтернатив, которые “пробивающих дорогу к выздоровлению”.