Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет
Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8
1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8
1.1. Типология стилей воспитания 8
1.2. Родительские стили воспитания и установки 10
1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17
2. Проблема исследования ревности 20
2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21
2.2. Классификация ревности 23
2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25
Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34
3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40
Выводы по эмпирической части 43
Заключение 45
Литература 47
48
Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет
Курсовая работа 3
2011
Содержание
1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8
1.1. Типология стилей воспитания 8
1.2. Родительские стили воспитания и установки 10
1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17
2. Проблема исследования ревности 20
2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21
2.2. Классификация ревности 23
2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25
Выводы теоретической части 28
3.7. Описательные статистики 36
Выводы по эмпирической части 43
Заключение 45
Литература 47
Приложение
Курсовая работа посвящена актуальной теме “Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет”.
Тема становится все более актуальной в том аспекте, что в трудах современных психологов (как в отечественных, так и зарубежных) такое явление как ревность находит недостаточное освещение и единого мнения по этому явлению нет, что собственно и выдвигает данную работу в число актуальных.
В настоящее время довольно мало таких источников, которые бы однозначно сказали, что можно предпринять, как можно изменить себя, как научиться жить с ревностью и не причинять боль другим людям, что можно предпринять, если ревность мешает нормальному существованию человека, как можно изменить себя, если ревность разрушает личность. В то же время возникают вопросы - откуда берётся чувство ревности, насколько оно опасно, что с ним делать? Поиск ответов на эти вопросы для наиболее эффективной помощи людям, у которых данное чувство имеет высокую степень проявления, делает проблему ревности весьма актуальной, интересной и значимой для исследователей.
В соответствии с целью разработана следующая структура работы. Работа состоит из введения, трех частей, заключения и выводов, списка использованной литературы, аннотации и приложений.
Введении рассмотрена актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, база исследования.
В первой главе рассматривается проблема исследования особенностей стиля воспитания; типология стилей воспитания, а также родительские установки и факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку.
Во второй главе рассматривается проблема исследования ревности; определение ревности; типы ревности, причины ревности и её особенности; теоретические и эмпирические исследования о чувстве ревности.
В третей главе описывается дизайн исследования, проводится количественный, качественный анализ результатов исследования и интерпретация данных.
В заключении автор детализированно описывает реализацию поставленных целей и задач, анализирует в ходе исследования полученные результаты, описывает практическое значение своей курсовой работы.
Также, в соответствии с задачами исследования были использованы следующие методики:
- CRPR (Шкала родительских установок) (The Child Rearing Practices Report, R. Block, 1984).
- Cамооценочная шкала ревности (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979)
В курсовой работе были рассмотрены работы Г. М. Бреслава; P. Salovey; С. Эш; Л. Фестингера; R.G. Bringle; Д. Боумрина ; П.Ф.Лесгафта ; Э. Шефера и др.
Вряд ли у кого вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Чаще всего обьяснения нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими.
Сегодня мы гораздо больше знаем о важнейших чувствах человека, которые играют постоянную и существенную роль в нашей жизни. Разработаны теории чувств и методы их дифференцировки и изучения.
Так как данная область психологии находиться еще в своей начальной стадии, понятно, почему пока еще почти нет эмпирических исследований связанных с явлениями, которые характеризует динамику любви. В большой степени это можно отнести к исследованиям таких чувств, как ревность, где эмпирические работы делают пока свои первые шаги в разработке этой актуальной сферы (Бреслав, 1987).
С давних пор ревность неотступно следовала бок о бок с человеком, а в разные исторические эпохи она успела побывать и пороком и достоинством. Истоки её возникновения идут издалека. Так, Рене Декарт рассматривал ревность как один из видов эмоционального состояния человека, например как “вид страха при желании сохранить за собой обладание каким-нибудь благом”. Франсуа Ларошфуко писал: “Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность”. “Ничего так не привязывает, как ревность” - пишет Андре Моруа. И, ещё, “ревность - это источник мук для влюблённого и обид для любимой” - Карло Гольдони.
Ни одна из сфер человеческой жизни не проникнута таким количеством мифов и иллюзий, как сфера взаимоотношений. И ни в одной области не возникает столько непонимания и душевной боли как в отношениях между мужчиной и женщиной. При этом далеко не последнее место занимает чувство ревности.
Ревность - это, прежде всего, личная трагедия человека. В той или иной степени ревность испытывают все люди. Она способна затрагивать практически любые виды человеческих отношений. Но наиболее примечательна ревность сексуальная, которая доставляет особенно тяжкие страдания.
Так что же такое ревность на самом деле: сильнейший медленно действующий яд или испытанная тысячелетиями мера любви? На этот вопрос пытались ответить и поэты, и писатели, и учёные. В современной психологической науке проблематикой феномена ревности занимались такие учёные как Е. Ильин, О. Прохорова, Г. Айзенк, Бус Ларсен, Ди Стэн, Гершон Бреслав, P. Salovey и другие. Не все из них были единодушны в понимании места и значения ревности. Единого мнения не существует и по сей день.
Причины возникновения ревности разнообразны – это, неуверенность в себе (заниженная самооценка), неуверенность в партнере (иллюзорная или реальная), желание подчинить себе партнера, занять в его жизни главную роль, контроль ситуации, что может происходить из-за завышенной самооценки, а также негативного опыта в партнерских отношениях в прошлом. Также это может быть неразрешенный Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.
В своей психоаналитической теории З. Фрейд придавал Эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. Пережитые в детстве травмирующие ситуации, определенный стиль воспитания, или любой другой негативный опыт может вытесняться в сферу бессознательного и при определенных ситуациях обостряться в форме ревности. Например, при том же неразрешенном Эдипове комплексе чувство ревности может переживаться вновь и вновь с каждым партнером и стать нормой для человека, т.е., поведение и отношение к родителям в детстве, отношение родителей к ребенку, а иногда и взаимоотношения родителей, переносится во взрослую жизнь, на межличностные отношения.
В данной курсовой работе предпринята попытка изучить явление ревности во взаимосвязи с стилем воспитания.
Методика исследования
Объект исследования: студенты Рижского Государственного университета в возрасте от 25 до 30 лет.
Предмет исследования: связь межу родительскими установками и ревностью.
Целью исследования: проанализировать влияние стилей воспитания на ревность у молодых людей 25-30 лет.
Гипотезой исследования является: существует связь между родительскими установками и уровнем ревности.
В соответствии с задачами исследования и на основании базовых определений стилей воспитания и ревностью были выбраны методики:
1) CRPR (Шкала родительских установок) (The Child Rearing Practices Report, R. Block, 1984);
2) Cамооценочная шкала ревности. (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979).
Теоретические задачи:
1. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей воспитания.
2. Рассмотреть особенности стилей воспитания.
3. Рассмотреть факторы влияющие на развитие чувство ревности у молодых людей.
4. Проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на чувство ревности у молодых людей.
Эмпирические задачи:
1. Провести эмпирическое исследование выборки по методикам: CRPR (Шкала родительских установок) и Cамооценочная шкала ревности.
2. Провести статистическую обработку полученных данных, в ходе эмпирического исследования, с помощью компьютерной программы SPSS ;