Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Оглавление

Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8

1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8

1.1. Типология стилей воспитания 8

1.2. Родительские стили воспитания и установки 10

1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17

2. Проблема исследования ревности 20

2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21

2.2. Классификация ревности 23

2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25

Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34

3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40

Выводы по эмпирической части 43

Заключение 45

Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая работа_23_05_2011.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

3.       Выявить связь между родительскими установками и чувством ревности.

4.       Провести качественный анализ полученных результатов, подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования.

База исследования: студенты Латвийского Государственного университета в возрасте от 25 до 30 лет.

Практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования в рамках заявленной темы, состоит в объективной возможности внедрения в практику и теорию семейного консультирования психологических рекомендаций по преодолению отрицательных последствий ревности.

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания

     

1.1 Типология стилей воспитания

Так как воспитание детей в современном обществе, в некотором роде “больная тема”, то естественно, что разные ученые взялись за изучение стилей воспитания. Некоторые из них выделяют три стиля, а  некоторые и все шесть. Но, по сути, они все очень похожи. Итак, рассмотрим некоторые типологии стилей воспитания.

Л.П.Кибардина и Е.П.Алексеева (2002), в своей  книге “Родительское собрание” описали шесть стилей воспитания, это: воспитание по типу Золушки, воспитание постоянной опекой, воспитание по типу кумира семьи, воспитание равнодушием, воспитание подарками и воспитание доверием.

 Воспитание по типу Золушки.

Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

Родители, придерживающиеся этого стиля, убеждены, что имеют все “права на ребенка” - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

       Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди.

       Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

       Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию “что такое хорошо, а что такое плохо”. У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий.

       Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям.

       Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Психологи  выделяют три стиля воспитания:

Демократический. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Этот стиль называют стилем согласия.

Авторитарный. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль подавления.

Попустительский. При попустительском стиле ребенок предоставлен самому себе.

М.Е. Литвака “Похождение Вечного принца”.

В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой. Не буду их разъяснять, только назову: Кумир семьи, Золушка, Жестокие условия, Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант "Ежовы рукавицы", Оранжерея, Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и пр.

       Для простоты рассмотрения все эти стили сведены в три: Стиль преследователя, стиль Избавителя и Смешанный стиль. К последнему как раз и относится воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В зависимости от темперамента ребенка один и тот же стиль может дать разные результаты. Так сильный, холеричный ребенок в ответ на воспитание в стиле преследователя может вырасти высокомерным (Я+, ВЫ -), а из меланхоличного - гадкий утенок (Я-, ВЫ+). Стиль избавителя тоже может привести одних детей к высокомерию, других к пониженной самооценке. А вот смешанный стиль приводит к личностной нестабильности. В одних условиях они будут вести себя как высокомерные, в других - как гадкие утята. Вечный Принц подвергся как раз смешанному воспитанию в самом его отвратительном варианте - повышенной моральной ответственности.

 

1.2. Родительские стили воспитания и установки

В то же время нет сомнений в том, что воспитание родителями детей  до подросткового возраста вносит свой, как позитивный, так и негативный вклад в социализацию и адаптацию подростков.

П.Ф.Лесгафт (1837-1909) еще в 1884 году написал про семейное воспитание в своей работе “Школьные типы”, акцентируя негативные последствия разных стилей воспитания в поведении и чертах характера школьников.  В его работе выделяются шесть типов детей, начинающих посещать военную школу (примерно с 10-11 лет), каждому из которых соответствует и свой стиль воспитания: 1) лицемерный; 2) честолюбивый; 3) добродушный; 4) мягко-забитый; 5) злостно-забитый; 6)угнетенный. Попробуем выделить в описаниях Лесгафта единые характеристики или критерии, на основании которых изображаются эти типы (см. Таблицу 1).

 

 

 

Таблица 1.

 

Типы воспитания и типы школьных характеров по Лесгафту (Г. М. Бреслав, 2010).

 

Основные типы

Стиль воспитания, ведущий к формированию данного типа

Характеристики типов

Манера поведения

Отношение к другим

Учебная деятельность

Моральное развитие

Лицемерный

противоречивый –игнорирование в сочетании с вспышками ласки и повышенной заботы

внешняя скромность,

веселость и подвижность в играх

начальная приветливость ко всем, позже  угождение -сильным, презрение -слабым

Начальная успешность, особенно в чисто репродуктивных задачах, позже – ухудшение, в силу избегания нагрузок

Доносят на товарищей, лживый, хвастливый, самодовольный, эгоистичный без идеалов и принципов

Честолюбивый

соревнования в семье или постоянные похвалы и восхищения достоинствами ребенка

уверенный вид, чувство собственного достоинства, спокойствие и осторожность вначале

при спорах редко соглашается с другими, мстителен и враждебен к несогласным с ним или критикующим

настойчив и стремится к максимальному успеху, но не афиширует своих усилий, очень чувствителен к оценкам

Самовлюбленность, черствость, нахальство, беспринципность

Добродушный

Деревенская обстановка полной свободы без поощрений и наказаний при наличии любящей матери или другого лица, ее заменяющего; к нуждам относятся внимательно, а отказ объясняют

Тихий, спокойный, внимательный, но вначале – наблюдатель, позже участвует по мере возможности

При укреплении взаимоотношений становится активным и разговорчивым, защищает товарищей, мягкий

Здравый смысл и обстоятельное размышление, но плохая память. Успешен в заданиях на соображение, но ненастойчив в своих действиях

Искренне сознается в собственных проступках; самые высокие моральные качества, отзывчивый, внимательный к другим

Мягко-забитый

Избалованный, постоянно управляемый и ведомый без учета его собственных интересов, натасканный без объяснения

очень стеснительный, слезливый, апатичный и умственно вялый

Полностью зависит от ведущего и несамостоятелен, склонный лишь подражать и подчиняться другим.

Равнодушен к учению, но исполняет все, что от него требуют при наличии строгого контроля

Равнодушие к людям, трусость, малодушие, подобострастие

Злостно-забитый

невыполнимые требования к ребенку и последующие телесные наказания, постоянные поношения и угрозы

Молчаливый и стеснительный, апатичный и умственно вялый, неуравновешенный, подозрительный, но выносливый

Негативное поведение по отношению к окружающим, избегание контактов, но может объединяться с такими же или добродушными

Усваивает лишь репродуктивно, но недициплинирован

способен на неожиданные дерзкие поступки и преступления, нонконформист, но может проявлять преданность в дружбе

Угнетенный

любящая, мягкая, трудящаяся мать или другие любящие близкие, живущие в постоянной нужде, где делятся с детьми последним

бледный, слабый, с тихим и смирным нравом, скромен, не склонен выражать свои чувства, застенчив,  но искренен и откровенен

К товарищам всегда относится мягко и защищает их.

Очень  трудолюбив

Избегает развлечений и весьма  самокритичен

 

              Современные исследователи  психологии воспитания, в основном, исходят из двух взаимопересекающихся моделей Эрла Шефера и Дианы Бомринд (Baumrind, 1967; 1971; Schaefer, 1959).

В модели Шефера выделяются две переменные: 1) наличие или отсутствие ограничений поведения и 2) теплота или враждебность. Соответственно, они образуют два ортогональных континуума или две оси прямоугольной системы координат, где на горизонтальной оси крайняя точка справа означает любовь и полное принятие, а слева –отсутствие любви или полное отвергание, враждебность; соответственно верхняя точка на вертикальной оси означает максимум требований и ограничений, в то время как нижняя точка означает полную свободу от каких бы то ни было ограничений.

 

                               Oграничение

 

 

             

Враждебность                                                                                              Тепло

 

 

 

 

 

                           Вседозволенность

 

 

Рис. 1. Модель основных характеристик воспитания Эрла Шефера (Г. М. Бреслав, 2010)

 

В результате, в секторах осей координат образуются четыре типа воспитания: (см. Табл. 2).

 

 

Таблица 2.

 

Типы родительского воспитания по Шеферу(Г. М. Бреслав, 2010)

 

             

Вседозволенность (Permissiveness)

Oграничение
(Restrictiveness)

Тепло (warmth)

Демократический (Democratic)

Чрезмерный
(Overprotective)

Враждебность (hostility)

 

Игнорирующий (Neglecting)

Авторитарный (Authoritarian)

 

 

Диана Бомринд выделила переменную принятия ребенка родителем также, однако,  она попыталась конкретизировать требования родителей ребенку с точки зрения их адекватности условиям развития и ясности для ребенка, что в дальнейшем потребовало от нее уточнения особенностей контроля. На первом этапе изучения родительского воспитания она выделила три типа контроля: разрешающий, авторитетный и авторитарный, которые представляли из себя вполне определенные, более ли менее целостные подходы к воспитанию, включающие не только тип и наличие контроля, но и многие другие элементы воспитания – характер понимания ребенка, отношение к нему, способ разрешения конфликтов и т.п. (Baumrind, 1966).

Мать, относимая Бомринд к разрешающему типу, принимает и одобряет все желания, импульсы и действия ребенка. Она консультируется с ребенком по поводу принимаемых решений и объясняет семейные правила. Ребенку редко вменяются какие-либо обязанности по дому. Мать выступает не как образец для подражания и руководитель совместной жизни, а как средство удовлетворения желаний ребенка. Она позволяет ребенку вести себя как ему заблагорассудится, не практикуя контроля и не стимулируя ребенка подчиняться внешним образцам. Она стремится достичь своих воспитательных целей объяснениями и подарками, но не прямой властью.

Мать, относимая к авторитарному типу, стремится к формированию, контролю и оценке поведения и установок ребенка в соответствии с некоторым неизменным набором образцов и правил, установленным высшими авторитетами. Она ценит подчинение как достоинство и предпочитает принудительные, насильственные приемы подчинения ребенка своей воле в случае конфликтов. Она верит в то, что ребенок должен знать свое место, быть ограниченным в автономии и загруженным домашними обязанностями для приучения к труду. Поддержание семейной традиции и порядка для нее является самоцелью. Она не поощряет ребенка к обсуждению ее указаний, а ожидает чтобы ребенок примет ее слова как истину и руководство к действию.

Мать, относимая к авторитетному типу, стремится направить активность ребенка  в рациональное и предметное русло. Она поощряет ребенка к обсуждению ее указаний и к настойчивости в защите своего мнения, отличного от мнения родителей. Она ценит как стремление ребенка к самостоятельности, так и его дисциплинированное подчинение. В случае разногласий она старается надежно контролировать ситуацию, не ограничивая ребенка при этом, предлагать свое видение как взрослого, однако отдавая отчет в интересах и предпочтениях ребенка. Она поддерживает ребенка в его нынешнем качестве, но при этом устанавливает цели для последующего прогресса. Она использует объяснения, приказания и создает условия с помощью режима и подкрепления для достижения собственных целей, не строя своих решений только на основе консенсуса или собственных желаний ребенка (Baumrind, 1966).

Информация о работе Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет