Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет

Оглавление

Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8

1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8

1.1. Типология стилей воспитания 8

1.2. Родительские стили воспитания и установки 10

1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17

2. Проблема исследования ревности 20

2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21

2.2. Классификация ревности 23

2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25

Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34

3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40

Выводы по эмпирической части 43

Заключение 45

Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая работа_23_05_2011.doc

— 407.50 Кб (Скачать)
justify">-          достаточным - 1%-ый уровень (р<0,01);

-          высшим 0,1%-ый уровень (р<0,001).

Исходя из уровня статистической значимости, можно сделать вывод о том, есть ли связь между переменными или нет.

 

3.6. Количественный анализ результатов исследования

 

Исходные данные.

Исходные данные обработанны в соответствие с ключами методик Опросника Cамооценочная шкала ревности (The Self-Report Jealousy Scale) и CRPR (Шкала родительских установок). В настоящей работе приняты обозначения, используемые в таблицах и рисунках (См. Табл.3):

                                                                     

Таблица 3.

Переменные:

Краткое обозначение

Ревность

J

Опека

C

Ограниченность

R

Мужчины

m

Женщины

w

 

На основании проведенного количественного анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

Данный анализ показал, что 63% участников исследования характерна родительская установка –опека и 37% - ограничение (См. Рис. 1)

 

Рис.1. Процентуальное соотношение родительских установок для всей выборке

 

         

Данный анализ показал, что 53% участников исследования характерен средний уровень ревности, 47% - низкий; высокий уровень не выявлен. (См. Рис. 2).

 

 

Рис.2. Процентуальое соотношение уровней ревности для всей выборке

 

3.7. Описательные статистики

С помощью программы  SPSS 17.00 были получены показатели описательной статистики, приведенные в приложение 4; табл. 4.1.

На рис. 3. приведены показатели средних значений по CRPR (Шкале родительских установок) и Cамооценочной шкале ревности по всей выборке

 

Рис. 3. Показатели средних значений по шкалам родительских установок  и ревности

для всей выборке

На рис. 4. приведены показатели средних значений по CRPR (Шкале родительских установок) и Cамооценочной шкале ревности для мужчин и женщин.

Рис. 4. Показатели средних значений по шкалам родительских установок  и ревности для  мужщин и женщин

 

На рис. 5. приведены показатели средних значений по Cамооценочной шкале ревности для мужчин и женщин.

 

Рис. 5. Процентуальное соотношение уровня ревности у мужщин и женщин

 

 

Полученные результаты иллюстрируют коробчатыми диаграммами (Boxplots), изображёнными на рис.6. и рис.7. Они состоят из прямоугольника, занимающего пространство от 1 до 3 квартиля. Линия внутри прямоугольника соответствует медиане. Значения, удалённые от границ более чем на три длины прямоугольника (Extremes), помечаются на диаграмме звёздочками. Значения, удалённые от границ более чем на полтора длины прямоугольника (Оutliers), помечаются на диаграмме кружками. Так же на коробчатой диаграмме отмечаются минимальные и максимальные значения признака, если они не являются выбросами.

Выбросы (Оutliers) имеются для показателей по шкале Опека - C (испытуемые под номерами 5, 6, имеет заниженный уровень C) и по шкале Ограниченность -R (испытуемые под номерами 1 имеет заниженный уровень R; 22 - завышенный уровень R).

Рис. 6. Коробчатые диаграммы по Cамооценочной шкале ревности (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979) для всей выборке

 

 

Рис. 7. Коробчатая диаграмма по CRPR (Шкале родительских установок) для всей выборке

 

Проверка нормальности распределения данных.

 

Соответствие данных нормальному распределению проверялось следующими методами:

       Критерии асимметрии и эксцесса. Распреде­ление соответствует нормальному виду, если для соответствующей переменной абсолютные значения асимметрии и эксцесса не превышают (меньше) свои стандартные ошибки. (Таблица 4.1 Приложение 4);

       Критерий Колмогорова-Смирнова в модификации Лиллифора и Критерий Шапиро-Уилкс (Таблица 5.1. Приложение 5);

       Визуальное исследование гистограмм с нормальной кривой (Рис.5.3. – 5.5., Приложение 5);

       Исследование коробчатых диаграмм: наличие или отсутствие экстремальных значений или выбросов. (Рис.6. и 7.).

В настоящем исследовании эмпирические распределения всех данных не соответствовали нормальному распределению. Поэтому для дальнейшего исследования использовались методы непараметрической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и “Тау”-Кендалла. (Приложение 6, Таблица 6.1).

             

Корреляционный анализ

 

Распределение данных отличается от нормального, поэтому выбираем коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Исходя из коэффициентов корреляции (Приложение 6. Таблицa 6.1) и Kорреляционные диаграммы  (Рис.6.1.- 6.3) можно сделать следующие выводы:

       В группе испытуемых существует значимая монотонная, линейная, положительная корреляционная связь между ревностью и уровнем родительской установки - опека. (Коэффициент корреляции Спирмена rs=0,361; ρ≤0,05). (Рис. 8).

       В группе испытуемых существует значимая монотонная, линейная, положительная корреляционная связь между ревностью и уровнем родительской установки - ограничение. (Коэффициент корреляции Спирмена rs=0,514; ρ≤0,01). (Рис. 9).

 

Рис. 8. Корреляционная диаграмма          Рис. 9. Корреляционная диаграмма:                  ревность -   опека                                           ревность - ограничение

 

3.8. Интерпретация результатов исследования

На основании проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:

Данный анализ показал, что 63% участников исследования характерна родительская установка –опека и 37% - ограничение.

Далее, 53% участникам исследования характерен средний уровень ревности, 47% - низкий; высокий уровень не выявлен.

Средние значения шкал родительских установок и ревности составлют: Опека  - M=83,57, SD= 2,485; Ограничение – M=81,27, SD=1,632; Ревность – M= 57,30, SD=2,560.

Полученные результаты приводят к выводу, что родительские установки тесно взаимосвязаны с определенным уровнем ревности.

Так же, данный анализ показал, что уровень ревности среди женщин и мужчин отличается (мужчинам характерен средний уровень ревности (M=65,53); женщинам – низкий (M= 49,06) (См. Рис.5). 

Надо отметить, что ревность увеличивается по мере того, как взаимоотношения партнеров приобретают серьезный и эксклюзивный характер (White, Mullen, 1989; Wright, 1999). Как отмечает Матеза, более высокие показатели ревности коррелируют с общей удовлетворенностью взаимоотношениями и их продолжением за пределами семилетнего периода (Mathes, Severa, 1981; Mathes, 1986). В данном исследовании средняя длительность близких отношений между партнерами составляет 5,5 лет. (M= 5,5; SD=0,423).

              Существуют и особенности чувства ревности, специфические для мужчин и женщин. Так, “мужская” ревность часто проявляется как результат традиционно преимущественного права мужчин перед женщиной, мужчины чаще подают на развод по причине измены жены, хотя в целом мужчины изменяют чаще” (Андреева, Т.В., 2005., с. 208). (Прим.автора. В курсовой работе гендерные различия по выражению уровня ревности в дальнейшем анализе необсуждаются, поскольку не соответствуют целям и задачам исследования).

Также, результаты качественного анализа показали, что существует значимая корреляционная взаимосвязь между ревностью и стилями воспитания (Опека - rs=0,361, ρ≤0,05; Ограничение - rs=0,514; ρ≤0,01).

В теоретической литературе причины возникновения ревности разнообразны – это, неуверенность в себе (заниженная самооценка), неуверенность в партнере (иллюзорная или реальная), желание подчинить себе партнера, занять в его жизни главную роль, контроль ситуации, что может происходить из-за завышенной самооценки, а также негативного опыта в партнерских отношениях в прошлом.

По мнению П. Сэловея, именно угроза самооценке является центральным фактором возникновения ревности. (Salovey, 1991; Salovey, Rothman, 1991).

Тем более, пережитые в детстве травмирующие ситуации, определенный стиль воспитания, может вытесняться в сферу бессознательного и при определенных ситуациях обостряться в форме ревности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по эмпирической части

Эмпирическое исследование выборки в размере 30 человек было проведено по методикам: Шкала родительских установок (CRPR - The Child Rearing Practices Report; R. Block, 1984) и Cамооценочная шкала ревности (The Self-Report Jealousy Scale; Bringle, 1979).

В исследовании принимали участие 15 женщин (50%) и 15 мужчин (50%). Средний возраст респондентов - M=27,17; SD=0,346. Средняя длительность близких отношений - M= 5,5; SD=0,423.

              Исходные данные, полученные в ходе исследования, были сведены в таблицу 3.1 приложения 3.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 17.00 и MS Excel 97.

Математический аппарат исследования выбирался в соответствии с гипотезой исследования: „Существует связь между родительскими установками и уровнем ревности”.

Данный анализ показал:

-          63% участников исследования характерна родительская установка –опека и 37% - ограничение;

-          53% участникам исследования характерен средний уровень ревности, 47% - низкий; высокий уровень не выявлен.

Средние значения шкал родительских установок и ревности составлют:

-   Опека  - M=83,57, SD= 2,485;

-  Ограничение – M=81,27, SD=1,632;

-    Ревность – M= 57,30, SD=2,560.

Для проверки нормальности распределения полученных данных использовался критерий асимметрии и эксцесса; Визуальное исследование гистограмм с нормальной кривой; Исследование коробчатых диаграмм.

Входе исследования было выявлено, что эмпирические распределения всех данных не соответствуют нормальному распределению (См. Табл. 4.1. Приложение 4; Taбл. 5.1. Приложение 5., рис.5.1.- 5.3.).

Поэтому для дальнейшего исследования использовались методы непараметрической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и “Тау” Кендалла (См. Табл. 6.1. Приложение 6).

На основании анализа полученных результатов, была выявленa значимая кореляционная связь между уровнем ревности и родительскими установками (Опека - rs=0,361, ρ≤0,05; Ограничение - rs=0,514; ρ≤0,01).

Таким образом, по полученным результатам эмпирического исследования, гипотеза “Существует связь между родительскими установками и уровнем ревности” подтвердилась.

Принимается альтернативная гипотеза H1 – корреляция между уровнем ревности и родительскими установками (опека, ограничение) отличается от нуля.

 

 

Информация о работе Взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет