Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Оглавление

Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8

1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8

1.1. Типология стилей воспитания 8

1.2. Родительские стили воспитания и установки 10

1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17

2. Проблема исследования ревности 20

2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21

2.2. Классификация ревности 23

2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25

Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34

3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40

Выводы по эмпирической части 43

Заключение 45

Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая работа_23_05_2011.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

Впоследствии, Бомринд ввела четвертый прототип родительского поведения – игнорирующий (neglecting), когда родители не включены в процесс воспитания ребенка, и, соответственно, не предъявляют никаких требований и не строят свое отношение к ребенку, ни отрицательное, ни положительное (Baumrind, 1971). Также в последующем лонгитюдном исследовании, когда дети в изучаемых семьях достигли возраста 15 лет, Бомринд ввела еще одно различение по степени дисбаланса  требовательности/чувствительности.

Директивные родители были разделены на высоко-дисбалансных с низкой чувствительностью, высокими требованиями и навязчивостью - авторитарно-директивный тип и умеренно-дисбалансных c высокими требованиями, но с умеренной чувствительностью и с умеренной или низкой навязчивостью - неавторитарно-директивный тип. Снисходительные родители также были разделены по степени дисбаланса требовательности/чувствительности на высоко-дисбалансных, нетребующих ничего от детей и высоко чувствительных – разрешающий тип и умеренно-дисбалансных,  умеренно требующих и высоко чувствительных – демократический тип. Также были идентифицированы два невключенных подвида: отвергающий тип (враждебный и навязчивый) и игнорирующий тип (безразличный). Достаточно хороший тип характеризуется умеренными требованиями к детям и умеренной чувствительностью и, наконец, авторитетный тип характеризуется высокими требованиями и высокой чувствительностью, но отсутствием навязчивости (Baumrind, 2005).

Факторный анализ родительского поведения по отношению к ребенку действительно выделяет два ортогональных фактора: 1) чувствительность или отзывчивость; 2) требовательность (Baumrind, 1996; Maccoby and Martin, 1983). Первый относится к степени принятия и поддержки индивидуальности ребенка, что включает теплоту, поддержку самостоятельности и предоставление ребенку необходимых разьяснений.  Требовательность относится к стремлению родителей достичь известной приспособленности ребенка к жизни в семье и обществе на основе регуляции поведения, прямых требований и мониторинга поведения ребенка (Baumrind, 2005).

Психолог А. Болдуин в своих работах выделил два стиля практики родитель­ского воспитания — демократический и контролирую­щий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребует­ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея­тельности ребенка; ограничением собственной субъектив­ности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные огра­ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар­ных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле­нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так­же хорошим физическим развитием, социальной актив­ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни­ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспита­ния были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрес­сивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель­ность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия (А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1989).

Д. Боумрин в цикле исследова­ний попытался преодолеть описательность предшествую­щих работ, вычленив совокупность детских черт, связан­ных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

-          Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружес­кие отношения со сверстниками, стремящиеся к исследо­ванию, а не избеганию новых ситуаций.

-          Избегающие - с преобладанием уныло-грустного на­строения, трудно устанавливающие контакты со сверст­никами, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

-          Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконт­ролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситу­ациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролиру­ющие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди­тельских стандартов и норм.

Второй параметр - родительские требования, побуж­дающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллекту­альной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави­симость и самостоятельность.

Третий параметр - способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.             

Четвертый параметр - эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отно­шение направлены на содействие физическому и духов­ному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель­ском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательнос­ти и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей (А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1989).

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используе­мых родителями. При этом адекватный контроль предпо­лагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

 

1.3.  Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку.

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Осознание действия хотя бы некоторых из них может стать очень полезным для улучшения отношений родителей с детьми.

     Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

                 1) Детский опыт самих родителей.

                   Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Так, например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, “забравшего” всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как “несчастливый” период жизни, при этом радости и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Велика вероятность того, что такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его “еще слишком маленьким”, игнорировать растущую потребность в самостоятельности.

                   2) Нереализованные потребности родителей.

                 Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. Как такая позиция может отразиться на отношении к ребенку? С возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются таким родителем как угроза собственному благополучию, вследствие этого он может неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться с родителем (то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир).

                   3) Личностные особенности родителей.

                   Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

                  Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

                  Такое свойство, как негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях по мере роста и изменения ребенка, что вызывает необходимость “подстраиваться” под новый этап возрастного развития. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, скрытнее и т.п., просто потому, что старые методы в обращении с ними уже не годятся, а новые вырабатываются долго, вызывают у таких па и мам напряжение и раздражение от необходимости перемен.

              4) Обстоятельства рождения ребенка.

     Если родители воспринимают своего ребенка как “болезненного”, "хрупкого" или “беззащитного”, то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве и т.п.

     Напротив, такие обстоятельства, как нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема исследования ревности

 

2.1 Понятие ревности и причины её возникновения

              Такие феномены жизни, как ревность и измены, являются крайне сложными при изучении в рамках психологии и социологии. Как правило, чувство ревности рассматривается либо с теоретических (умозрительных) позиций, либо с позиций психотерапии. Существуют различные определения чувства ревности в отношениях между мужчиной и женщиной, где акцент делается как на положительные, так и отрицательные стороны этого явления (Андреева Т.В.,  2005).

              В отечественной и зарубежной психологии различные аспекты ревности изучались обособленно: ревность в социально значимых отношениях рассматривалась как базовая установка личности (Пантелиди И.О., Прохорова О. Г.), ревность к субъекту отношений была предметом психотерапевтической и психокоррекционной работы (Майкл Кингхли, А. Полеев), ревность как симптом заболевания имела место в патопсихологии и медицине с проведением соответствующей терапии (Харви Гордон, Бреслав Г. М.). Однако, целостного психологического исследования феномена ревности до сих пор не проводилось.

Ревность - вообще - любое эмоциональное состояние, классифицируемое как специальная форма тревоги, считается, что оно происходит от недостатка уверенности в привязанности того, кто любим. “Ревность направлена на третье лицо, на конкурента, который воспринимается, как захватывающий привязанность объекта любви” (Ребер, А., 2000).

              Приведённое выше определение ревности - одно из многих в современной психологии, и к сожалению, далеко не однозначное. Эта неоднозначность вызвана расхождением учёных во мнениях касательно природы происхождения чувства ревности.

              Некоторые учёные используют понятия ревность и зависть как синонимичные. Например, Соловей и Родин (1986), считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому видят возможным использовать только понятие ревность. Как отмечает Куанышбек Муздыбаев (1997), от такого смешивания данных понятий нет проку, “поскольку они отражают и регулируют разные стороны межличностных отношений” (Ильин, Е.П., 2002., c. 332).

              Куанышбек Муздыбаев трактует ревность как “подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности”. Он утверждает, что в отличие от зависти, где есть две стороны - тот, кому завидуют и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют. Известный западный психолог Д. Кинсли добавляет ещё и четвёртую сторону - публику, которая всегда интересуется тем, как складываются отношения между партнёром и соперником.

Информация о работе Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет