Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Актуальность проблемы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Выполнил:
студентка 3 к., д/о, 31 гр
Потапович Татьяна Александровна
Научный руководитель:
Анищенкова Юлия Борисовна
Минск, 2011
Проблема же гендерных различий в мотивации учебной деятельности практически не изучена. Те авторы, которые пишут о гендерных сходствах и различиях, только косвенно в своих трудах касаются данной темы.
Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения качеств содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов.
Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.
Задачи:
1) Проанализировать научно-теоретические основы проблемы учебной мотивации и гендерной идентичности подростков;
2) Выявить особенности гендерной идентичности мальчиков и девочек;
3) Изучить учебную мотивацию подростка;
4) Определить взаимосвязь между гендерной идентичностью подростка и его учебной мотивации.
Объект исследования - особенности мотивации учебной деятельности подростков.
Предмет исследования - гендерные особенности мотивации учебной деятельности подростков.
Гипотеза работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; психодиагностический; методы математической и статичтической обработки (t-критерий Стюдента)
Методики исследования - методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, методика изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой.
База и время исследования. Исследования взаимосвязи учебной мотивации и гендерной идентичности подростков проводилось в апреле 2011г. в СШ №9 г. Жодино на учениках восьмых классов. В исследовании приняли участие 59 учащихся 8 классов. Из них 32 мальчика и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время или после уроков во второй половине дня.
Практическая значимость: результаты курсовой работы могут быть использованы в школьной практике, как педагогами, так и родителями подростков для анализа причин неуспеваемости учащихся. В курсовой работе исследованы гендерные различия мотивации учебной деятельности подростков.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.
Под мотивом в психологии понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.
Мотивация – процесс действия мотива, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания » [18, с.70-71].
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии[8].
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Обычно выделяют следующие факторы мотивации учения:
1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
2. Обучение без личных интересов и выгод.
3. Обучение для социальной идентификации.
4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
5. Обучение по принуждению или под давлением.
6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях[11, с.253].
Выступая в качестве средства обеспечения последующей трудовой жизни, сама учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией и ориентацией на достижение всё более высоких результатов [7].
Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью[5, с.321].
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах [14].
А.К. Маркова считает, что вышеназванные мотивы могут иметь разные уровни и проходить определённые этапы.
Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком) [14].
Названные мотивы проходят ряд следующих этапов: актуализация привычных мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, положительное подкрепление мотива при реализации этих целей, появление на этой основе новых мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости).
Также различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления [14].
Среди разнообразных мотивов учения выделяют внешние и внутренние мотивы. По Л.М. Фридману, если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности, если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними [21].
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания[16].
П.М. Якобсон предложил свою классификацию мотивов учебной деятельности. Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. д. Вторая разновидность мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, но имеющей положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Учиться побуждают потребности в знаниях, любознательность, стремление познать новое [25, с.230].
А. К. Маркова отмечает, что познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется[14].
Основными факторами, по её мнению, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
2. Организация учебной деятельности. А. К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Информация о работе Взаимосвязь учебной мотивации и гендерной идентичности подростков