Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 3

Направленность  на приобретение знаний у подростков разного пола.

 

Среднее

мальчики

Среднее

девочки

t-критерий

df

Уровень

значимости

Количество

мальчиков

Количество

девочек

балл

6.312500

7.629630

-2.39161

57

0.020097

32

27

 

Таким образом, и данные таблиц и графики (Приложение 5 и Приложение 6) свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы.

 

Выводы по II главе

Исходя из анализа и интерпретации результатов проведенного исследования, описанного во второй главе, можно говорить, что в области учебной мотивации между подростками мужского и женского пола существуют различия. Это проявляется в настроении подростков к учебной деятельности, их установок, от отношения к процессу обучения в школе.

Эмпирическое исследование выявило взаимосвязь гендерных различий на формирование учебной мотивации детей-подростков. Учебная активность детей – основной показатель формирования мотивации учеников. И если  у мальчиков она, прежде всего, подчеркивает тесную взаимосвязь с ответственностью, социальной смелостью, уверенностью в себе, то у девочек присутствует осознание интеллектуального показателя.

Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста. Мотивация девочек в большинстве своем направлена на тщательное изучение материала, его качественной реализации. В то время как мальчики в подростковом возрасте начинают руководствоваться субъективным отношением к учебе.

Поэтому проблему мотивации учебной деятельности, а в частности ее  гендерный аспект, нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее время  ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов  учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной курсовой работе была изучена проблема взаимосвязи гендерных различий в уровне мотивации учебной деятельности подростков.
В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, виды мотивов учебной деятельности, а также факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации.  Здесь же были раскрыты особенности учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков. Здесь  указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов.
Таким образом, поставленная цель: выявить, существуют и влияют ли  гендерные различия в уровне учебной мотивации подростков – была  достигнута. А также выполнены задачи курсовой:
Таким образом, обобщив весь материал работы, можно сказать, что:
Во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловлива­ющие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство дол­га, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем академических успехов. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими.
К мотивам учебной деятельности относят: познавательные и социальные мотивы, которые имеют различные уровни, проявления, проходят определённые этапы.
Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
Среди разнообразных мотивов учения выделяют внешние и внутренние мотивы.  По Л.М. Фридману, если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности, если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

А.К. Маркова выделяет следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

1)  Содержание учебного материала;

2)  Организация учебной деятельности;

3)  Коллективные формы учебной деятельности;

4)  Оценка учебной деятельности;

5)  Стиль педагогической деятельности учителя.

Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях:

a)  общие мотивы личности, трансформируются в учебные;

b)  с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.

Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию уче­ния. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познава­тельные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто до­пускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению  мотивации и активности в обучении.

Высокоуспевающие подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.

В-третьих, различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения. С возрастом эти различия становятся все более отчетливыми.  Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

В-четвертых, исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков показало, что для мальчиков характерен внешний тип мотивации учения,  девочкам же – внутренний. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности.  Далее выявились различия в уровне внутренней мотивации учебной деятельности. И здесь оказалось, что уровень мотивации учения у девочек выше, чем у мальчиков. Методика диагностики направленности на приобретение знаний показала, что уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек различается  и выше у последних.

В данном исследовании было обращено внимание на то, как девочки и мальчики отвечали на вопросы. Девочки в гораздо большей степени склонны к поиску дополнительной литературы по предметам, хотя  периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями.  Для мальчиков (для девочек в меньшей степени)  отметка по предметам важнее знаний.

В равной степени, и для мальчиков и для девочек изучение школьных предметов дает  возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые  предметы им интересны, и подростки  хотят  знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются  самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им  подсказывают и помогают. Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а, перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.

Статистический метод непараметрический t-критерий (Стьюдента) подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу, что уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Абрамова, Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков / Г.С.Абрамова  // Вопросы психологии. - 1985. - №6. – С. 40.

2.Араканцева, Т. Как мальчики становятся мальчиками, а девочки – девочками / Т. Араканцева, О.Заводилкина // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - № 1. - С. 118-121

3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с.

4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Меж. педагогическая академия, 1995. - 245 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6.Волочков А.А. Психология активности субъекта бытия: интегративный подход. Монография. / А.А. Волочков - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. - 376 с.

7. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельнос ти / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Психология. - 2000. - №4. - С. 33-41

8. Гончарова, Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. / Гончарова Е. Б. // Вопросы психологии.- 2000. - №6. - С. 132 – 135. 

9. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. / Дубовицкая Т.Д. // Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С. 42 – 45.

10. Еремеева,  В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. / В.Д. Еремеева,   Т.П. Хризман  – М.: Линка-Пресс, 1998. – 184 с.

Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков