Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Таблица 3
Направленность на приобретение знаний у подростков разного пола.
| Среднее мальчики | Среднее девочки | t-критерий | df | Уровень значимости | Количество мальчиков | Количество девочек |
балл | 6.312500 | 7.629630 | -2.39161 | 57 | 0.020097 | 32 | 27 |
Таким образом, и данные таблиц и графики (Приложение 5 и Приложение 6) свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Выводы по II главе
Исходя из анализа и интерпретации результатов проведенного исследования, описанного во второй главе, можно говорить, что в области учебной мотивации между подростками мужского и женского пола существуют различия. Это проявляется в настроении подростков к учебной деятельности, их установок, от отношения к процессу обучения в школе.
Эмпирическое исследование выявило взаимосвязь гендерных различий на формирование учебной мотивации детей-подростков. Учебная активность детей – основной показатель формирования мотивации учеников. И если у мальчиков она, прежде всего, подчеркивает тесную взаимосвязь с ответственностью, социальной смелостью, уверенностью в себе, то у девочек присутствует осознание интеллектуального показателя.
Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста. Мотивация девочек в большинстве своем направлена на тщательное изучение материала, его качественной реализации. В то время как мальчики в подростковом возрасте начинают руководствоваться субъективным отношением к учебе.
Поэтому проблему мотивации учебной деятельности, а в частности ее гендерный аспект, нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов.
А.К. Маркова выделяет следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1) Содержание учебного материала;
2) Организация учебной деятельности;
3) Коллективные формы учебной деятельности;
4) Оценка учебной деятельности;
5) Стиль педагогической деятельности учителя.
Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях:
a) общие мотивы личности, трансформируются в учебные;
b) с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.
Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении.
Высокоуспевающие подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.
В-третьих, различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения. С возрастом эти различия становятся все более отчетливыми. Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.
В-четвертых, исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков показало, что для мальчиков характерен внешний тип мотивации учения, девочкам же – внутренний. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности. Далее выявились различия в уровне внутренней мотивации учебной деятельности. И здесь оказалось, что уровень мотивации учения у девочек выше, чем у мальчиков. Методика диагностики направленности на приобретение знаний показала, что уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек различается и выше у последних.
В данном исследовании было обращено внимание на то, как девочки и мальчики отвечали на вопросы. Девочки в гораздо большей степени склонны к поиску дополнительной литературы по предметам, хотя периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями. Для мальчиков (для девочек в меньшей степени) отметка по предметам важнее знаний.
В равной степени, и для мальчиков и для девочек изучение школьных предметов дает возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают. Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а, перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.
Статистический метод непараметрический t-критерий (Стьюдента) подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу, что уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова, Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков / Г.С.Абрамова // Вопросы психологии. - 1985. - №6. – С. 40.
2.Араканцева, Т. Как мальчики становятся мальчиками, а девочки – девочками / Т. Араканцева, О.Заводилкина // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - № 1. - С. 118-121
3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Меж. педагогическая академия, 1995. - 245 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6.Волочков А.А. Психология активности субъекта бытия: интегративный подход. Монография. / А.А. Волочков - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. - 376 с.
7. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельнос ти / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Психология. - 2000. - №4. - С. 33-41
8. Гончарова, Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. / Гончарова Е. Б. // Вопросы психологии.- 2000. - №6. - С. 132 – 135.
9. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. / Дубовицкая Т.Д. // Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С. 42 – 45.
10. Еремеева, В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман – М.: Линка-Пресс, 1998. – 184 с.
Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков