Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

11.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Ильин, Е.П. Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2000. - 512 с.

12. Колесов, Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. / Д. В. Колесов - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 200 с.

13. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев М.: 1999. - 294 с.

14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

15. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальност  / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

16.Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. / В.Э. Мильман //Вопросы психологии. - 1987. -№5. - С. 129 – 141.

17. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. / А.В. Мудрик - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

18. Практикум по возрастной психологии. / Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

19. Реан, А.А. Психология подростка. Полное руководство / А.А. Реан; под. ред. А.А. Реан. - СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.

20. Репина, Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. / Т.А.  Репина. – М.: Мост ,1995. – 180с

21. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования. / Л. М. Фридман. - М.: 1997. - 256с.

22. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. В семье сын и дочь. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

23. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. / В. Д. Шадриков. - М: Логос, 2003. - 210 с.

24. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. / В.Д Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 240 с.

25. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969 – 317с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ФИ________________________ Возраст________________ пол_____

 

Инструкция: Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Верно (+ +)

Пожалуй, верно (+)

Пожалуй, неверно (-)

Неверно (- -)

 

Высказывание

№ ответа

1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

 

2. Некоторые  предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше.

 

3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

 

4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

 

5.Трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

 

6. При изучении предметов кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

 

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по некоторым предметам можно было бы не изучать.

 

8. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

 

9.  На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

 

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

 

11. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

 

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

 

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

 

14. Считаю, что все знания по некоторым предметам являются ценными и по возможности нужно знать по этим предметам как можно больше.

 

15. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.

 

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

 

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с учебными предметами.

 

18.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

 

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.

 

20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ФИ________________________ Возраст________________ пол_____

 

Инструкция: Перед Вами расположен ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Пожалуйста, из двух ответов нужно  выбрать один и обвести этот ответ.

 

1.   Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2.   После получения хорошей отметки ты:

а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3.   Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) Да;

б) Нет.

4.   Что для тебя учеба:

а) Познание нового;

б) Обременительное занятие.

5.   Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) Да;

б) Нет.

6.   Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) Да;

б) Нет.

7.   Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) Да;

б) Нет.

8.   Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) Да;

б) Нет.

9.   Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) Да;

б) Нет.

10.   Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а) Да;

б) Нет.

11.   Что, по-твоему,  лучше – учиться или болеть:

а) Учиться;

б) Болеть.

12.   Что для тебя важнее – отметки или знания:

а) отметки;

б) знания.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Обработка результатов методики диагностики направленности ученой мотивации Дубовицкой Т.Д.

 

Номер и текст вопроса

Да

Нет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

96%

94%

4%

6%

2. Некоторые  предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше.

96%

91%

4%

9%

3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

44%

66%

56%

34%

4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

44%

62%

56%

38%

5.Трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

22%

41%

78%

59%

6. При изучении предметов кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

70%

28%

30%

72%

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по некоторым предметам можно было бы не изучать.

30%

56%

70%

44%

8. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

85%

75%

15%

25%

9.  На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

96%

78%

4%

22%

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

26%

47%

74%

53%

11. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

74%

47%

26%

53%

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

44%

44%

56%

56%

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

44%

66%

56%

34%

14. Считаю, что все знания по некоторым предметам являются ценными и по возможности нужно знать по этим предметам как можно больше.

100%

94%

0%

6%

15. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.

22%

53%

78%

47%

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

37%

75%

63%

25%

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с учебными предметами.

11%

3%

89%

97%

18.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

70%

75%

30%

25%

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.

48%

22%

52%

78%

20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

85%

88%

15%

12%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Обработка результатов методики диагностики направленности на получение знаний Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой

 

 

Номер и текст вопроса, варианты ответов

А)

Б)

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1.     Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

44%

25%

56%

75%

2.     После получения хорошей отметки ты:

а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

63%

53%

37%

47%

3.     Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) Да; б) Нет.

67%

72%

33%

28%

4.     Что для тебя учеба:

а) Познание нового; б) Обременительное занятие.

93%

84%

7%

16%

5.     Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) Да; б) Нет.

85%

62%

15%

38%

6.     Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) Да; б) Нет.

85%

56%

15%

44%

7.     Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) Да; б) Нет.

67%

81%

33%

19%

8.     Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) Да; б) Нет.

22%

31%

78%

69%

9.     Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) Да; б) Нет.

22%

31%

78%

69%

10.  Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а) Да; б) Нет.

74%

66%

26%

34%

11.  Что, по-твоему,  лучше – учиться или болеть:

а) Учиться; б) Болеть.

93%

78%

7%

22%

12.  Что для тебя важнее – отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

19%

47%

81%

53%

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

4

 



Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков