Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий.  Колесов Д.В. считает, что различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Берн же считает, что родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером [3, с.25].

 

Выводы по I главе

Из вышесказанного можно сделать вывод, что учебная мотивация является важным условием формирования не только успешной деятельности ученика, но и  его здоровой личности. Ведь мотивация говорит прежде всего о направленности личности. Однако если учитель хочет, чтобы желание подростка учиться под его руководством возросло, необходимо учесть структуру их мотивации и различия между мальчиками и девочками, поскольку именно в подростковом возрасте дети наиболее остро осознают свою полоролевую принадлежность. А так же необходимо создать все необходимые условия жизни в школе и на уроках, которые могли бы удовлетворить их мотивы и предвосхитить динамику мотивации при переходе учащихся из класса в класс. Учебная работа в коллективе мальчиков и девочек должна строиться с учётом их различий: это обуславливает более успешное усвоение материала и эффективность воспитательных воздействий учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ В СВЯЗИ С ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ ПОДРОСТКОВ

             

2.1 Описание организации и методики исследования

Исследования взаимосвязи учебной мотивации и гендерной идентичности подростков проводилось в апреле 2011 г. в СШ №9 г. Жодино на учениках восьмых классов.

Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 59 учащихся 8-ых классов. Из них 32 мальчика, и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время или после уроков во второй половине дня.

Гипотеза исследования: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Цель исследования – выявить, существуют и влияют  ли  гендерные различия на  уровень учебной мотивации подростков.

Исследование состояло из следующих этапов:                       

1. Первое исследование было проведено на выборке, включившей 59 школьников в возрасте 14-15 лет – 32 мальчика и 2 девочек. Исследование было направлено на выявление направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

2. Второе исследование было проведено на той же выборке с целью определения направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек.

3. Обработка данных осуществлялась в программе Statistica 8.0 с помощью непарного t-критерия (Стьюдента). В обоих случаях в качестве зависимой переменной выступила мотивация подростков, независимой - гендерная идентичность.

 

1.Методика диагностики направленности учебной мотивации, Дубовицкой Т.Д.[9]

Методика направлена на диагностику направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения (Приложение 1). Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ.

Полученные в процессе обработки ответы испытуемого расшифровываются следующим образом:

0-10 баллов – внешняя мотивация;

11-20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6-14 баллов – средний уровень мотивации;

15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

2. Методика изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой [18, с.460-461].

Общая характеристика методики. Методика состоит из двенадцати  утверждений - вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. (Приложение 2) 

Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Обработка производится в соответствии с ключом. Максимальное количество баллов 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

 

2.2 Взаимосвязь особенностей учебной мотивации и гендерной идентичности подростков.

Первичная обработка сырых данных (Таблица 1) показывает, что действительно существуют гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у девочек, принимавших участие в исследовании,  внутренний тип мотивации учения соответствует 63%, тогда как этот же тип мотивации  лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Методика диагностики направленности на получение знаний

Тип мотивации к обучению

Уровень внутренней мотивации

Уровень направленности на приобретение знаний

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Внешняя – 69%

Внутренняя  - 31%

Внешняя – 37%

Внутренняя  - 63%

Низкий – 16%

Средний – 78%

Высокий – 6%

Низкий – 4%

Средний – 85%

Высокий – 11%

Низкий – 16%

Средний – 75%

Высокий – 9%

Низкий – 4%

Средний – 59%

Высокий – 37%

Таблица 1.

Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте

 

 

 

 

Рис.1. Типы мотивации учебной деятельности подростков разных полов.

 

 

Также данные отражают различия в уровне внутренней мотивации у мальчиков и девочек. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях внутренней мотивации, то у девочек на 5 – 7% процентов он выше у девочек.

 

 

Рис.2. Уровни внутренней мотивации учения у мальчиков и девочек.

 

Первичная обработка методики  диагностики направленности на получение знаний  также показала, что 37% девочек принадлежит высокий уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 9% мальчиков.

 

Рис.3. Уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек.

 

Далее, после первичной обработки результатов методик, было подсчитано процентное соотношение положительных и отрицательных ответов у мальчиков и девочек по методике диагностики направленности ученой мотивации (Приложение 3).

По данной таблице можно сделать некоторые выводы. Например, девочки в гораздо большей степени склонны к поиску дополнительной литературы по предметам, хотя периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями.  Для 53% мальчиков  отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.

Велика разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его еще более увлекательным для мальчиков в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно работать и выполнять  задания они могут только под контролем учителя.

В равной степени, и для мальчиков и для девочек изучение школьных предметов дает  возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые  предметы им интересны, и подростки  хотят  знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются  самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им  подсказывают и помогают.

Методика диагностики направленности на приобретение знаний также показала различия в ответах на некоторые вопросы (Приложение 4). Например, большее число девочек, получив плохую отметку, придя домой, сразу садятся за уроки, повторяя и то, что плохо ответили. А мальчики же садятся смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

Девочки в большей степени считают, что отметки зависят от тщательности подготовки к уроку и анализируют после получения низкой отметки, что сделали неправильно.

Большинство мальчиков отметили, что желание готовить домашнее задание зависит от того, выставляют ли за него отметки. А процент девочек, ответивших положительно на данный вопрос значительно ниже. На вопрос: «Что, по-твоему,  лучше – учиться или болеть», почти все девочки ответили, что учиться, а вот число мальчиков, ответивших также меньше. Как и в первой методике здесь выяснилось, что для мальчиков важнее отметки, а не знания.

Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.

Далее для обработки результатов использовался статистический метод: t – критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

Он  подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу. Направленность учебной мотивации у девочек выше, чем у мальчиков (t (57) = -3,47; p< 0,05). Показатели в направленности приобретения знаний также выше у девочек (t (57) = -2,39; p< 0,05).

Таким образом, можно утверждать, что уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста. Все различия оказались значимыми (Таблица 2, 3).

 

Таблица 2

Направленность  учебной мотивации у мальчиков и девочек.

 

Среднее

мальчики

Среднее

девочки

t-критерий

df

Уровень

значимости

Количество

мальчиков

Количество

девочек

балл

8.718750

11.51852

-3.47062

57

0.000997

32

27

Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков