Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрена взаимосвязь стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет
Аннотация
Введение 5
Теоретическая часть 8
1. Проблема исследования особенностей стиля воспитания 8
1.1. Типология стилей воспитания 8
1.2. Родительские стили воспитания и установки 10
1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 17
2. Проблема исследования ревности 20
2.1. Понятие ревности и причины её возникновения 21
2.2. Классификация ревности 23
2.3. Теоретические и эмпирические исследования чувства ревности 25
Выводы теоретической части 28
Эмпирическая часть 29
3. Эмпирическое исследование проявления ревности во взаимосвязи с стилем
воспитания 29
3.1. Дизайн исследования 29
3.2. Выборка и её обоснование 29
3.3. Методики исследования и их обоснование 30
3.4. Процедура проведения исследования 32
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование 33
3.6. Количественный анализ результатов исследования 34
3.7. Описательные статистики 36
3.8. Интерпретация результатов исследования 40
Выводы по эмпирической части 43
Заключение 45
Литература 47
Выводы теоретической части
В курсовой работе одна из главных теоретических задач - проанализировать основные подходы к изучению стилей воспитания; рассмотреть особенности стилей воспитания; а также рассмотреть факторы влияющие на развитие чувство ревности у молодых людей.
Надо отметить, что нет сомнений в том, что воспитание родителями детей до подросткового возраста вносит свой, как позитивный, так и негативный вклад в социализацию и адаптацию подростков.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Анализ теоретической литературы показывает, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.
При рассмотрении понятия “ревность” надо отметить, что феномен ревности является крайне сложным при изучении в рамках психологии и социологии, и в первую очередь это связано с необходимостью выбора системы понятий и категорий, посредством которых можно определить содержание, виды, источники формирования, характеристики проявления и функции изучаемого явления. Ревность - любое эмоциональное состояние, классифицируемое как специальная форма тревоги, считается, что оно происходит от недостатка уверенности в привязанности того, кто любим.
Следует отметить, что онтологический статус ревности, как самостоятельного явления, в отечественной и зарубежной психологии недостаточно определён. Несомненно одно: ревность неотрывно связана с такими проявлениями как страх, гнев, неуверенность в себе, и даже зависть. Таким образом, ревность - это своего рода бессознательное, довольно многоликое, обладающее своими неповторимыми и специфическими свойствами проявление своих слабостей.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Исследование связи стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет.
3.1. Дизайн исследования
Цель исследования: выявить связь между уровнем стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет.
Объектом исследования являются 30 молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет.
Предметом исследования является связь между уровнем стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет.
В соответствии с задачами исследования и на основании базовых определений стиля воспитания и чувства ревности были выбраны методики:
1) CRPR (Шкала родительских установок) (The Child Rearing Practices Report, R. Block, 1984);
2) Cамооценочная шкала ревности. (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979).
Эмпирические задачи:
1. Провести эмпирическое исследование выборки по методикам: CRPR (Шкала родительских установок) (The Child Rearing Practices Report, Р. Block, 1984) и Cамооценочная шкала ревности. (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979);
2. Провести статистическую обработку полученных данных, в ходе эмпирического исследования, с помощью компьютерной программы SPSS;
3. Выявить связь между уровнем стиля воспитания и чувства ревности;
4. Провести качественный анализ полученных результатов, подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования.
3.2. Выборка и её обоснование
Исходя из целей исследования, были выбраны основные параметры выборки:
1. Возраст – молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет;
2. Длительность близких отношений от 1-10 лет;
3. В исследовании участвуют мужчины и женщины;
3. Добровольное желание принять участие в исследовании.
Данная выборка соответствует поставленным целям и гипотезе исследования.
3.3. Методики исследования и их обоснование
3.3.1. Cамооценочная шкала ревности
Cамооценочная шкала ревности (The Self-Report Jealousy Scale) была разработана Робертом Дж. Брингли 1979 году. (Bringle, Roach, Andler, & Evenbeck, 1979).
Цель исследования - cамооценка Ревности. Шкала разработана для измерения индивидуальных различий к склонности ревновать в различных ревность-вызывающих (сексуального, работа, семья, социальные) ситуациях.
В исследовании была использована Cамооценочная шкала ревности (The Self-Report Jealousy Scale), адаптированая на русском языке, которую мне любезно предложил доктор психологических наук Г. М. Бреслав ( Психология эмоций, 2004).
Шкала оценивает ревность в общем виде, with a heavy emphasis on romantic relationships. с акцентом на романтические отношения.
Предварительные данные о психометрических характеристик: в выборке из 162 студентов, средний балл был 70,62, стандартное отклонение = 12,75, коэффициент альфа = 0,88. Во втором образце из 147 студентов колледжа, двухнедельный тест-повторных испытаний коэффициент корреляции составил 0,77. В первом времени результаты описательной статистики: средний = 71,59, стандартное отклонение = 12,43, коэффициент альфа = 0,88. Во втором: Среднее = 71,4, стандартное отклонение = 14,3, коэффициент альфа = 0,92.
Cамооценочная шкала ревности (SRJS) является универсальным инструментом для измерения индивидуальных различий к склонности ревновать в различных ревность-вызывающих ситуациях, в том числе для исследований на более широкий круг отношений (например, гетеросексуальные, гомосексуальные, сожителем, знакомства, брак).
SRJS состоит из 25 вопросов (См. Приложение 1). 15 пунктов относится к романтической ревности, например, вопрос: “У Вашего партнера есть сексуальные отношения с кем-то другим”? и 10 пунктов к неромантической ревности, например, вопрос: “Группа, к которой, по Вашему мнению, Вы принадлежите, не включает Вас в свои планы, деятельность и т.д”.
Каждое утверждение оценивается в следущих баллах: 0 – устраивает, 1 – слегка огорчает, 2 – Огорчает, 3 – очень огорчает, 4 – крайне огорчает.
Обработка данных:
Подсчитывается общее количество баллов и определяется уровень ревности.
Интерпретация данных
High score: Для оценки полученных результатов используються нормы, разработанные автором методики.
Высокая оценка: 83-100 (высокй уровень ревности)
Intermediate score: Промежуточная оценка: 59-82 (средний уровень ревности)
Low score: Низкая оценка: 0-58 (низкий уровень ревности)
Как правило, люди, с высоким уровнем ревностиscore high on the scale tend to have low self- характеризуютя низкой самооценкой, чувством повышенной тревожности, не способны управлять своей жизнью.
3.3.2. Шкала родительских установок (CRPR - The Child Rearing Practices Report)
Шкала родительских установок (СRPR) была разработана Робертом Блоком в 1984 году (R. Block, 1984).
Шкала оценивает степень, по которой родители выражают свою привязанность, поощрение независимости, наказывание детей; контроль, ссылаясь на вину, и обеспечение рационального руководство. Элементы включают: “Я даю понять своему ребенку, какой стыд и огорчения вызывает у меня его плохое поведение”; “Я контролирую поведение ребенка, предупреждая его о неприятностях, которые могут с ним случиться”; “Я нахожу для себя поучительным и интересным проводить длительное время со своим ребенком”, итд. Следовательно, родители указывают, в какой степени эти описания применяются.
Надо отметить, что в то же время, Aunola и Нурми (2004) подвергают эти элементы факторному анализу. Они обнаружили три фактора: привязанность, поведенческий контроль, и психологический контроль. При повторных испытаний, кореляция колебалась между 0,75 и 0,78 для привязанности, между 0,57 и 0,62 для поведенческого контроля, а также между 0,69 и 0,72 для психологического контроля. (www.psych-it.com.au/
Так же, Рикел и Biasatti (1982) подтверждают надежность CRPR следующими психометрическими показателями: для элементов измерения ограничений, альфа Кронбаха - 0,85; для элементов заботы - 0,84. Тест-повторных испытаний надежности CRPR была признана адекватной (0,71).
В исследовании была использована Шкала родительских установок (CRPR), адаптированая на русском языке, которую мне любезно предложил доктор психологических наук Г. М. Бреслав ( Психология эмоций, 2004).
СRPR состоит из 37 вопросов (См. Приложение 2). 18 пунктов относится к шкале родительской установке – опека; например, вопрос: “Я уважаю мнение своего ребенка и поощряю его выражать это мнение” и 19 пунктов относится к шкале - ограничение, например, вопрос: “Вряд ли детям разного пола надо позволять видеть друг друга голыми”.
Каждое утверждение оценивается в следущих баллах:
1 = Совершенно не согласен
2 = Не согласен
3 = Скорее не согласен
4 = Скорее согласен
5 = Согласен
6 = Полностью согласен
Обработка данных:
Подсчитывается количество баллов по каждой шкале родительской установке.
Опека (вопросы): 1, 3, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 26, 27, 33.
Ограничение (вопросы): 2, 4, 5, 8, 12, 13, 14, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37.
Интерпретация данных:
По наибольшему количеству баллов определяется родительская установка
Klausīties
3.4. Процедура проведения исследования
Исследование проходило по конкретно разработанному плану. Исследования проводилось в Латвийском государственном университете. Средний возраст респондентов - M=27,17; SD=0,346. Средняя длительность близких отношений - M= 5,5; SD=0,423. В исследовании принимали участие 15 женщин (50%) и 15 мужчин (50%).
Всем желающим были розданы опросники. Средняя длительность каждого опроса - 25 минут. Исследования проводилось анонимно. При инструктировании каждый испытуемый получал стандартные инструкции относительно тестирования в каждой серии исследований. По словам участников исследования, инструкция была понятна и сложностей в процессе заполнения опросника ни у кого не возникло.
Исходя из вышесказанного, надёжность результатов обеспечивалось:
- стандартностью процедуры исследования для всех участников;
- каждый испытуемый получил стандартные инструкции относительно тестирования в каждой серии исследований;
- исследования проводилась анонимно;
- каждый респондент был информирован о целях исследования.
Всем желающим было предложено получение „обратной связи” по результатам исследования.
З.5. Выбор математического аппарата и его обоснование
Обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 17.00 и MS Excel 97.
Математический аппарат исследования выбирался в соответствии с гипотезой исследования: „Существует связь между уровнем стиля воспитания и чувства ревности у молодых людей 25-30 лет”.
Эмпирические гипотезы исследования:
Альтернативная гипотеза H1– корреляция между уровнем стиля воспитания и чувства ревности отличается от нуля.
Нулевая гипотеза H0 – корреляция между между уровнем стиля воспитания и чувства ревности не отличается от нуля.
Одни и те же задачи могут быть решены с помощью различных критериев.
Для изучения связи между уровнем интернет зависимости и акцентуации характера можно использовать коэффициенты корреляции:
Параметрический критерий (если соответствует нормальному распределению): коэффициент корреляции Пирсона;
Непараметрический критерий: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и “Тау”-Кендалла.
Для анализа полученных данных были вычислены описательные статистики. Для выбора статистических критериев было проверено соответствие распределения эмпирических данных нормальному распределению.
Методы для соответствия данных нормальному распределению:
- Критерии асимметрии и эксцесса. Распределение соответствует нормальному виду, если для соответствующей переменной абсолютные значения асимметрии и эксцесса не превышают (меньше) свои стандартные ошибки;
- Критерий Колмогорова-Смирнова в модификации Лиллифора и Критерий Шапиро-Уилкс;
- Визуальное исследование диаграмм с нормальной кривой;
- Исследование коробчатых диаграмм: наличие или отсутствие экстремальных значений или выбросов.
Эмпирические распределения данных не соответствовали нормальному распределению (Приложение 4, 5; Таблицы 4.1, 5.1., рис. 5.3. – 5.5). Поэтому для дальнейшего исследования использовались методы непараметрической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и “Тау”-Кендалла. (Приложение 6, Табл.6.1).
Уровни статистической значимости. Для оценки статистической значимости результатов использовались уровни статистической значимости:
- низшим уровнем статистической значимости - 5%-ый уровень (р<0,05);