Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 20:56, реферат
Проблема формирования гендерной идентичности довольно актуальна для психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со значимыми взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой.
Введение............................................................................................................3
1. Понятие гендерной идентичности..............................................................3
2. Проблемы формирования гендерной идентичности................................8
Заключение.......................................................................................................9
Список литературы..........................................................................................12
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Институт иностранных языков
Кафедра педагогики
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине
«Культура взаимоотношений: Гендерный подход»
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
«Работу проверил(а)»
д.п.н. Столярчук Людмила Ивановна Труфанова Екатерина Сергеевна
Оценка________________________
Волгоград – 2015
Содержание:
Введение......................
1. Понятие гендерной
2. Проблемы формирования
гендерной идентичности........
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Современный
мир, характеризующийся большой
динамичностью и изменчивостью
социокультурных образцов и
Проблема формирования гендерной идентичности довольно актуальна для психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со значимыми взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой.
Осознание и принятие ребенком своей половой принадлежности происходит в соответствии с его собственными определениями мужественности и женственности. Это ведет к формированию половой идентичности.
1. Понятие гендерной идентичности
Понятие «идентичность» впервые детально было представлено Э. Эриксоном. С его точки зрения, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. Э. Эриксон определяет идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», основной функцией которого является адаптация.
В настоящее момент рассматривают
социальную и личностную (персональную)
идентичность. В русле теории социальной
идентичности Х. Тэджфела - Дж.Тернера гендерная
подструктур социальной идентичности.
Следует заметить, что понимание термина «гендерная идентичность» для многих исследователей неоднозначно. Рассмотрим лишь некоторые из трактовок «гендерной идентичности», вполне имеющие право на существование. Например, Н.К. Радина определяет ее как принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового признака. Т.В. Бендас рассматривает гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина говорят о социально-психологическом феномене, продукте и процессе конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством конструктов маскулинности и фемининности. И.С. Клёцина понимает под гендерной идентичностью аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Все они не просто подчеркивают ее системный характер (связь с полом, культурой, институтами социализации), а говорят о согласованности гендерной идентичности со всеми личностно принимаемыми образами «Я».
Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Э. Гидденс объясняет, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Господствующий в общественном сознании образ маскулинности и фемининности оказывается всего лишь характеристикой мужчин или женщин в текущей культуре.
В качестве составных частей гендерной идентичности многие исследователи выделяют половую, поло-ролевую и сексуальную идентичность.
Половая идентичность,
по мнению Р. Столлера, включает в себя
все качества индивидуальных сочетаний
мужских и женских черт, обусловленные
большим массивом биологических, психологических,
социальных и культурных факторов. В процессе
первичной социализации ребенка эффекты
идентификаций с объектами как своего, так и
Определение биологического пола при рождении побуждает родителей к определенному стилю обращения с малышом. Они посылают ему множество вербальных и невербальных сигналов о том, что значит и в чем выражается в этой семье мужественность или женственность; в них отражаются позиции родителей, братьев и сестер по отношению к ребенку данного пола, а также разнообразные сознательные и бессознательные фантазии.
Поло-ролевая идентичность
возникает на базе ядра половой идентичности, но не
Сексуальная идентичность может быть
описана с точки зрения особенностей самовосприятия
и самопредставления человека в контексте
его сексуального поведения. В соответствии
со сформировавшейся сексуальной идентичностью
может появиться вторичная гендерная
идентичность, которая определяет соответствие
личности новому образцу маскулинности-фемининности,
включающему более адекватные способы
В настоящее время существует три подхода в типологии гендерной идентичности: биполярный; андрогинный; мультиполярный.
Биполярный подход предполагает жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины - фемининными).
В конце ХХ века биполярная модель гендерной идентичности была пересмотрена в концепции С. Бем. Она предположила, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики. С. Бем полагает, что наиболее актуальной в настоящее время является андрогинная модель гендерной идентичности, которая вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей.
Мультиполярная модель гендерной идентичности допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола.
Анализ определений гендерной идентичности
и подходов в изучении данного феномена позволяет
Несложно заметить, что гендерная идентичность представляет собой результат особого процесса согласования факторов, который протекает в субъективном, внутреннем психологическом пространстве личности. В ходе этого процесса человек решает задачу принятия или выработки способов социокультурной презентации своих анатомических качеств в той манере и форме, которая отвечает его индивидуальным личностным особенностям. Отсюда следует, что вариант гендерной идентичности – это сочетание различных свойств и качеств, которыми личность сама характеризует свою гендерную идентичность через гендерные представления о себе, гендерную самооценку, гендерные планы, способы и структуры поведения.
С точки зрения мультиполярной модели гендерной идентичности, ее типология представлена шестью вариантами:
Маскулинный вариант рассматривается как совокупность «инструментальных» качеств личности и характеризуется наибольшей выраженностью таких свойств, как независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, вера в себя, самодостаточность. В обыденном сознании данные качества ассоциируются с мужчинами.
С фемининным вариантом связывают «экспрессивные» характеристики личности: скромность, исполнительность, конформность, преданность, способность к состраданию, гибкость, эмпатия, склонность к кооперации и компромиссам.
Маскулинные и фемининные свойства в значительной мере обусловлены социальным контекстом при формировании и развитии и имеют, скорее, социокультурную детерминацию.
Андрогинному варианту гендерной идентичности примерно в равной степени присущи и маскулинные и фемининные качества. Вероятно, что представители этого типа личности воспитывались в ситуации менее жестких нормативных требований, связанных с полоспецифичным поведением.
Такая вариативность позволяет предположить, что динамические характеристики гендерной идентичности личности обусловлены сложным процессом взаимодействия биологического и социокультурного влияния с ценностными ориентациями и жизненными смыслами, направленным на удовлетворение базовых потребностей личности (стремление к внутренней согласованности, самоактуализации) вне зависимости от половой принадлежности. Являясь одной из структур самосознания личности, гендерная идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции.
2. Проблемы формирования гендерной идентичности
Формирование
основных качеств личности
На важность решения этих
Именно дошкольный возраст
Важным компонентом гендерной идентичности является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Ролевые ожидания родителей оказывают сильное влияние на развитие полового сознания ребенка. При обращении значимых взрослых с мальчиком как с девочкой нарушается его половое самосознание. И наоборот, когда с мальчиком начинают обращаться, как с мужчиной, процесс его половой идентификации будет протекать успешнее. Нормальное полоролевое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства. В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, тем лучше для ребенка. Противоречивость восприятия половых ролей дезорганизует поведение ребенка.
Заключение
Рассмотрев феномен гендерной
идентичности можно выделить
несколько важных проблем
Во-первых большинство исследований находится в рамках дискуссии о биологической или социальной детерминации половых различий и идентичности, само понятие половой идентичности остается весьма расплывчатым.
Традиционная
точка зрения заключается в
том, что гендерная идентичность
имеет биологический характер, заложена
в каждом человеке с рождения
и не является предметом