Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
11.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Ильин, Е.П. Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
12. Колесов, Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. / Д. В. Колесов - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 200 с.
13. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев М.: 1999. - 294 с.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
15. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальност / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
16.Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. / В.Э. Мильман //Вопросы психологии. - 1987. -№5. - С. 129 – 141.
17. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. / А.В. Мудрик - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
18. Практикум по возрастной психологии. / Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
19. Реан, А.А. Психология подростка. Полное руководство / А.А. Реан; под. ред. А.А. Реан. - СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
20. Репина, Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. / Т.А. Репина. – М.: Мост ,1995. – 180с
21. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования. / Л. М. Фридман. - М.: 1997. - 256с.
22. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. В семье сын и дочь. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
23. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. / В. Д. Шадриков. - М: Логос, 2003. - 210 с.
24. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. / В.Д Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 240 с.
25. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969 – 317с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФИ________________________ Возраст________________ пол_____
Инструкция: Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
Верно (+ +)
Пожалуй, верно (+)
Пожалуй, неверно (-)
Неверно (- -)
Высказывание | № ответа |
1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. |
|
2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше. |
|
3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. |
|
4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель. |
|
5.Трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще более увлекательным. |
|
6. При изучении предметов кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. |
|
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по некоторым предметам можно было бы не изучать. |
|
8. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. |
|
9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». |
|
10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя. |
|
11. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). |
|
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. |
|
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. |
|
14. Считаю, что все знания по некоторым предметам являются ценными и по возможности нужно знать по этим предметам как можно больше. |
|
15. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания. |
|
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. |
|
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с учебными предметами. |
|
18.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. |
|
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает. |
|
20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФИ________________________ Возраст________________ пол_____
Инструкция: Перед Вами расположен ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Пожалуйста, из двух ответов нужно выбрать один и обвести этот ответ.
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) Да;
б) Нет.
4. Что для тебя учеба:
а) Познание нового;
б) Обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) Да;
б) Нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) Да;
б) Нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) Да;
б) Нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) Да;
б) Нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) Да;
б) Нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) Да;
б) Нет.
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) Учиться;
б) Болеть.
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обработка результатов методики диагностики направленности ученой мотивации Дубовицкой Т.Д.
Номер и текст вопроса | Да | Нет | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. | 96% | 94% | 4% | 6% |
2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше. | 96% | 91% | 4% | 9% |
3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. | 44% | 66% | 56% | 34% |
4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель. | 44% | 62% | 56% | 38% |
5.Трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще более увлекательным. | 22% | 41% | 78% | 59% |
6. При изучении предметов кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. | 70% | 28% | 30% | 72% |
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по некоторым предметам можно было бы не изучать. | 30% | 56% | 70% | 44% |
8. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. | 85% | 75% | 15% | 25% |
9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». | 96% | 78% | 4% | 22% |
10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя. | 26% | 47% | 74% | 53% |
11. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). | 74% | 47% | 26% | 53% |
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. | 44% | 44% | 56% | 56% |
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. | 44% | 66% | 56% | 34% |
14. Считаю, что все знания по некоторым предметам являются ценными и по возможности нужно знать по этим предметам как можно больше. | 100% | 94% | 0% | 6% |
15. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания. | 22% | 53% | 78% | 47% |
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. | 37% | 75% | 63% | 25% |
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с учебными предметами. | 11% | 3% | 89% | 97% |
18.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. | 70% | 75% | 30% | 25% |
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает. | 48% | 22% | 52% | 78% |
20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания. | 85% | 88% | 15% | 12% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обработка результатов методики диагностики направленности на получение знаний Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой
Номер и текст вопроса, варианты ответов | А) | Б) | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день. | 44% | 25% | 56% | 75% |
2. После получения хорошей отметки ты: а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят. | 63% | 53% | 37% | 47% |
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) Да; б) Нет. | 67% | 72% | 33% | 28% |
4. Что для тебя учеба: а) Познание нового; б) Обременительное занятие. | 93% | 84% | 7% | 16% |
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) Да; б) Нет. | 85% | 62% | 15% | 38% |
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) Да; б) Нет. | 85% | 56% | 15% | 44% |
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) Да; б) Нет. | 67% | 81% | 33% | 19% |
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) Да; б) Нет. | 22% | 31% | 78% | 69% |
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) Да; б) Нет. | 22% | 31% | 78% | 69% |
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) Да; б) Нет. | 74% | 66% | 26% | 34% |
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть: а) Учиться; б) Болеть. | 93% | 78% | 7% | 22% |
12. Что для тебя важнее – отметки или знания: а) отметки; б) знания. | 19% | 47% | 81% | 53% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
4
Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков