Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Оглавление

Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8

1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8

1.1. Типология стилей воспитания 8

1.2. Родительские стили воспитания и установки 10

1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17

2. Проблема исследования ревности 20

2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21

2.2. Классификация ревности 23

2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25

Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34

3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40

Выводы по эмпирической части 43

Заключение 45

Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая работа_23_05_2011.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

              П. Тительман следующим образом определяет различия между ревностью и завистью. “Чувство зависти возникает тогда, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет, а чувство ревности появляется, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что для него значимо” (Ильин, Е.П., 2002., c. 323 -325).

              Карл Изард пишет: “…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны” (Изард, К.Г. , 2000., c. 421-422).

Биоэнергетик и биоэнерготерапевт И.В. Савельев ревность связывает с паранойей (от греч. - умопомешательство), трактуя как “стойкое психическое расстройство, проявляющееся в систематизированном бреде и отличающееся сложностью содержания, последовательностью доказательств и внешним правдоподобием” (Савельев, Н.В., 1998., с.163).

              Приведённые выше авторские точки зрения, так или иначе, отличаются. Но в одном мнения учёных сходятся - понятие ревность неотрывно от понятия любовь. Молодость часто называют возрастом любви. Для неё характерно “оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи” (Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н., 2001).

              Как пишет Л.М. Фридман, “любовь - это моральное отношение к человеку. Она выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - значит быть для другого самым главным из всех окружающих” (Фридман, Л.М., 2003).

              В приобретении чувством ревности более сильных и глубоких переживаний играет важную роль установка на ревность, т.е. внутренняя готовность встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения (Семенюк, Л.М., 1996).

              Установка на ревность может формироваться в юношеские годы, когда уже на школьной скамье подростки “обогащаются” выводами о любви и верности: парни узнают, что “все они – изменницы”, а девушки, что “все мужчины – подлецы”. Такая установка возникает, если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям, когда ему приходиться быть свидетелем неверности родителей, друзей (Прохорова, О.Г, 2005).

              В.Т. Лисовский, отмечая, что нет ничего обиднее в любви, чем беспричинная ревность, относит ревность к противоречиям любви и брака. Далее Лисовский отмечает: “…вряд ли можно назвать более тягостное душевное состояние, которое накладывало бы отпечаток на стиль поведения человека, чем ревность” (Лисовский, В.Т., 2003., c. 10).

Причинами возникновения ревности В.Т. Лисовский считает:

1) комплекс неполноценности одного из любящих;

2) предыдущие контакты партнёра;

3) сплетни, наговоры завистливых людей, у которых личная жизнь не сложилась и которым доставляет своеобразное удовольствие портить её счастливым и любящим людям.

              Российский сексолог, профессор Лев Щеглов выделяет три варианта предрасположенности к ревности:

1) психологическое своеобразие и склонности человека;

2) социально-психологическая предрасположенность;

3) специфика самой любви.

              Западные психологи Е. Хетфилд и Г. Уолстер, считают, что причиной появления ревности является ущемлённая гордость и осознание нарушения прав собственности (Ильин, Е.П., 2005).

              Из приведённых выше взглядов отечественных и зарубежных учёных на феномен ревности, можно заключить, что данное эмоциональное состояние недостаточно изучено и мнения психологов на этот счёт разнятся. Несомненно одно: ревность неотрывно связана с такими проявлениями как страх, гнев, неуверенность в себе, и даже зависть. Также возникновению ревности способствует приобретённая в юношеские годы установка на встречу измены в будущем, ошибочные представления о межличностных отношениях, и как результат - возникновение чувства ревности. Таким образом, ревность - это своего рода бессознательное проявление своих слабостей.

перамент ревность брак психологический

2.2   . Kлассификация ревности

              Существуют разные взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему классификации чувства ревности.

              Такие отечественные как Т.М. Заславская и В.А. Гришин выделяют следующие типы ревности:

1. Собственническая ревность. Её "девиз": "Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину". Этот тип ревности обязательно связан с сильным переживанием измены партнёра с угрозой разрыва отношений. Возможны следующие причины собственнической ревности: она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнёра, вызвана охлаждением чувств любимого, отсутствием информации о нём либо компрометирующей информацией, разлукой.

2.       Ревность от ущемлённости. Свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности, со склонностью к преувеличению опасности. Чувству ревности этого типа способствует низкая самооценка, которая в свою очередь может возникать уже до брака, а может быть вызвана неправильными действиями другого человека или переживанием своей сексуальной несостоятельности.

3.       Обращённая (отражённая) ревность. Психологический механизм её образования следующий: источником неверности служит проекция собственной супружеской неверности, ненадёжности на другого партнёра. Логика такой ревности проста: если я могу стать объектом любви другого, то наверняка и мой брачный партнёр на это способен. Тип личности такого ревнивца так же непривлекателен, как и при собственнической ревности. Сама же ревность наиболее далека от любви (Андреева, Т.В., 2005).

              Существуют и особенности чувства ревности, специфические для мужчин и женщин. Так, “мужская” ревность часто проявляется как результат традиционно преимущественного права мужчин перед женщиной, мужчины чаще подают на развод по причине измены жены, хотя в целом мужчины изменяют чаще” (Андреева, Т.В., 2005., с. 208).

              Е.П. Ильин в своей книге “Эмоции и чувства” (Ильин, Е.П., 2002) приводит классификацию Линчевского Э.Э. (1978), который помимо выше обозначенных типов ревности выделял ещё два:

              1. Тираническая ревность. Возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчуждённых субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывают трудно или вовсе невозможно.

              2. Привитая ревность. Является результатом внушения со стороны, намёков по поводу неверности супруга.

              Конечно, в жизни возможны сочетания элементов из перечисленных видов ревности, поэтому наблюдать их в чистом виде можно не так часто.

              Н. Мамонтов утверждает, что “граница между ревностью, которая может рассматриваться как нормальная, и ревностью, являющейся выражением психического заболевания, слишком уж малозаметна, и перейти её подчас оказывается необычайно легко” (Мамонтов, С., 2003., с.2). Учёный объясняет сложность в разграничении типов ревности следующими причинами:

       понятие нормальности имеет весьма размытые границы;

       характерные особенности ревности, усложняющие процесс отмежевания ревности обоснованной, а, следовательно, нормальной, от ревности беспочвенной - ненормальной;

       восприятие действительности и манера поведения человека тоже не всегда ясно характеризует его, а значит, иногда трудно бывает отличить психически здорового человека от ревнивца с явными нарушениями психики.

              Фридман в книге "Психология ревности" (1913) выделял две разновидности чувства ревности: ревность любовную и ревность в движении цели (в ходе деятельности, в области жизненного призвания).

              А.Н. Волкова (1989) классифицирует реакции ревности по нескольким основаниям, в том числе по типу переживания - активные и пассивные, по интенсивности - умеренные и глубокие, тяжёлые.

              Подводя итог, можно заключить, что чувство ревности довольно многолико и обладает своими, неповторимыми, специфическими свойствами. Однако следует отметить, что перечисленные выше типы ревности в чистом виде встречаются довольно редко.

 

2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности

              За последние 20 лет предлагались разные модели описания причин и механизмов ревности, включая понимание ревности как “эволюционно – обусловленой” реакции (Buss, Larsen, Westen, Semmelroth, 1992), черты личности (Brigle, 1991), результата воспринимаемого несоотстветсвия в ценности взаимоотношений (Bunk, 1991) как социокукльтурного явления (Bryson, 1991; Hupka, 1991) и, наконец, как защита самооценки в близких партнерских отношениях (Salovey, 1991; Salovey, Rothman, 1991).

              Только первая из этих моделей в какойто степени перекликается с теорией врожденного Эдипова комплекса у Фрейда, порождающего неизбежную ревность к родителю своего пола, остальные же теории рассматривают ревность, как продукт достаточно сложного социального взаимодействия.

Следует отметить что содержанием ревности могут быть не только конкретные действия (внимание к третьим лицам и контакты с ними), ставящие под угрозу взаимоотношения близких дюдей, но даже интенции к действию, и даже представление, восприятие и переживания. При этом о ревности можно говорить только в том случае, когда присходит потеря ценного вяаимоотношения с другим человеком и возникает угроза такой потери, в связи с реальными или воображаемыми соперниками (Parrot, 1996; Salovey, 1991).

Абрахам Маслоу связывал ревность с отвержением, опасностью для любви и страхом потери любви, рассматривал ее как преграду к развитию идентичности и безопасности (Masloy, 1997).

Опасности возможности прекращения взаимоотношений не являются достаточным условием для проявления ревности, необходим соперник, иначе может вознилнуть печаль или гнев, но не ревность (Nadelman, Begun, 1982). Внимание при этом выступает, как ценность и, как показатель приоритетного отношения. Отсюда можно сделать вывод о том, что потеря внимания любимого человека – сигнал опасности, грозящей не только взаимоотношениям, но и самооценке индивида.

По мнению П. Сэловея, именно угроза самооценке является центральным фактором возникновения ревности (Salovey, 1991; Salovey, Rothman, 1991). В соответствии с моделью поддерживания самооценки (ПС) (Tesser, 1988), угроза ей вызывает негативное эмоциональное состояние, корое побуждает индивида сократить действие угрожающего фактора.

Ревность явдяется одним из видов такого состояния при наличии специфических тройственных отношений. Степень угрозы, в свою очередь, согласно теории Тессера, зависит от того, насколько угроза затрагивает наиболее важные области и атрибуты Я-концепции и самооценки человека, что отслеживается на основе процесса сравнения и выражается в переменных “исполнения” и “близости”. 

“Исполнение” представляет качество поведения или важной характеристики, приписываемой обьекту сравнения (чем выше уровень исполнения, тем более угрожающем оказывается сравнение для самооценке). “Близость” представляет степень психологической интимности во взаимоотношениях подвергаемых угрозе.

В исследовании Брингла была показано, что интенсивность переживания ревности не является внутриличностной или межличностной константой (Bringle, 1991). Скорее, индивиды испытывают раздичные степени ревности, когда их партнеры уделяют внимание другим индивидам.

В ряде исследований была показана важная роль угрозы самооценке в возникновении ревности (Salovey, Rodin, 1984,1986; Sharpsteen, 1995), а также негативные связи между самооценкой и ревностью (Bers, Rodin, 1984; Salovey, 1991; Sharpsteen, 1995), что позволило выдвинуть гипотезу о том, что опосредующее влияние характеристик соперника на интенсивность переживаемой ревности окажется с соответствии с моделью ПС, то есть чем выше способности соперника в значимой для участника сфере, тем, соответственно, выше угроза для сасооценки и тем сильнее ревность.

Исследования романтических отношений показывают наличие существенных половых различий в содержании ревности. Выяснилось, что если мужщин больше всего огорчает сексуальная неверность, то женщин – влюбленность в другую (Buss, Larsen, Westen, Semmelroth, 1992).

Хотя далеко не все исследователи приходят к однозначным выводам, нетрудно найти данные о том, что ревность увеличивается по мере того, как взаимоотношения партнеров приобретают серьезный и эксклюзивный характер (White, Mullen, 1989; Wright, 1999).

Особо надо отметить исследование Матеза, где было обнаружено, что более высокие показатели ревности коррелируют с общей удовлетворенностью взаимоотношениями и их продолжением за пределами семилетнего периода (Mathes, Severa, 1981; Mathes, 1986).

Некоторые исследования обнаружили негативную связь между ревностью и удовлетворенностью взаимоотношениями (Barnett, Martinez, Bluestein, 1995), однако в этом случае обьектом исследования были мужья, склонные к насилию, которые скорее всего, испытывали любовь к своим супругам в меньшей степени, чем мужья из “ненасильственных” выборок.

Ряд исследователей ревности считают необходимым различать когнитивную и поведенческую ревность (Guerrero, Elroy, 1992) или выражение ревности и переживание ревности (Andersen, Eloy, Guerrero, Spitzberg, 1998). В то же вреья в наиболее часто используемой шкале ревности DJC (Dispositional Jealousy Scale) такого различения не проводится (Simpson, Ickes, Blackstone, 1995).

Информация о работе Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет